Инновационный проект Воспитание способностей к взаимопониманию в семье как важнейшая общечеловеческая ценность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Advertisements

МБДОУ ЦРР детский сад 2 «Солнышко» Социально - нравственное воспитание дошкольников.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Да здравствует Заветная мечта по программе «Большое чтение» Автор проекта: Румянцева Н. А. – заведующая библиотекой МОУ СОШ 21 г. Шарья.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Волнягина Т.И. учитель начальных классов ГБОУ ООШ 4 г. Новокуйбышевск.
Программа патриотического воспитания учащихся в МОУ «Новочеркасская СОШ» Авторы: Классные руководители 5 – 6 классов и учащиеся.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г. о. Орехово – Зуево Московской области Разработала: Воспитатель.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района«Средняя общеобразовательная школа 10» Формирование личностных универсальных.
Начальная школа – начало начал Смирнова Гульсина Алексеевна – учитель начальных классов МБОУ «Полазненская СОШ 3»
Формирование гражданских качеств учащихся Учитель ГБОУ СОШ 350 Невского района СПб Тарасевич Е.В.
Транксрипт:

Инновационный проект Воспитание способностей к взаимопониманию в семье как важнейшая общечеловеческая ценность

Автор работы: Тверская Зинаида Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Заря литературы МОУ СОШ п. Заря Опаринского района Кировской области. Категория: высшая Стаж работы: 30 лет

Условия возникновения темы 2008 год объявлен в России Годом семьи. На самом высоком уровне поднята проблема, требующая решения государства, чтобы у страны было будущее, чтобы школы не закрывались за недостаточностью учеников, чтобы было кому работать и любить «ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям». У государства эта проблема появилась только в 21 веке. А школа неразрывно связана с семьей всегда. И не только потому. что «все идет из семьи», но и потому, что в лучших художественных произведениях как 19, так и 20 веков эта тема или развивается, или авторы ее касаются. А литература всегда была и будет средством нравственного воспитания юного гражданина год объявлен в России Годом семьи. На самом высоком уровне поднята проблема, требующая решения государства, чтобы у страны было будущее, чтобы школы не закрывались за недостаточностью учеников, чтобы было кому работать и любить «ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям». У государства эта проблема появилась только в 21 веке. А школа неразрывно связана с семьей всегда. И не только потому. что «все идет из семьи», но и потому, что в лучших художественных произведениях как 19, так и 20 веков эта тема или развивается, или авторы ее касаются. А литература всегда была и будет средством нравственного воспитания юного гражданина.

Анализ ситуации В Государственном стандарте общего образования определяются цели и задачи изучения литературы как предмета: «воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма». Рассмотрим, кто из предлагаемых стандартом для «изучения» писателей темы семьи касался. Мы найдем имена нескольких поэтов, чьи стихи не раскрывают эту тему: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. И это из более 60 имен поэтов и писателей, т.е. всего 20% изучаемых в 5-8 классах произведений не затрагивают важнейшую для всех времен и народов тему: «Семья, дети, отношения между родителями и детьми, дедами, бабушками и внуками, братьями и сестрами». В Государственном стандарте общего образования определяются цели и задачи изучения литературы как предмета: «воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма». Рассмотрим, кто из предлагаемых стандартом для «изучения» писателей темы семьи касался. Мы найдем имена нескольких поэтов, чьи стихи не раскрывают эту тему: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. И это из более 60 имен поэтов и писателей, т.е. всего 20% изучаемых в 5-8 классах произведений не затрагивают важнейшую для всех времен и народов тему: «Семья, дети, отношения между родителями и детьми, дедами, бабушками и внуками, братьями и сестрами». На уроках же внеклассного чтения эта тема – семья и ее значение – практически не рассматривалась, хотя имеет огромное значение для каждого человека На уроках же внеклассного чтения эта тема – семья и ее значение – практически не рассматривалась, хотя имеет огромное значение для каждого человека

Ведущая педагогическая идея Реформа современного образования предполагает переход к личностно-ориентированному обучению. Эта дидактическая система нацелена на авторский подход к проектированию целостного процесса обучения. И.С.Якиманская полагает, что основной источник развития ученика кроется в его природной сущности - быть субъектом не только учебной деятельности, но и жизнедеятельности. Личностно-ориентированное обучение – это не формирование личности с заданными качествами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностного начала. Личность ученика должна восприниматься с уважением, т. к. каждый из людей уникален, имеет право на собственное мнение, собственную позицию, нравственные свободы. Поэтому оценивать можно только изменения, которые произошли в восприятии текста, т.е. сравнивать ученика не с другими, а только с ним самим. Реформа современного образования предполагает переход к личностно-ориентированному обучению. Эта дидактическая система нацелена на авторский подход к проектированию целостного процесса обучения. И.С.Якиманская полагает, что основной источник развития ученика кроется в его природной сущности - быть субъектом не только учебной деятельности, но и жизнедеятельности. Личностно-ориентированное обучение – это не формирование личности с заданными качествами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностного начала. Личность ученика должна восприниматься с уважением, т. к. каждый из людей уникален, имеет право на собственное мнение, собственную позицию, нравственные свободы. Поэтому оценивать можно только изменения, которые произошли в восприятии текста, т.е. сравнивать ученика не с другими, а только с ним самим.

