1 О перспективах развития электроэнергетики Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 июня 2006 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 О перспективах развития электроэнергетики Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 июня 2006 года.
Advertisements

12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
Формирование Схемы и программы развития ЕЭС России Лелюхин Максим Николаевич Заместитель Директора по управлению развитием ЕЭС ОАО «СО ЕЭС»
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
О реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» Дмитрий Аханов Начальник департамента стратегии Центра управления реформой ОАО РАО «ЕЭС России» Москва, 2006.
«Об итогах прохождения осенне-зимнего периода годов в Московской области и задачах на предстоящий период» Докладчик - Большаков Дмитрий Александрович.
Перспективы модернизации объектов электроэнергетики в новых условиях работы рынка электроэнергии Вице-президент ОАО «Фортум» Юрий Ерошин.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Основные положения Концепции обеспечения надежности энергоснабжения Москвы и Московской области Заместитель Генерального директора ОАО «Мосэнерго» Румянцев.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
Инвестиции в электрические сети региона. Планы, перспективы, пуски Конференция «ОАО «МРСК Северного Кавказа». Надежность. Ответственность. Открытость»
Долгосрочное регулирование тарифов МРСК Механизмы оптимизации Москва, июнь 2011 Заместитель генерального директора по экономике и финансам А.В. Демидов.
Октябрь 2007 МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Директор Департамента электроэнергетики КРАВЧЕНКО ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ Перспективы.
Вопросы применения метода RAB Сентябрь 2010 года Струнилин П.В.
Инвестиционная политика ОАО «МРСК Урала» в условиях мирового финансового кризиса.
1 НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ Вторая угольная волна Рост потребления Поддержание низких цен на электроэнергию Поддержание низких цен на электроэнергию Качественное.
RAB-регулирование: настоящее и будущее Сасим С.В. Начальник отдела регулирования электросетевого комплекса ФСТ России Екатеринбург Июнь 2011.
Итоги и перспективы развития рынков электрической энергии 7 декабря 2006 года Конференция "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Ю.А. Удальцов, член Правления,
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Транксрипт:

1 О перспективах развития электроэнергетики Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 июня 2006 года

2 СОДЕРЖАНИЕ Раздел I.Характеристика состояния электроэнергетики в условиях роста российской экономики Раздел II.Среднесрочная программа развития электроэнергетики на годы Раздел III.Источники финансирования программы развития электроэнергетики Раздел IV.Институциональные меры по привлечению инвестиций

3 Раздел I. Характеристика состояния электроэнергетики в условиях роста российской экономики

4 РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА РАСТЕТ На протяжении последних лет Россия демонстрирует устойчивую положительную динамику роста электропотребления Электропотребление в России в 1998 – 2006 годах Электропотребление млрд.кВтчМаксимум нагрузки, ГВт

5 Прирост электропотребления различен в каждой региональной энергосистеме Ожидается дефицит мощности в ряде энергосистем Требуется дифференцированная региональная оценка при прогнозировании спроса Прирост электропотребления (в % 2005 год к 1998 году) РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА РАСТЕТ 20,7% 17,9% 22,6% 7,0% 15,6% 10,8% 22,7% 0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% ОЭС Северо- Запада ОЭС Центра ОЭС УралаОЭС Средней Волги ОЭС ЮгаОЭС Сибири ОЭС Востока

6 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА СТАРЕЕТ Генерирующее оборудование и сети большей частью отработали свой ресурс или срок службы Растут риски снижения надежности и повышения аварийности Доля генерирующего оборудования разных лет выпуска в % от установленной мощности электростанций России Возрастная структура ЛЭП различных классов напряжения, % до 15 лет от 16 до 30 лет свыше 30 лет

7 СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Центра и Северного Кавказа Северо- Запада Урала и Волги СибириМосковская область ГВт 1,5 максимальной нагрузки Санкт-Петербурга или более 660 тыс. квартир производство алюминия (порядка 5 млн. тонн в год) 10 ГВт- это: Доля удовлетворенных заявок Основные критерии несоответствия: отказ в присоединениях ограничения дефицит

