Методический семинар «Модерация как инновационная педагогическая технология» ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри - 2011 Содержание образования – это король, а технологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Активные методы обучения Технология «Модерации» Авдеева Ирина Павловна, учитель технологии МБОУ «Гимназия 11»
Advertisements

L/O/G/O 1 Технология модерации Афанасьева Е.А., методист отдела воспитательной работы МБОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического.
Технология модерации Выступление учителя биологии Мельник А.А. на краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск-2010»
Метод модерации Дмитриева О.С. Чебоксары Модерация MODERATE MODERATE (лат.) – приводить в равновесие, управлять регулировать. Как образовательная.
Учителям нужно постоянно учиться, ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тоскливой керосиновой лампой, чуть излучающей свет, да и то,
Система мотивирования обучающихся ПРОЦЕСС МОДЕРАЦИИ.
L/O/G/O 1 Технология модерации Афанасьева Е.А. методист отдела воспитательной работы МОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического образования.
Интерактивные технологии БОРИСОВА М. Н., учитель английского языка, ГБОУ СОШ 879.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока Семинар руководителей школьных методических объединений учителей.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
«Составление ментальных карт как способ формирования универсального учебного умения – моделирования» Рыбакова Любовь Анатольевна учитель начальных классов.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Реализация проектных задач и использование их в практической деятельности. То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Транксрипт:

Методический семинар «Модерация как инновационная педагогическая технология» ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог В.П. Тихомиров

1. ЧТО ТАКОЕ МОДЕРАЦИЯ? Проведенный на сайте ma.ru опрос преподавателей из различных регионов России показал, что среди глав- ных проблем профессиональной школы они выделяют низкую мотивацию, как препода- вателей, так и студентов. Одной из ключе- вых причин существования этой негатив- ной ситуации является недостаточное ис- пользование в учебном процессе совре- менных эффективных образовательных тех- нологий. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология моде- рация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совер- шенствуя данную технологию. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

В основу разработки целей, прин- ципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психоло- гические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересо- ванное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на занятии каждого сту- дента, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что исполь- зуемые приемы, методы и формы органи- зации познавательной деятельности нап- равлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектиро- вочных умений, развитие коммуникатив- ных способностей и навыков работы в команде. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения Студент перестает быть объектом обуче- ния, занимая активную позицию в образова- тельном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответ- ственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и дру- гие важные качества личности. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения Преподаватель становится консультантом, наставником, старшим партнером, что прин- ципиально меняет отношение к нему студен- тов – из «контролирующего органа» препо- даватель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде со сту- дентами. Растет доверие к преподавателю, растет его авторитет. Это требует психологи- ческой перестройки и специальной подготов- ки преподавателя по проектированию такого занятия, знания технологии модерации, ак- тивных методов обучения, психофизиологи- ческих особенностей студентов. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕРАЦИИ эффективное управление группой во время занятия, максимально полное вовлечение всех студентов в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной ак- тивности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом обеспечива- ется оптимальное использование времени, а также энергии и потенциала всех участни- ков образовательного процесса (препода- вателя, студентов). ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Можно ли на занятии организовать активное участие всех студентов в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Да. Технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех сту- дентов в эти процессы. И не просто вов- лечь, а сделать их участие заинтересован- ным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результа- тов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации груп- повой работы студентов. Такая работа мо- жет проводиться в парах, мини-командах или малых группах. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

2. ПРИНЦИПЫ И ФАЗЫ МОДЕРАЦИИ Принципы модерации: - структурированность (все содержание за- нятия рационально делится на четко опре- деленные части); - систематичность (отдельные части заня- тия взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание занятия); ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

2. ПРИНЦИПЫ И ФАЗЫ МОДЕРАЦИИ Принципы модерации: - комплексность (содержание каждой части занятия и организуемые процессы наце- лены на обучение, воспитание, развитие и социализацию студентов); - прозрачность (деятельность каждого сту- дента видна преподавателю, всем участ- никам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты). ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

ФАЗЫ (ЭТАПЫ) МОДЕРАЦИИ: - инициация (начало занятия, знакомство); - вхождение или погружение в тему (сообщение целей занятия); - формирование ожиданий студентов (планирование эффектов занятия); - интерактивная лекция (передача и объяснение информации); - проработка содержания темы (групповая работа обучающихся); - подведение итогов (рефлексия, оценка занятия); - эмоциональная разрядка (разминки). ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

3. ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ Интеракция - основополагающий процесс. Без эффективного взаимодействия всех учас- тников образовательного процесса нет моде- рации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обуче- нии, педагог на этапе планирования занятия должен предусмотреть и заложить в план ме- ханизмы эффективной интеракции, а в про- цессе занятия - качественно их реализовать. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

3. ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ Для организации эффективного взаимо- действия студентов необходимо сформиро- вать малые группы, в которых в даль- нейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы студенты бу- дут осуществлять различные интеракции: преподаватель – студент, студент – сту- дент, преподаватель – малая группа, препо- даватель – академическая группа, малая группа – малая группа, малая группа – акаде- мическая группа, студент – малая группа, студент – академическая группа. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

3. ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ преподаватель – студент студент – студент преподаватель – малая группа малая группа – малая группа малая группа – академическая группа студент – малая группа студент – академическая группа ТИ (ф) СВФУ

При формировании групп важно пони- мать, что от этого во многом будет зави- сеть эффективность взаимодействия сту- дентов и качество образовательного про- цесса. Можно работать в одних группах на всех занятиях, можно формировать груп- пы для каждого занятия. При том и дру- гом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, групповой динамики, конкретных задач занятия и, в целом, образователь- ного процесса. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Критерием эффективности взаимодей- ствия студентов является способность группы успешно действовать для дости- жения поставленных целей. Целью группы на занятии может быть обсуждение конкретного вопроса по изу- чаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, прове- дение исследования и др. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Цель организации взаимодействия (интеракции) участников образова- тельного процесса надо ставить при планировании занятия и непосред- ственно в процессе его осуществ- ления. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

КОММУНИКАЦИЯ Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знани- ями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном обще- нии. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

КОММУНИКАЦИЯ Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный об- мен информацией между его участни- ками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников ин- формации, удобные каналы коммуни- кации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информа- ции всеми участниками процесса, проду- мать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при переда- че информации. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

На эффективность коммуникативного про- цесса оказывает серьезное влияние грамот- ная организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между преподавателем и студентами. Следует уходить от понимания коммуни- каций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирова- ния к взаимодействию, когда ключевое зна- чение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не толь- ко принял, но и понял сообщение. Использо- вание техники постановки вопросов, актив- ного слушания содействует построению эф- фективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Разрабатывая план занятия важно пом- нить о значении модальностей (репрезен- тативных систем) для качественного вос- приятия информации. В зависимости от индивидуальных осо- бенностей восприятия информации, часть студентов предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает препода- вателя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения но- вых знаний требуется попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невер- бальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше инфор- мации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются студентами и встраи- ваются в общую систему получаемой ин- формации. Именно поэтому опытные пре- подаватели советуют, входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все девяносто минут занятия. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Говоря о невербальном общении, надо сказать, что и преподаватель, внима- тельно наблюдая за студентами, может видеть и понимать о происходящем в голове обучающегося намного больше, чем о том будет сказано вслух. Эта допол- нительная информация позволяет более эффективно строить отношения со студен- тами, а понимание и проницательность ценятся студентами не меньше, чем взрослыми. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, ко- торый позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного про- цесса, его промежуточные и итоговые ре- зультаты, необходимо спланировать и осу- ществить еще один ключевой процесс – визуализацию. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только студенты, но и многие люди плохо воспринимают ин- формацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вы- зывать демотивирование студентов. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Визуализация каждого этапа образова- тельного процесса позволяет материали- зовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обу- чающихся. Красочно оформленные презен- тации создают приподнятое настроение у обучающихся и преподавателя, празд- ничную атмосферу и позитивное мотиваци- онное поле в группе. Имея визуализирован- ный ход образовательного процесса препо- давателю очень легко подводить промежу- точные и итоговые результаты занятия, а студентам легко вспомнить и закрепить но- вый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Проведение подготовленных командами пре- зентаций позволяет всем студентам еще раз рассмотреть изучаемый материал, представ- ленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала занятия преподавателю очень хо- рошо видно, как студенты усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проя- вившиеся сложные моменты темы. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

МОТИВАЦИЯ Поддержание тонуса, развитие уверен- ности в своих силах и позитивного нас- троя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, рас- крытие и развитие способностей студен- тов, содействие их эффективному сотруд- ничеству – катализатором этих процессов является мотивация. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