Теоретическая база Цель моей работы - использовать новейшие достижения современной педагогики применительно к личностно- ориентированному обучению. О.Г.Селиванова считает, что современному учителю необходимо совершенствовать свою методологическую культуру: знать основные направления развития современного образования, иметь собственное понимание роли и места образования в обществе в целом и в жизни отдельного человека, уметь осуществлять осознанный выбор учебников и учебных программ, методов обучения и, более того, проектировать деятельность учащихся в процессе обучения. Основной проблемой считаю актуализацию субъектного опыта школьника. Субъектный опыт ученика означает опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком еще до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Цель моей работы - использовать новейшие достижения современной педагогики применительно к личностно- ориентированному обучению. О.Г.Селиванова считает, что современному учителю необходимо совершенствовать свою методологическую культуру: знать основные направления развития современного образования, иметь собственное понимание роли и места образования в обществе в целом и в жизни отдельного человека, уметь осуществлять осознанный выбор учебников и учебных программ, методов обучения и, более того, проектировать деятельность учащихся в процессе обучения. Основной проблемой считаю актуализацию субъектного опыта школьника. Субъектный опыт ученика означает опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком еще до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Проблемы, цели, задачи Проблемы: 1. Проблема качественного освоения предлагаемых учащимся объемов знаний. 2. Сложившаяся система оценки знаний ориентирована на усвоение большого объема учебного материала на репродуктивном уровне. 3. Низкий уровень нравственных, моральных и этических качеств личности. 4. Слабая практическая ориентация школьных знаний. 5. Слабая гуманитарная направленность школьных знаний ( давая знания, школа не готовит учащихся к жизни в семье, коллективе).

Проблемы, цели, задачи Цели: Цели: 1. Повышение качества знаний учащихся. 1. Повышение качества знаний учащихся. 2. Создание условий для существенной дифференциации содержания 2. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения. обучения. 3. Формирование нравственных качеств личности посредством уроков 3. Формирование нравственных качеств личности посредством уроков литературы. литературы. 4. Знакомство учащихся с поведенческими моделями, формирование 4. Знакомство учащихся с поведенческими моделями, формирование у них ценностей, позволяющих быть успешными вне стен школы у них ценностей, позволяющих быть успешными вне стен школы Задачи: 1. Анализ программы по литературе В.Я.Коровиной в части внеклассного 1. Анализ программы по литературе В.Я.Коровиной в части внеклассного чтения с точки зрения сформированности компетентностей. чтения с точки зрения сформированности компетентностей. 2. Разработка системы уроков внеклассного чтения, способствующих 2. Разработка системы уроков внеклассного чтения, способствующих выработке практико-ориентированных компетентностей и выработке практико-ориентированных компетентностей и общечеловеческих ценностей. общечеловеческих ценностей. 3. Определение системы диагностики результатов обучения. 3. Определение системы диагностики результатов обучения. 4. Актуализация работы с читательскими дневниками. 4. Актуализация работы с читательскими дневниками. 5. Создание комфортных условий, «мысли семейной» на уроках внеклассного 5. Создание комфортных условий, «мысли семейной» на уроках внеклассного чтения. чтения.

Программа реализации проекта 1-й этап: создать условия для формирования коммуникативной, рефлексивной, социальной компетентностей, для деятельности по реализации идей и определения результата. Разработка проекта и диагностических материалов. 1-й этап: создать условия для формирования коммуникативной, рефлексивной, социальной компетентностей, для деятельности по реализации идей и определения результата. Разработка проекта и диагностических материалов. 2-й этап: осуществление деятельности, апробация и коррекция системы по формированию коммуникативной, рефлексивной, социальной компетентностей во время уроков внеклассного чтения и определение ожидаемого результата. 2-й этап: осуществление деятельности, апробация и коррекция системы по формированию коммуникативной, рефлексивной, социальной компетентностей во время уроков внеклассного чтения и определение ожидаемого результата. 3-й этап: подведение итогов, определение результатов. 3-й этап: подведение итогов, определение результатов.

