Правила ВТО в области предоставления сельскохозяйственных субсидий г. Казань, 27-28 мая 2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О требованиях ВТО по государственной поддержке сельского хозяйства _______________________________________________ 26 марта 2012 года Министерство сельского.
Advertisements

Н.А. Карлова к.э.н. 1 Сравнительный анализ методик оценки расходов на поддержку сельского хозяйства.
Москва, 2013 г. Правила ВТО по государственной поддержке сельского хозяйства Управление международного экономического сотрудничества Управление контроля.
16 декабря 2011 года Россия принята в ВТО Государственная поддержка в рамках «желтой корзины» составит 9 млрд. долларов (270 млрд. рублей)
Влияние вступления в ВТО на агропродовольственный сектор России Е.Серова Аналитический центр АПЭ
Отраслевые и региональные аспекты вступления России в ВТО – ВТО и активная промышленная политика Москва, 30 марта 2012 г.
Кафедра «Экономики и агробизнеса» РОССИЯ и ВТО: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2015 г. ОБ УПРОЩЕНИИ ПОРЯДКА ДОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
ВТО и устойчивое развитие сельского хозяйства С.В. Киселев Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку экспорта промышленной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование цен в экономике 1.Необходимость государственного регулирования цен. 2.Прямое государственное регулирование цен 3.Особенности.
Особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности в ВТО. Механизмы разрешения споров. Т. Сидорова, к.ю.н, зав.кафедрой международного.
ПРОЕКТ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ирина Кобута, кандидат экономических наук.
Господдержка, оказываемая АПК Московской области в 2016 году в рамках Государственной программы «Сельское хозяйство Подмосковья» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО.
Сельское хозяйство Российской Федерации в условиях ВТО Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная поддержка кредитной кооперации на региональном уровне Правительство Ростовской.
Уведомления («нотификации») по промышленным субсидиям Чаплин Анатолий Юрьевич – эксперт Минэкономразвития России г. Казань мая 2008 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
годы Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области.
Транксрипт:

Правила ВТО в области предоставления сельскохозяйственных субсидий г. Казань, мая 2008 г.

Сидорук Анна Сергеевна Заместитель начальника Отдела ВТО Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России т. +7 (495) ф. +7 (495)

Правила ВТО по субсидированию сельского хозяйства ГАТТ-1994 Соглашение по сельскому хозяйству

Сфера применения Соглашения Действие Соглашения распространяется только на торговлю товарами Соглашение является обязательным для всех стран-членов ВТО Соглашение применяется в отношении торговли сельскохозяйственными товарами, перечисленными в группах 1-24 Гармонизированной системы товарной классификации (в т.ч.вино, крепкие спиртные напитки, табак и табачные изделия, шкуры, хлопок, лен,изделия из мясомолочных продуктов) Исключение: рыба, рыбопродукты, лес.

Ключевые аспекты Соглашения Доступ на рынки Внутренняя поддержка сельского хозяйства Экспортные субсидии

Доступ на рынки Обязательства стран-членов по уровню импортных тарифов на сельхозпродукцию Тарифные квоты Специальные защитные меры для сельхозпродукции (SSG)

Внутренняя поддержка сельского хозяйства Зеленая корзина (меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю) Голубая корзина (меры, направленные на самоограничение производства сельхозпродукции) Янтарная корзина (меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, уровень de minimis)

Требования ВТО в области мер внутренней поддержки Меры зеленой корзины исключены из обязательств по сокращению Меры голубой корзины исключены из обязательств по сокращению Меры янтарной корзины должны быть сокращены

Зеленая корзина Критерии финансирование осуществляется из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счет средств потребителей поддержка не имеет следствием поддержание цен производителей + критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины

Зеленая корзина (2) Два вида мер зеленой корзины (Приложение 2 Соглашения ВТО) Общие услуги Прямые платежи

Критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины Общие услуги в том числе расходы на деятельность сельскохозяйственных органов (службы надзора, агентства) расходы на НИОКР расходы на образование, повышение квалификации, стажировки, курсы расходы на ветеринарные услуги, проведение карантинных мероприятий расходы на инспекционные услуги субсидии ветеринарно–санитарным утилизационным заводам расходы на консультационные услуги, развитие системы рыночной информации, издание литературы, поддержка проведения выставок, ярмарок финансирование капиталовложений в инфраструктуру (дороги, дамбы, портовые мощности, линии электропередач, хранилища, водоводы,)кроме финансирования внутрихозяйственных мощностей и эксплутационных затрат финансирование программы «Повышение плодородия почв»

Критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины (2) Прямые платежи Хранение запасов для обеспечения продовольственной безопасности расходы регионального и местных бюджетов на закупку и хранение сельскохозяйственной продукции с целью формирования продовольственных фондов (при условии закупок и продаж по рыночным ценам) расходы бюджета на создание страховых запасов семян (при условии закупок и продаж по рыночным ценам)

Критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины (3) Внутренняя продовольственная помощь расходы на питание в школах, больницах, помощь нуждающимся право на получение продовольствия должно определяться по точно и ясно сформулированным критериям; помощь должна оказываться в форме прямого обеспечения продовольствием или в виде обеспечения средств для покупки получателями помощи по рыночным или субсидируемым ценам; государство должно закупать продукцию по текущим рыночным ценам; финансирование и управление должны быть прозрачными

Критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины (4) Поддержка доходов производителей, не связанных с сельскохозяйственным производством выплаты в зависимости от уровня доходов, от фактора производства, статуса производителя или собственника, уровня производства в определенный и фиксированный базовый период, помощь молодым фермерам Платежи должны определяться на основе четко и ясно определенных критериев, так как доход, статус производителя или собственника, фактора производства или уровня производства в определенный и фиксированный период Объем платежей не должен быть связан с, или базироваться на типе и объеме производства в любой год после зафиксированного базового периода Объем платежей не должен быть связан с, или базироваться на внутренних или мировых ценах, примененных в любой год после зафиксированного базового периода Объем платежей не должен быть связан с, или базироваться на факторах производства, использованных в любой год после зафиксированного базового периода Производства продукции не должно требоваться для получения платежей

Критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины (5) Финансовое участие региональных и местных властей в государственных программах страхования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей Право на получение должно определяться потерями дохода (причем дохода только от сельского хозяйства), превышающими 30% от среднего валового дохода или эквивалента чистого дохода (за исключением любых платежей из такой же или подобной программы) в предшествующие три года, или в среднем за три года в предшествующем пятилетнем периоде (за исключением максимального и минимального уровня); Любой производитель удовлетворяющий этим условиям должен иметь право получать платежи; Объем платежей должен компенсировать менее 70% потерь дохода производителя в год, когда производитель получил право; Объем платежей должен относиться исключительно к доходу (не к типу или объему производства, не к внутренним и мировым ценам, не к факторам производства);

Критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины (6) Компенсация потерь от стихийных бедствий Получение права на компенсацию должно происходить только при формальном признании госорганами такого бедствия Компенсация должна определяться потерями производства, превышающими 30% от среднегодового уровня производства в предшествующие три года, или в среднем за три года в предшествующем пятилетнем периоде (за исключением максимального и минимального уровня); Платежи должны осуществляться только в отношении потерь дохода, животных (включая платежи за лечение), земли или других факторов производства в результате бедствия; Платежи должны компенсировать не более, чем величину издержек возмещения и не должны требовать или специфицировать тип и количество будущей продукции; Платежи сделанные в ходе бедствия не должны превышать уровня, требуемого для предотвращения или смягчения будущих потерь; Если производитель получает платежи по страхованию доходов и по программам стихийных бедствий, то сумма платежей не должна превышать 100% потерь производителя

Критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины (7) Помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в неблагоприятных для сельского хозяйства регионах Право получения помощи ограничивается только производителями данного региона Регион должен быть точно обозначен и зафиксирован на основе экономической и административной идентичности и с учетом того, что неблагоприятные условия определяются не временными обстоятельствами Объем платежей не должен быть связан с, или базироваться на типе и объеме производства (включая животноводческие фермы) в любой год после зафиксированного базового периода Объем платежей не должен быть связан с, или базироваться на внутренних или мировых ценах, примененных в любой год после зафиксированного базового периода Если платежи относятся к факторам производства, то они должны осуществляться по дегрессивной шкале после определенного порогового уровня Платежи должны компенсировать не более, чем величину дополнительных издержек или потерю дохода при ведении сельскохозяйственного производства в данном регионе

Критерии для каждого отдельного вида поддержки зеленой корзины (8) Содействие структурным изменениям посредством финансирования программ инвестиционной помощи сельхозтоваропроизводителям Необходимы точно сформулированные критерии по программам принятым для помощи в связи со структурными и финансовыми проблемами