МОТИВАЦИЯ Любого нормального человека не моти- вирует выполнение бессмысленной рабо- ты, студенты не исключение, скорее, нао- борот. Постановка, в соответствии с техно- логией модерации, ясных и понятных це- лей занятия, выяснение ожиданий обучаю- щихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву занятия делает процесс обуче- ния понятным и желанным для студентов. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим дейст- вием. Знание перестает быть чем-то искус- ственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений стано- вится естественным процессом достиже- ния понятных и важных для студентов целей. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Признание равноправной роли студента в образовательном процессе несет мощней- ший мотивационный потенциал. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих това- рищей придает привычным процессам сов- сем иной, мотивационный, характер. Самостоятельность в выборе целей обу- чения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответ- ственность студента обладают значитель- ным мотивирующим влиянием. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой ко- мандой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды за- висит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, моти- вирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректи- руются зачастую самими участниками ко- манды. В итоге - значительный рост мотива- ции студентов, концентрация на образова- тельных целях, раскрытие и развитие по- тенциала каждого участника команды. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, кор- ректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обяза- тельный атрибут современного образования. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

РЕФЛЕКСИЯ Технология модерации в отличие от тра- диционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце занятия, возможно выделение вре- мени для нее и на других этапах образо- вательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную ин- формацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Завершение раздела занятия рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового мате- риала. Совместно с визуализацией достиг- нутых на занятии результатов это позво- ляет формировать устойчивые и отчет- ливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения матери- ала и быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению. Необходимо на каждом занятии помнить о важности этой фазы модерации и сох- ранять возможности для полноценного ее проведения. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Понимание материала в отличие от ме- ханического запоминания дает возмож- ность студенту гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно исполь- зовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечи- вает эффективное поведение человека в не- стандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окру- жения необходимо сгенерировать, сотво- рить. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью совре- менного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уде- ляется рефлексии. Занятие закончено, надо подвести итоги, обеспечить студентов обратной связью, соз- дать у всех участников ощущение завер- шенности процесса. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Учитывая временные рамки занятия, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использо- вать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные резуль- таты занятия, но и выяснить эмоцио- нальное самочувствие студентов. Преподавателю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность по- строения занятия, отношение студентов к образовательному процессу и самому педа- гогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз. ТИ (ф) СВФУ Нерюнгри

Очень важно в процессе анализа и оценки, как для преподавателя, так и для студента – увидеть результат своей дея- тельности на занятии, увидеть вклад это- го результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные ре- зультаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение занятия положительной оценкой его результатов – это мотиви- рующий переход к следующим занятиям, к следующим курсам, к выходу в самостоятельную жизнь. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

4. ЭФФЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ Целеполагание, учет потребностей и ожиданий студентов делает образова- тельный процесс понятным и желанным для студентов. Цели образования стано- вятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потен- циал, обеспечивая высокую познаватель- ную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Преподаватель в этом случае только помогает обучающимся (и то не всегда) найти оптимальные пути к цели. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

4. ЭФФЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ Признание равноправной роли студен- та в образовательном процессе, значи- тельная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Технология модерации предоставляет преподавателю инструменты эффективно- го управления процессами обучения, вос- питания и развития. Применение модера- ции делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет преподавателю профессионально управ- лять процессами, происходящими на занятии и уверенно получать запланиро- ванные результаты. Новые роли препода- вателя - консультанта, наставника, стар- шего более опытного товарища, играю- щего в одной команде с обучающимися оп- ределяет возрастание доверия к препода- вателю, повышение его авторитета и ува- жения у студентов. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому преподавателю на всех, без исключения, занятиях целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности студента. Планируя занятие, построенное на тех- нологии модерации, преподаватель одно- временно с постановкой предметных це- лей, формулирует и ставит цели воспи- тания, развития и социализации студен- тов. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности напол- няют весь образовательный процесс, каж- дое мгновение студенческой жизни обучаю- щегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех студентов общественно значимых ценностей и жиз- ненно важных умений и навыков. А это зна- чит, что выпускник будет реально подго- товлен к выходу из вуза и успешной адаптации в самостоятельной жизни. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на гра- мотном детальном планировании и после- дующем методичном их воплощении обеспе- чивает интенсивную проработку и качест- венное усвоение нового знания обучающи- мися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, разви- тие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти ре- зультаты применения данной технологии позволяют отнести модерацию к современ- ным эффективным образовательным техно- логиям. И эти эффекты соответствуют тре- бованиям ФГОС третьего поколения. Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ

Презентация составлена по материалам Международного Института Развития «ЭкоПро», Образовательного портала «Мой университет», Факультета «Реформа образования», Нерюнгри ТИ (ф) СВФУ