Лекция 3, Подготовила: Косцова М.В.. Психологические механизмы развития личности в обществе. Группа и групповые феномены.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Advertisements

Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Социальная группа – совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся.
Понятия «личность» и «индивидуальность» «индивидуальные свойства личности – это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ.. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ.
Фармацевтическая организация. Социально-психологические аспекты.
Личность в системе межличностных отношений. Группа – люди, объединенные по каким-либо общим для них социально- демографическим и психологическим признакам.
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Возраст и становление личности - Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности? -Что такое «возраст»? -В чем состоят особенности.
«Социальный контроль» Презентацию подготовил: Студент 1 курса, Ефимов Максим ФИСЭУ. Группа 3601.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Транксрипт:

Лекция 3, Подготовила: Косцова М.В.

Психологические механизмы развития личности в обществе. Группа и групповые феномены.

Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие. – Севастополь: СИЯЭ и П, – С Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С., 2002 г. Психологический словарь / под редакцией А.В. Петровского. М.: «Политиздат», 1990 г.

Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К г. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.: М.,2004 Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.,1990 г. www. koob.ru

это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

- 1. Движущая сила - стремление к равновесию (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Селливан) - удовлетворение различных врожденных потребностей. 2. Принцип стремления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) - движущая сила это стремление к самоактуализации.

3. Отечественная психология: - роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений; - положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (Леонтьев, Рубинштейн).

Рассматривая личность как «мой» внутренний, неповторимый мир, можно перейти к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности.

- это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого.

1. Сдвиг мотива на цель; 2. Механизм идентификаци; 3. Принятие и освоение социальных ролей.

– сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение – некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей.

- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе

осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу

- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности»

Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры.

это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития

Биологическая наследственность культура Физическое окружение Уникальный индивидуальный опыт Групповой опыт

Определил три стадии в построении зеркального Я : 1. Наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2. Наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3. Наши чувства по поводу этого мнения.

изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация) заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с определенной социальной группой (семьей, классом, профессиональной и студенческой группой и т.д.) а также присвоении определенных социальных ролей (сын, дочь, брат, сестра, студент, студентка, специалист, муж, жена и т.д).

Определенное количество людей, включенных в общую деятельность со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных между собой определенной системой отношения

Морено расширил понятия "групповой статус личности", "Рассматрива л малую группу, социальную микросреду как основной элемент, "клетку" общества. В системе "Общество – группа – личность"

диффузная ассоциация корпорация коллектив

Совместная деятельность Отношение всех участников к совместной деятельности Межличностные отношения Эмоциональные связи

«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения, «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе, «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов, «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи

Осознание участниками своей принадлежности к группе. Установление отношений, формирование определенной структуры отношений. Возникновение и действие группового давления. Наличие определенных сущностных изменений во взглядах, обусловленных групповой принадлежностью, идентификацией. Формирование и защита групповых ценностей. Формирование и проявление групповой идентичности, «мы-чувства».

Групповое давление Комформность – Нонконформизм Социальная ленность Групповая поляризация Лидерство Референтность Групповая сплоченность Социальная фасилитация Социально-психологический климат

как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие каждого отдельного члена группы, его удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего поведения в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями, групповыми ожиданиями.

– степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других

Вид спортаОбщее количество изученных матчей Количество выигранных домашних матчей, % Бейсбол135,66554,3 Футбол2,59257,3 Хоккей на льду 4,32261,1 Баскетбол13,59664,4 Соккер37,20269,0

тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.

определяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное определение существующих порядков, нормы и правил.

как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а одним из ее проявлений оказывается в несогласии, возражении определенных требований, ожиданий, норм социального окружения.

1. Изменение социально- психологической ситуации в обществе: глобальная ломка социальных стереотипов; 2. Изменение системы ценностей; 3. Кризис идентичности (маргинальность);

Управление и развитие организации; Массовая коммуникация и реклама; Социальные институты; Право и политика; Наука;