Система уроков внеклассного чтения по теме «Семья» в 6-8 классах КлассТема урокаПроизведениеГерои и их взаимоотношения Семейные ценности 6 кл Что я читал(а) летом А.А.Лиханов «Мой генерал» Н.А.Некрасов «Дедушка» Дед и внукПризнание, уважение 6 кл История жизни деда – история России Н.А.Некрасов «Дедушка» Дед и внукСопереживание, любовь 6 кл Духовные ценности, воспитание в семье А.А.Лиханов «Последние холода» Мать, сын, дочь, бабушка Приспособляемо сть, верность, доверие 6 кл «Спешите делать добрые дела» Б.П.Екимов «Ночь исцеления» Бабушка и внукЛюбовь, поддержка, умение слушать

КлассТема урокаПроизведениеГерои и их взаимоотношения Семейные ценности 7 кл «Такое разное детство» Л.Н.Толстой «Детство» М.А.Шолохов «Судьба человека» Отец и сынСопереживание, любовь, нежность 8 кл «Для чего я живу?» Л.Н.Толстой «Отрочество» Отец и детиРавенство, толерантность 8 кл «Я+я получится семья?» Н.В.Гоголь «Женитьба» Жених и невестаЛюбовь, сопереживание Система уроков внеклассного чтения по теме «Семья» в 6-8 классах

Внеклассная работа, связанная с темой «Семья» КлассТема урокаПроизведениеГерои и их взаимоотно шения Семейные ценности 1-11 кл Публичный урок «Строительство души» А.А.Лиханов «Русские мальчики» Мать, бабушка, сын, внук Доверие, поддержка, компромисс 1-7 кл Встреча с интересным человеком Произведения А.В.Андреевой (местной поэтессы) Мать, дочьЛюбовь, нежность 6-9кл Открытый урок письма «Умеем ли мы писать письма» Эпистолярный жанр в русской литературе «Письмо к отцу» (Луначарский) «Настеньке»(Луконин) Отец и сын, отец и дочь Признание, умение слушать, любовь, нежность 11 кл Читательская конференция «Читаем вместе» (семейное чтение) А.Алексин «Безумная Евдокия» Отец, мать, дочь Сопереживание, поддержка, компромисс, любовь

Рефлексия Эмоции читателя и автора ВоображениеОсмысление Воссоздаю щее Творческое ПересказАнализПроблемный вопрос 1.Понравило сь или не понравило сь вам произведе ние. 2.Ваше отношение к главному герою? 3.Как к нему относится автор? Обоснуйте 1. Какие картины всплывают в памяти, когда пытаетесь припомнить рассказ? 1. Какую иллюстрацию ты поместил бы на обложку книги? Опиши ее. 1. Почему происходят те или иные события в цели сюжета? 1. Докажи, что герои друзья, родны (или какие-либо другие отношения) 2. Как вы понимаете концовку? 3. Почему произведение называется…? 1. Почему так происходит: (учитель формулирует одну из проблем текста) Схема выявления восприятия и осмысления прочитанного. Диагностика в начале и в конце года.

Система контроля внеклассного чтения Класс Фамилия, имя Книга прочитана Тема семьи в русской литературе Название произведения СБВ/ЧЯХЛИ 1. Акимов Н. 2. Баханько Н. 3. Бут А. 4. … Книга прочитана – эту колонку ребята заполняют сами сразу же по прочтении книги С – сообщение в любом жанре; Б – участие в беседе, открытом диалоге. В/Ч – выразительное чтение; ЯХЛ – наблюдение над языком художественной литературы, выписки, характеризующие эстетический вкус выступающего; И – иллюстрации к произведению делаются учениками по желанию; к рисункам подбирается соответствующий текст, то есть иллюстрации ученик представляет и защищает. Отметка 4 выставляется карандашом: сообщение ученик может доработать и выступить еще раз, обязательно на уроке. Все должны видеть творческий рост товарища. Вместо 3 и 2 мы предлагаем: Поработай еще… Обрати внимание вот на что… Подведем итоги нашей работы по внеклассному чтению В течении года каждый из 22 учеников класса прочитал семь произведений. Так, возвращаясь к прочитанному, мы находим новую радость и собираем ее по каплям на свою душу, чтобы через много лет книга вновь позвала к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Ожидаемый результат 1. Увеличение количества книголюбов. 1. Увеличение количества книголюбов. 2. Рост числа грамотных читателей. 2. Рост числа грамотных читателей. 3. Привлечение родителей к возрождению традиции семейного чтения. 3. Привлечение родителей к возрождению традиции семейного чтения. 4. Как следствие решения проблемы – повышение качества знаний по литературе. 4. Как следствие решения проблемы – повышение качества знаний по литературе. 5. Выработка коммуникативной, рефлексивной, социальной, проектной компетентностей. 5. Выработка коммуникативной, рефлексивной, социальной, проектной компетентностей. 6. Формирование у учащихся знаний, поведенческих моделей, ценностей, позволяющих им быть успешными в жизни. 6. Формирование у учащихся знаний, поведенческих моделей, ценностей, позволяющих им быть успешными в жизни. 7. Создание творческой среды в школе для развития креативных, 7. Создание творческой среды в школе для развития креативных, интеллектуальных способностей учащихся. интеллектуальных способностей учащихся.

Ресурсы 1. Работа с родителями в целях пропаганды традиций семейного чтения. 2. Активное привлечение к совместной работе по воспитанию интереса к художественной литературе у детей, проживающих в приюте п. Заря работников данного учреждения. 3. Сотрудничество с поселковой библиотекой.

Благодарю за внимание!