8 СТРУКТУРА ЗАЯВОК НА ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПО ОТРАСЛЯМ И ТЕРРИТОРИЯМ Заявки на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" по состоянию на : по характеру нагрузки Заявки на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" по состоянию на : по ОЭС

9 Возникает региональный дефицит генерирующей мощности и пропускной способности сетей в условиях пика потребления Факт:зима – Москва, Петербург, Тюмень Прогноз:2010 год Основные критерии несоответствия: отказ в присоединениях дефицит ограничения Рост числа дефицитных регионов СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 5% 15% 25% Доля в максимуме нагрузки, %Дефицит, МВт ОЭС Северо- Запада 18,4% 2700 ОЭС Центра 8,6% 3600 ОЭС Юга 24,5% 3200 ОЭС Урала 12,2% 4400 ОЭС Сибири 6,3% 2000 ОЭС Востока 18,2% 1000

10 Основные критерии несоответствия: отказ в присоединениях дефицит ограничения СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Причины ограничений: отсутствие резервов генерирующей мощности и/или пропускной способности сети высокий уровень потребления при отсутствии надлежащих резервов мощности вывод в ремонт элементов генерирующего или сетевого оборудования, при котором его работу невозможно заместить В осеннее-зимний период гг. В Пензенской, Архангельской, Тюменской, Московской и Ленинградской энергосистемах – многократно вводились графики ограничения потребления и временного отключения электроэнергии и объявлялся режим высоких рисков В Нижегородской области, Ямало-Ненецком АО – вводились графики ограничения электропотребления при выводе в ремонт линий электропередачи В регионах пиковых нагрузок – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень – ограничения могут стать регулярными и их масштаб будет увеличиваться

11 СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ ЭКОНОМИКИ И ПРИВОДИТ К ТОРМОЖЕНИЮ РОСТА ВВП ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДКЛЮЧЕНИЯ НОВЫХ И РАСШИРЕНИЯ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИВОДИТ К ОГРАНИЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5% ВВП недопотребление – около 50 млрд. кВтч, что соответствует приблизительно 50 млрд. рублей потеря около 1,5 трлн. рублей ВВП = 5% ВВП = 1 руб. электропотребления 30 руб. ВВП

12 Раздел II. Среднесрочная программа развития электроэнергетики на годы

13 Снятие ограничений на подключение новых потребителей за счет расширения существующих сетевых мощностей; Ликвидация дефицита генерирующих мощностей в условиях продолжающегося роста электропотребления; Надежность функционирования ЕЭС России; Нормализация ситуации в регионах пиковых нагрузок в Москве, Санкт- Петербурге, Тюмени; Стабилизация возрастной структуры сетевой инфраструктуры на уровне порядка 50% износа (по состоянию на 2006 год износ составляет по распределительному комплексу 65,7 %) Постепенное изменение топливного баланса в сторону снижения доли потребления газа ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ Превращение электроэнергетики из фактора торможения экономического развития в отрасль, обеспечивающую основу устойчивого роста

14 ОЦЕНКА СПРОСА: источники формирования ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ СПРОСА Макроэкономические прогнозы социально- экономического развития экономики России Разработанные энергокомпаниями прогнозы территориального развития, с учетом региональной дифференциации экономики Планы развития крупных предприятий, заявки на присоединение Прогнозы спроса на электроэнергию При разработке среднесрочной программы был принят прогноз роста спроса на электроэнергию – 2,2% ежегодно при макроэкономических условиях: годовой прирост ВВП – от 6% в 2006 году до 4,9%(умеренный) и 6,2%(оптимистический) – в 2010 году темпы инфляции – от 8-9% в 2006 году до 4-5% – в 2010 году

15 ОЦЕНКА СПРОСА региональные особенности проблемы Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени прогноз как объема электропотребления, так и максимума нагрузки Среднегодовой рост % Потребление, Россия млрд. кВт ч 2, Максимум нагрузки ГВт 2,5142,1160 Определение потребности в установленной мощности электростанций на 2006 – 2010 годы: Рост потребления : ОЭС Северо-Запада 9,5 % ОЭС Центра 10,1 % ОЭС Средней Волги 4,5 % ОЭС Юга 8,3 % ОЭС Урала 7 % ОЭС Сибири 11 % ОЭС Востока 7,7 % Зимний максимум нагрузки Средние темпы роста: 2,5%.

