Лекция 3, Подготовила: Косцова М.В.
Психологические механизмы развития личности в обществе. Группа и групповые феномены.
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие. – Севастополь: СИЯЭ и П, – С Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С., 2002 г. Психологический словарь / под редакцией А.В. Петровского. М.: «Политиздат», 1990 г.
Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К г. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.: М.,2004 Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.,1990 г. www. koob.ru
это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
- 1. Движущая сила - стремление к равновесию (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Селливан) - удовлетворение различных врожденных потребностей. 2. Принцип стремления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) - движущая сила это стремление к самоактуализации.
3. Отечественная психология: - роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений; - положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (Леонтьев, Рубинштейн).
Рассматривая личность как «мой» внутренний, неповторимый мир, можно перейти к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности.
- это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого.
1. Сдвиг мотива на цель; 2. Механизм идентификаци; 3. Принятие и освоение социальных ролей.
– сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение – некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей.
- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе
осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу
- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности»
Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры.
это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития
Биологическая наследственность культура Физическое окружение Уникальный индивидуальный опыт Групповой опыт
Определил три стадии в построении зеркального Я : 1. Наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2. Наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3. Наши чувства по поводу этого мнения.
изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.
Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация) заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с определенной социальной группой (семьей, классом, профессиональной и студенческой группой и т.д.) а также присвоении определенных социальных ролей (сын, дочь, брат, сестра, студент, студентка, специалист, муж, жена и т.д).
Определенное количество людей, включенных в общую деятельность со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных между собой определенной системой отношения
Морено расширил понятия "групповой статус личности", "Рассматрива л малую группу, социальную микросреду как основной элемент, "клетку" общества. В системе "Общество – группа – личность"
диффузная ассоциация корпорация коллектив
Совместная деятельность Отношение всех участников к совместной деятельности Межличностные отношения Эмоциональные связи
«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения, «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе, «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов, «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи
Осознание участниками своей принадлежности к группе. Установление отношений, формирование определенной структуры отношений. Возникновение и действие группового давления. Наличие определенных сущностных изменений во взглядах, обусловленных групповой принадлежностью, идентификацией. Формирование и защита групповых ценностей. Формирование и проявление групповой идентичности, «мы-чувства».
Групповое давление Комформность – Нонконформизм Социальная ленность Групповая поляризация Лидерство Референтность Групповая сплоченность Социальная фасилитация Социально-психологический климат
как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие каждого отдельного члена группы, его удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего поведения в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями, групповыми ожиданиями.
– степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других
Вид спортаОбщее количество изученных матчей Количество выигранных домашних матчей, % Бейсбол135,66554,3 Футбол2,59257,3 Хоккей на льду 4,32261,1 Баскетбол13,59664,4 Соккер37,20269,0
тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
определяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное определение существующих порядков, нормы и правил.
как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а одним из ее проявлений оказывается в несогласии, возражении определенных требований, ожиданий, норм социального окружения.
1. Изменение социально- психологической ситуации в обществе: глобальная ломка социальных стереотипов; 2. Изменение системы ценностей; 3. Кризис идентичности (маргинальность);
Управление и развитие организации; Массовая коммуникация и реклама; Социальные институты; Право и политика; Наука;