Башкиры издревле являлись полукочевым народом населяющим обширную территорию на Южном Урале. Их образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летнем йэйлеу вносило разнобразие в рацион и возможности приготовления пищи.
Уфимской губернии перед Первой мировой войной за границу отправлялось ежегодно 15 миллионов пудов грузов, в том числе 5,4 миллиона пудов ржи, четыре миллиона пудов овса, 3,7 миллиона пудов пшеницы, 1,9 миллиона пудов ржаной муки. В 1908–1913 годах всего в среднем из губернии вывозилось 35 миллионов пудов хлеба. Уфимской губернии перед Первой мировой войной за границу отправлялось ежегодно 15 миллионов пудов грузов, в том числе 5,4 миллиона пудов ржи, четыре миллиона пудов овса, 3,7 миллиона пудов пшеницы, 1,9 миллиона пудов ржаной муки. В 1908–1913 годах всего в среднем из губернии вывозилось 35 миллионов пудов хлеба.
В 1909 годах со всех станций в Российские порты отправлено пудов хлеба (44,5% всего железнодорожного вывоза из края). В 1909 годах со всех станций в Российские порты отправлено пудов хлеба (44,5% всего железнодорожного вывоза из края).
В 1910 году в порты было отправлено пудов (59,9%), в 1911 – (49,1%). Поставки за границу продолжались вплоть до начала Первой мировой войны.
В первой половине XIX века: пуд ржаной муки – 20–40 копеек серебром; пуд пшеницы – 80 копеек; пуд ячневой крупы – 40–50 копеек. В первой половине XIX века: пуд ржаной муки – 20–40 копеек серебром; пуд пшеницы – 80 копеек; пуд ячневой крупы – 40–50 копеек. Цены на хлеб в 1900 году: один фунт черного хлеба – 1,5 копейки; белого – пять копеек; один пуд ржаной муки – 50 копеек (серебром); пшеничной – 70 копеек (серебром). Цены на хлеб в 1900 году: один фунт черного хлеба – 1,5 копейки; белого – пять копеек; один пуд ржаной муки – 50 копеек (серебром); пшеничной – 70 копеек (серебром).
В большом почете у башкир мучные блюда. Для многих первых блюд специально замешивается пресное тесто, как для домашней лапши. Мучные изделия разнообразны по форме: для супа-салма – это шарики, продавленные посредине (нечто вроде ушек), для биш-бармака – ромбики, для кулламы – квадратики, для тукмача – мелкие-мелкие стружки. В большом почете у башкир мучные блюда. Для многих первых блюд специально замешивается пресное тесто, как для домашней лапши. Мучные изделия разнообразны по форме: для супа-салма – это шарики, продавленные посредине (нечто вроде ушек), для биш-бармака – ромбики, для кулламы – квадратики, для тукмача – мелкие-мелкие стружки.
Башкиры в равной мере употребляют и белый и черный хлеб. Башкиры в равной мере употребляют и белый и черный хлеб. На десерт чаще всего подают крепкий чай с молоком или сливками, а к нему – мед, чак- чак, хворост, баурсаки, урами, коштеле. Из прохладительных напитков наиболее популярны боол, айран и черносмородиновый. На десерт чаще всего подают крепкий чай с молоком или сливками, а к нему – мед, чак- чак, хворост, баурсаки, урами, коштеле. Из прохладительных напитков наиболее популярны боол, айран и черносмородиновый.
У башкир есть очень популярное выражение – «попить чаю». Пусть вас не обманывает кажущаяся простота и прямолинейность этого предложения: за этим обыденным словосочетанием кроется приглашение на башкирское чаепитие с пирогами, вареным мясом, колбасой, ватрушками, сметаной, вареньем, мёдом и всем чем располагает хозяйка дома. «Попить чаю» у башкир означает «слегка перекусить» – вполне очевидно что такой «чай» способен заменить завтрак или обед по своей сытности. И если кто-то в Башкортостане сетует что с утра пил только один чай не спешите сочуствовать: вряд ли этот человек голодал весь день! У башкир есть очень популярное выражение – «попить чаю». Пусть вас не обманывает кажущаяся простота и прямолинейность этого предложения: за этим обыденным словосочетанием кроется приглашение на башкирское чаепитие с пирогами, вареным мясом, колбасой, ватрушками, сметаной, вареньем, мёдом и всем чем располагает хозяйка дома. «Попить чаю» у башкир означает «слегка перекусить» – вполне очевидно что такой «чай» способен заменить завтрак или обед по своей сытности. И если кто-то в Башкортостане сетует что с утра пил только один чай не спешите сочуствовать: вряд ли этот человек голодал весь день!
Башкиры всегда пьют чай с молоком: это для них настолько привычно, что у гостей редко спрашивают добавлять ли им молоко в чай. Традиция добавления молока в чай настолько стара что в некоторых регионах является предметом для споров вопрос когда следует добавлять молоко в чашку: перед налитием чая или после. Башкиры всегда пьют чай с молоком: это для них настолько привычно, что у гостей редко спрашивают добавлять ли им молоко в чай. Традиция добавления молока в чай настолько стара что в некоторых регионах является предметом для споров вопрос когда следует добавлять молоко в чашку: перед налитием чая или после.
Чак-чак готовят из мягкого теста, сделанного из пшеничной муки высшего сорта и сырых яиц, формируются тонкие короткие палочки, по форме напоминающие вермишель, или шарики величиной с кедровый орешек, обжариваются во фритюре (в казане), а затем поливаются горячей массой, приготовленной на основе мёда. Блюду придаётся нужная форма (часто в виде горки). Полностью готово после застывания. Иногда перед заливкой мёдом в смесь добавляют сухофрукты. Эти же продукты, иногда вместе с леденцами, используют после застывания смеси для украшения чак- чака. Чак-чак готовят из мягкого теста, сделанного из пшеничной муки высшего сорта и сырых яиц, формируются тонкие короткие палочки, по форме напоминающие вермишель, или шарики величиной с кедровый орешек, обжариваются во фритюре (в казане), а затем поливаются горячей массой, приготовленной на основе мёда. Блюду придаётся нужная форма (часто в виде горки). Полностью готово после застывания. Иногда перед заливкой мёдом в смесь добавляют сухофрукты. Эти же продукты, иногда вместе с леденцами, используют после застывания смеси для украшения чак- чака.мукияицвермишелькедровый орешекфритюреказанемёдасухофруктыледенцамимукияицвермишелькедровый орешекфритюреказанемёдасухофруктыледенцами