«Календарная литература» в рассказах А.П. Чехова 2010 год Исследовательская работа по литературе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Давным-давно в конце XVIII века в России начали устраиваться вечера для детей из знатных семей. Эти вечера в начале проводились один раз в год –в Рождество,
Advertisements

Рождественская тема в рассказах Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и А.П.Чехова «Ванька» Автор: ученица МБОУ РСОШ 2 Болдина Снежана Руководитель:
Данченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 «Сабурово» (г. Москва)
Чудо милосердия. Святочный рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Красноармейский район МОУ Арсентьевская ООШ «Традиции празднования Рождества Христова: прошлое и настоящее »
Речевой жанр Личное письмо. Структура письма Приветствие и (или ) обращение – название того, кому предназначено письмо. Вступление – извинение, вопросы,
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
Второе рождение. Рождение человека – всегда радостное событие. Это начало новой жизни с её праздниками и буднями, победами и неудачами. Это выбор жизненного.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 72 Ленинского района города Ростова-на-Дону, ул. Варфоломеева д.1 «а»
Святочный рассказ особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных.
Учителя русского языка и литературы Гуляевой Екатерины Витальевны.
Светлое Христово Воскресенье Подготовлено: Ученицей 4 «А» класса МБОУ СОШ 2 Сарана Викторией.
Конкурс детского творчества «Рождественские колокольчики» в МБОУ «Токаревская средняя школа». Цель конкурса: приобщение учащихся к духовно- приобщение.
Под напев молитв пасхальных и под звон колоколов, к нам летит весна из дальних, из полуденных краев. В зеленеющем уборе млеют темные леса, небо блещет.
Святочный рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» Урок внеклассного чтения 7 класс.
Принципы отношения родителей с детьми Prezentacii.com.
«СКАЗКА «СКАЗКА О РОЖДЕСТВЕНСКОЙ О РОЖДЕСТВЕНСКОЙЁЛОЧКЕ» 2011 ГОД КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – КОРНЕЕВА Е. А.
Работы учащихся. Отзыв о курсе ОРКСЭ Лобазовой Ирины, ученицы 4 класса. Начиная с третьей четверти четвёртого класса мы начали изучать новый предмет.
Работу выполнила ученица 10 класса Б Яковлева Ольга.
Выполнили: Бауэр Александр Сергеевич, ученик 7 класса Зайнуллин Александр Дамиролвич, ученик 12 класса ФКОУ В(С)ОШ 1 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Транксрипт:

«Календарная литература» в рассказах А.П. Чехова 2010 год Исследовательская работа по литературе.

Рождественский рассказ – литературный жанр, характеризующийся определённой спецификой в сравнение с традиционным жанром рассказа. Традиция рождественского рассказа берёт своё начало в средневековых мистериях. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Часто в структуру рождественского рассказа входит элемент фантастики. Рождественский рассказ содержит в себе моменты роднящие его со святочной традицией. Это роль сверхъестественного,чуда, которое происходит на рождество. Чудо реализуется здесь не только,как вмешательство, высших сил, но и как счастливая случайность, которые видятся как знак свыше.

Святочный рассказ- один из самых сложных, но в тоже время один из самых «русских» жанров в нашей литературе. Главная заветная идея святочного рассказа- это идея о возрождении доброты и милосердия в людях. Святочный рассказ- очень интересный жанр. Он имеет практическое воздействие на читателя: обращает его к милосердию, пониманию окружающих, открывает сердце для восприятия религии. Святочный рассказ имеет непосредственное отношение к религии. Ведь действие в нем происходит во время святок или рождества. Кроме того сам рассказ связан со встречей с самим господом, восприятия поступков героев происходит через осмысление заповедей Бога. Понять святочный рассказ как жанр невозможно вне христианского контекста Русской литературы, вне христианской духовной традиции.

Пасхальный рассказ- составляют целую традицию в русской литературе, он несет в себе идею примирения людей, их христианского братства. Примирение и прощение происходило под звон пасхальных колоколов. Пасхальный рассказ может быть написан о радости, покаяния и прощения. В этот день сам господь помогает заблудшим чадам: виновным –смиренно покаяться, а обиженным – искренне, от души простить. Традиционные для этого праздника мотивы – всепрощающей любви, воскресения к новой жизни, духовного перерождения. «Пасхальные» рассказы преимущественно обращены к духовной жизни человека и зачастую носят характер нравоучения.

Рождественскийрассказ«Ванька»

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»

«Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченый орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи для Ваньки»

Знаки праздничного времени в тексте: Хозяева и подмастерья ушли к заутрене; Хозяева и подмастерья ушли к заутрене; Мальчик стоит в молитвенной позе, на коленях, но занят мирским делом; Мальчик стоит в молитвенной позе, на коленях, но занят мирским делом; Поход за елкой; Поход за елкой; Золоченый орех – символ, но он не показывает на бедность, в которую хочет вернуться Ванька Золоченый орех – символ, но он не показывает на бедность, в которую хочет вернуться Ванька

Страдания ребенка у А.П. Чехова не просто свидетельство социального неустройства. Само время действия – Рождественская ночь вводит евангельскую тему: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Мир не принимает маленького страдальца, он находит долю счастья в Рождественскую ночь вне реальности, во сне.

«Архиерей» - пасхальный рассказ

Архиерей (от греч. archieréus), или епископ, в православной церкви лицо, принадлежащее к высшему чину священнослужителей. А рхиерей управляет епархией церковно-административным округом, возводит в сан священников, дьяконов, назначает их на должности, судит духовенство и мирян по вопросам веры, совершает богослужения и т. д.

В « Архиерее» рассказывают, о человеке, у которого произошло раздвоение в имени, в характере, он был архиереем, очень почтенным человеком в обществе. Его церковное имя было Пётр, а мирское Павел. Павел – маленький, незначительный, Пётр – камень. Выбор имени не случаен. В «Архиерее» акцент сделан на твёрдости. Однако твёрдость («камень») – не свойство характера героя ( у него «тихий, скромный нрав»), а следствие его сана ( «апостольства»). «Сам того не желая», в людях он «возбуждал страх».

В герое преобладает социальная функция: -«Петр» употребляется 7 раз; -«Сан», «Архиерей» по 2 раза; -«Владыко» - 4 раза; -«Преосвященный» - 38 раз В пастырском служении доминирует общее, а не индивидуальное.

Главный сюжет рассказа – «восстановление человека» - распадается на два параллельных сюжета: Болезнь и смерть тела Просветление духа Календарная символика: «снега уже не было», «пасмурное весеннее небо» неслучайны. Для православного человека весна – пасхальный цикл праздников.

Заключение. «Календарные рассказы» - это рассказы для чувств и о чувствах: -детей, оставшихся без внимания родителей; о детстве, полном огорчения и боли; -о человеке, преданном Богу, имеющем свои мысли и чувства; человеке, встретившемся с Господом и самим собой.

«Я чувствую, следовательно, существую» Р. Декард