Другие виды поддержки зеленой корзины (9) Содействие структурным изменениям посредством финансирования программ, направленных на ранний выход на пенсию Содействие структурным изменениям посредством финансирования программ, направленных на прекращение сельскохозяйственного производства и переориентацию производителей на несельскохозяйственные виды деятельности Содействие структурным изменениям посредством финансирования программ, направленных на прекращение использования в сельскохозяйственном производстве определенных ресурсов

Меры голубой корзины (статья 6.5) Меры по самоограничению производства сельхозпродукции исключаются из обязательств по сокращению, если: выплаты, привязанные к фиксированным площадям и урожаям выплаты производятся в расчете на 85 или менее процентов базового уровня производства животноводческие выплаты производятся, исходя из фиксированного поголовья скота

Меры янтарной корзины АМП - Агрегированная мера поддержки De minimis

АМП Методика расчета - Приложение 3 Соглашения ВТО АМП=Продуктово- специфическ ая поддержка +Продуктово- неспецифическ ая поддержка

Меры янтарной корзины (2) Две группы мер поддержки продуктово-специфическая поддержка, т.е. поддержка с привязкой к производству отдельных продуктов продуктово-неспецифическая поддержка, т.е. поддержка без привязки к производству отдельных продуктов

Меры янтарной корзины (3) Поддержка с привязкой к производству отдельных продуктов (продуктово - специфическая поддержка) Ценовая поддержка (разница между администрируемой ценой и рыночной ценой, умноженная на объем закупаемой продукции) Субсидии на отдельные виды продукции Компенсации на отдельные виды продукции (на минеральные удобрения и химические средства защиты) в разбивке по продуктам Компенсация части стоимости комбикормов, закупаемых животноводческими комплексами, молочными фермами и птицефабриками (в разбивке по продуктам) Компенсация затрат на транспортировку сельскохозяйственных грузов (с разбивкой по продуктам)

Меры янтарной корзины (4) Поддержка без привязки к производству отдельных продуктов (продуктово- неспецифическая поддержка) Потребление сельхозтоваропроизводителями электроэнергии на льготных условиях Предоставление льгот по оплате стоимости ГСМ Кредитование сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях Капиталовложения производственного назначения Другие субсидии

De minimis (статья 6.4) De minimis – пороговый уровень финансирования мер «янтарного ящика», который определяет минимально допустимый искажающий эффект на торговлю 5 % валовой стоимости всей произведенной сельскохозяйственной продукции в развитых странах. Для развивающихся стран этот показатель равен 10%. Соглашение ВТО разрешает субсидировать производство сельхозпродукции в объеме, равном 5% ее валовой стоимости

Правило de minimis при расчете объемов поддержки для продуктово-специфической продукции: в расчетах АМП не учитывается объем поддержки, составляющий 5 % стоимости валовой продукции данного конкретного продукта для продуктово-неспецифической продукции: в расчетах АМП не учитывается объем поддержки, составляющей 5 % стоимости валовой продукции сельского хозяйства

Условия членства Согласование разрешенного объема АМП Обязательства стран членов - часть IV перечня обязательств каждой страны-члена ВТО: объем график снижения

Расчет обязательств по объему янтарной корзины Базовый период – три предшествующих года Средний уровень поддержки за этот период Сокращение поддержки на 20% для развитых стран (6 лет) и 13% для развивающихся (10 лет)

Распределение поддержки сельского хозяйства в странах мира в 1999 г. (в млрд.долларов)

Янтарная корзина членов ВТО 68,3 млрд.долларов США Продуктово-специфированная поддержка – 90% Продуктово- неспецифицированная поддержка -10%

Объемы янтарной корзины в странах мира в 1995 и 2000 гг. (в млрд.долларов)

Соотношение уровня обязательств и текущих объемов янтарной корзины в отдельных странах членах ВТО в 2002 году (млрд. долл. США) СтранаОбязательства Текущая АМП Доля текущей АМП в обязательствах, % Австралия0,20,1 45 Аргентина0,080,05 60 Бразилия0,90 0 EC63, 827,1 42,4 Канада2,72, 1 80,2 Мексика8,60,2 2,59 Новая Зеландия0,10 0 США19,19,7 50,4 Япония31,85,9 18,4

Янтарная корзина России Продуктово-специфированная поддержка – 3% Продуктово- неспецифицированная поддержка -97%

Меры «Янтарной корзины». Примеры Интервенционные закупки Списание долгов Компенсация части затрат на ГСМ Элитное семеноводство Льготные тарифы на железнодорожную перевозку сельхозгрузов