16 ввод мощностей для обеспечения надежности и поддержания режимов развитие регионов пиковой нагрузки степень готовности площадок для строительства прогнозы выбытия устаревших мощностей (2006 – 2010 годы: выбытие составляет 4,2 ГВт) прогноз строительства электростанций крупными промышленными предприятиями и независимыми инвесторами Новые генерирующие мощности и сетевые активы будут создаваться на основе современных технологий Топливно-технологические характеристики генерирующего оборудования: газовые станции - ПГУ угольные станции - блоки на суперсверхкритические параметры пара Новая ступень в развитии электросетевого хозяйства: силовые автотрансформаторы элегазовые выключатели КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ увеличение КПД Снижение удельного расхода газа и угля отказ от маслонаполненных трансформаторов - главной причины аварии на подстанции Чагино 25 мая 2005 года Инвестиционная программа формируется на основе анализа спроса, а также по следующим критериям:

17 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: вводы по ОЭС ГЕНЕРИРУЮЩИЕ МОЩНОСТИ 23, ,4 1,7 13,4 4,5 3 0, ГВт ВсегоАЭСГЭСТЭСБлок- станции годы годы ЦЕЛЬ - поддержание баланса активной мощности с учетом: потребности в расчетном резерве прогнозируемой динамики действующих мощностей объемов ограничений и «запертой» мощности До 2010 года требуется ввод новых генерирующих мощностей в объеме 21,8 ГВт ОЭСГВт Северо-Запад2,7 Центр6,7 Урал5,1 Средняя Волга0,5 Юг2,5 Сибирь2,8 Восток1,3 изолированные районы Дальнего Востока 0,2 1

18 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: ВВОДЫ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ОЭС ЦЕНТРА – 6,7 ГВт. Регион Инвестиционный проектТопливо Москва ГТЭ-65 на ТЭЦ-9газ ГТЭ-90 на ТЭЦ-12газ ПГУ на ТЭЦ-20газ ПГУ-450 и Т на ТЭЦ-21газ ПГУ на ТЭЦ-26газ ПГУ на ТЭЦ-27газ Реконструкция котла на ТЭЦ-22уголь Т на ТЭЦ-23газ ТЭЦ-28газ ПТ-25-34/06 на ГЭС-1ГЭС ГТУ-25 на ГРЭС-3 им.Классонагаз ПГУ-450 на Шатурской ГРЭС-5газ К на Каширской ГРЭС-4уголь Загорская ГАЭС-2ГЭС Мобильные ГТУгаз Рязанская обл. ПГУ-420 на ГРЭС-24газ Тульская обл. ЦКС-225 на Черепетской ГРЭСуголь ПГУ-450 на Щекинских ПГУгаз Калужская обл. ГТУ-25 на Калужской ТЭЦ-1газ Ярославская обл. ТП-115/ на Ярославской ТЭЦ-2газ Ивановская обл. ПТР-65 на Ивановской ТЭЦ-2уголь ПГУ-325 на Ивановской ПГУгаз Липецкая обл. ГТУ-25 и ПТ на Елецкой ТЭЦгаз Белгородская обл. ПГУ-30 на Белгородской ТЭЦгаз Брянская обл. ГТУ+КУ и ПТ на Брянской ГРЭСгаз Тверская обл. ПГУ-44 на ТЭЦ-1газ Блок 4 на Калининской АЭС (2011г.)АЭС