Продуктово-специфицированная поддержка в России (млн.долларов США)

Доля поддержки в стоимости конечного продукта

Распределение внутренней поддержки по источнику финансирования за (%)

Зеленая корзина членов ВТО (104,0 млрд. долл.) Более 50% совокупных расходов членов ВТО Доля ЕС, США, Японии – около 90% Доля США – около 50% Основные меры: общие услуги (37,3%, max Япония – 51%) продовольственная помощь (31,6%, max США – 98,6%)

Зеленая корзина России 1, 4 млрд. долларов из них 35% - создание продовольственных запасов 30% - услуги общего пользования

Структура»зеленой корзины»

Распределение внутренней поддержки в России (млрд.долларов США)

Экспортные субсидии Статья 9.1 – исчерпывающий перечень Обязательное условие использования экспортных субсидий – закрепление в перечне обязательств Обязательства по сокращению объемов экспортных субсидий

Объемы экспортных субсидий в странах-членах ВТО в 2000 г. (в млн.долларов) СтранаОбязательства Реальный уровень Австралия 58,150 Аргентина -- Бразилия 82,40 EC 7 448,43 713,2 Канада 421,90 Мексика 630,80 Новая Зеландия 00 США 594,415,3 Япония --

Уведомления Требования к формату уведомлений

Нотификации (уведомления) Нотифицируемые меры Цели и задачи нотификаций Обязательства стран Обязанности властей на региональном уровне

Нотифицируемые меры (источник - G/AG/2 и G/AG/2/Add.1 ) 1. Применение тарифных квот, выполнение квот за отчетный период (в обязательном порядке) 2. Применение специальных защитных мер (SSG) (в обязательном порядке) 3. Применение мер зеленой корзины 4. Применение мер голубой корзины 5. Применение мер янтарной корзины (в обязательном порядке) + объем de minimis 6. Применение экспортных субсидий (в обязательном порядке)

Цели и задачи нотификаций Реализация принципа транспарентности Создание предсказуемых условий торговли Информирование участников торговли о применении одной из стран ряда мер Отслеживание выполнения странами своих обязательств

Обязательства стран-членов ВТО Сроки направления уведомлений Ежегодно (введение тарифных квот, применение специальных защитных мер; объемы внутренней поддержки по всем корзинам – АМП; уровень de minimis; объем экспортных субсидий) Ad hoc (введение тарифных квот, применение специальных защитных мер)

Обязательства России После присоединения к ВТО Россия должна будет ежегодно отчитываться перед ВТО о выполнении обязательств в форме направления нотификаций Нотифицируемые объемы поддержки включают внутреннюю поддержку, оказываемую на федеральном и региональном уровнях

Правовые основания для направления уведомлений В настоящее время распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г р (в ред. от 23 июля 2001 г.) После присоединения России к ВТО Статья XVI ГАТТ 1994 и Статья 18 Соглашения ВТО по сельскому хозяйству

Формат уведомлений В настоящее время ФОРМЫ 1-4 в Приложении к распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г р (в ред. от 23 июля 2003 г.) После присоединения России в ВТО Табличные формы ES:1 для экспортных субсидий и DS:1-9 для внутренней поддержки для составления уведомлений о субсидиях с соответствии со Статьей 18.2 Соглашения ВТО по сельскому хозяйству и Статьей XVI ГАТТ

Вид мерыНаименование и описание меры со ссылкой на критерии Приложения 2 Соглашения по сельскому хозяйству Денежное выражение меры в данном году Источники данных 1234 (a) "общие услуги" (b) "государственные запасы с целью обеспечения продовольственной безопасности" (c) "внутренняя продовольственная помощь" (d) "несвязанная с производством поддержка дохода" (e) "страхование доходов и программы обеспечения безопасности доходов" (f) "платежи для оказания помощи при стихийных бедствиях" (g) "помощь при структурной перестройке, осуществляемой посредством программ досрочного выхода на пенсию" (h) "помощь при структурной перестройке, осуществляемой посредством программ вывода ресурсов из производства" (i) "помощь при структурной перестройке, осуществляемой посредством инвестиционной помощи" (j) "экологические программы" (k) "программы помощи регионам" (l) "прочие" Расчетная таблица DS:1 – меры зеленого ящика

Нотификации по «янтарной корзине» Расчетная таблица DS:5 – поддержка рыночных цен Расчетная таблица DS:6 – прямые платежи Расчетная таблица DS:7 – прочая продуктово-специфицированная поддержка и совокупная продуктово- специфицированная АМП Расчетная таблица DS:8 –продуктово- специфицированная ЭМП Расчетная таблица DS:9 - продуктово- неспецифицированная АМП

Расчетная таблица DS:5 – поддержка рыночных цен Продук- ты Г од Вид мер(ы) Применяемая администри- руемая цена Внешняя справочная цена Продукция, соответству- ющая критериям, для включения в расчеты Сопутст- вующие сборы/ налоги Общая поддержка рыночной цены Источ- ники данных ((4-5*6)-7 9

Расчетная таблица DS:6 – прямые платежи Продук- ты Г од Вид мер(ы) Применя- емая админи- стрируе- мая цена Внеш- няя спра- вочная цена Продук- ция, соответ- ствую- щая крите- риям, для вклю- чения в расчеты Всего связа- нных с цена- ми пря- мых пла- тежей Прочие не осво- божден- ные от обяза- тельств прямые платежи Сопут- ствую- щие сборы/ налоги Итого пря- мых плате- жей Источ- ники дан- ных ((4- 5)*6) 8910 (7+8- 9) 11

Расчетная таблица DS:7 – прочая продуктово- специфическая поддержка и совокупная продуктово-специфическая АМП Про- дук- ты ГодГод Вид мер(ы) Прочие продуктово- специфи- ческие бюджетные расходы Прочая продук- тово- специ- фичес- кая поддержк а (вклю- чая детали расчета) Сопут- ствую- щие сборы/ налоги Всего: прочая продук- тово специфи- ческая поддер- жка Поддер- жка рыноч- ной цены (вспо- мога- тельная таблица DS 5) Не освобож- денные от обяза- тельств прямые платежи (вспомо- гатель- ная таблица DS 6) Об- щая АМП Источ- ники дан- ных (4+5-6) 8910 (7+8+ 9) 11

Расчетная таблица DS:9 - продуктово- неспецифическая АМП Вид мерыКалендарный/ маркетинговый год, начиная с … Продуктово неспеци- фические бюджетные расходы Прочая продук- тово неспе- цифическая поддержка (включая детали расчетов) Сопутству- ющие сборы/ налоги Всего продук- тово неспе- цифическая поддержка Источники данных (3+4-5) 7

Продуктово-неспецифическая АМП: расчет льгот на электроэнергию Потребление сельхозтоваропроизводителями электроэнергии (млн. кВт/час) 1 Цена на электроэнергию в промышленности (руб. за кВт/час) 2 Цена на электроэнергию в сельском хозяйстве (руб. за кВт/час) 3 Разница в цене на электроэнергию в промышленности и в сельском хозяйстве (руб. за кВт/час) 4=2-3 Льготы при оплате электроэнергии, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям (млн. руб.) 5=4*1

Продуктово-неспецифическая АМП: расчет льгот при кредитовании Сумма льготного кредита (млн. руб.) 1 Рыночная процентная ставка по кредитам (%) 2 Процентная ставка для сельхозтоваропроизводителей (%) 3 Разница между рыночной процентной ставкой и ставкой для сельхозтоваропроизводителей (%) 4=2-3 Льготы, полученные сельхозтоваропроизводителями при участии в программах кредитования (млн. руб.) 5=4*1

Продуктово-неспецифическая АМП: расчет льгот на ГСМ Потреблено ГСМ на льготных условиях (тонн) 1 Рыночная цена ГСМ (руб. за тонну) 2 - дизтопливо - бензин - масла Цена покупки ГСМ сельскохозяйственными товаропроизводителями (руб. за тонну) 3 - дизтопливо - бензин - масла Разница между рыночной ценой ГСМ и ценой покупки ГСМ сельхозтоваропроизводителями (руб. за тонну) 4=2-3 Льготы при оплате ГСМ, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям (руб.) 5=4*1

Совокупная текущая АМП Расчетная таблица DS:4 Описание основных продуктов (включая продуктово неспецифичес- кую АМП) Продуктово специ- фичкская АМП (из вспомогательных таблиц DS:5, DS 6 и DS:7 ) Продуктово специ- фические меры поддержки (из вспомогательной таблицы DS 8) Текущая общая АМП (сумма) 1234 Продукт AВсего по продукту A Продукт ВВсего по продукту В Продукт СВсего по продукту С … Продуктово неспецифичес- кая АМП Всего продуктово неспецифическая АМП (из вспомогательной таблицы DS:9) Итого: Текущая общая АМП

Спасибо за внимание!