19 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: ВВОДЫ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ОЭС СЕВЕРО-ЗАПАДА – 2,7 ГВт Регион Инвестиционный проектТопливо Калининградская обл. ПГУ-450 на Калининградской ТЭЦ-2 газ Ленинградская обл. ПГУ-754 на Киришской ГРЭС газ ПГУ-450 на Северо- Западной ТЭЦ газ ГТУ-50, ПТ и Р-5-90 на ТЭЦ-1 и 2 Ленэнерго газ Т на ТЭЦ-5 Ленэнерго газ ПГУ-180 на Первомайской ТЭЦ газ ПТ на ТЭЦ-15 Ленэнерго уголь Р на ТЭЦ-7 Ленэнерго газ Республика Карелия ДЭС на Западно- Карельских ЭС газ Мезенская ПЭСПЭС Новая ПЭСПЭС

20 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: ВВОДЫ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ОЭС УРАЛА – 5,1 ГВт Регион Инвестиционный проектТопливо Кировская обл. ПГУ-60 и ГТУ-70 на Кировской ТЭЦ-1газ ПГУ-230 на Кировской ТЭЦ-3газ Удмуртская республика ПГУ-190 и ГТУ-25 на Ижевской ТЭЦ-1газ ПГУ-30 на Сарапульской ТЭЦгаз Пермский край ПГУ-800 на Пермской ГРЭСгаз ГТУ на Пермской ТЭЦ-13газ Т-30/ на Пермской ТЭЦ-14газ ПГУ-62 на Пермской ТЭЦ-6газ Т-30/ на Чайковской ТЭЦуголь ПТ-30/ на Закамской ТЭЦ-5газ Свердловская обл. КТ на Нижне-Туринской ГРЭСуголь ГТУ-110 на Ново-Свердловской ТЭЦгаз ПГУ-410 на Средне-Уральской ГРЭСгаз ПГУ-200 на Ново-Богословской ТЭЦгаз Оренбургская обл. ПР /0.5 на Оренбургская ТЭЦгаз ГТУ на Медногорской котельнойгаз ПТ на Сакмарской ТЭЦгаз Челябинская обл. ПГУ-170 на Южноуральской ГРЭСгаз Т-180/ на Челябинской ТЭЦ-3газ К на Троицкой ГРЭСуголь Тюменская обл. ПГУ-190 на Тюменской ТЭЦ-1газ ХМАО ПГУ-800 на Сургутской ГРЭС-2газ ЯНАО ПГУ-600 на ГРЭС в Тарко-Салегаз ПГУ-200 на Уренгойской ГРЭСгаз Республика Башкортостан ГТУ на пл.УМПОгаз ГТУ на Уфимская ТЭЦ-3газ

21 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: ВВОДЫ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ОЭС ЮГА – 2,5 ГВт, в т.ч. АЭС 1 ГВт. Регион Инвестиционный проектТопливо Краснодарский край ПГУ на Сочинской ТЭСгаз Ростовская обл. П6 на Каменской ТЭЦуголь Блок 2 на Волгодонской АЭСАЭС Волгоградская обл. Т на Волжской ТЭЦ-2газ ПГУ-160 на Волгоградской ГРЭСгаз Ставропольский край ПГУ-110 на Невинномысской ГРЭСгаз Астраханская обл. ПГУ-110 на Астраханской ГРЭСгаз Республика Дагестан Чирюртская ГЭС-3ГЭС Кабардино- Балкарская республика Советская ГЭСГЭС Карачаево- Черкесская республика Зеленчукская ГЭС-ГАЭСГЭС Верхне-Красногорская ГЭСГЭС Республика Северная Осетия Зарамагская ГЭСГЭС Малые ГЭСГЭС

22 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: ВВОДЫ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ОЭС СРЕДНЕЙ ВОЛГИ – 0,5 ГВт. Регион Инвестиционный проектТопливо Республика Чувашия ПГУ-100 на Новочебоксарской ТЭЦ-3газ Самарская обл. ТА на Самарской ГРЭСгаз Республика Татарстан ГТУ на Казанской ТЭЦ-1газ ПТ на Казанской ТЭЦ-2уголь ГТУ-110 на Казанской ТЭЦ-3газ ГТУ на Котельной «Азино»газ ГТУ на Нижнекамской ТЭЦ-1газ ГТУ на Урусинской ГРЭСгаз

23 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: ВВОДЫ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ОЭС СИБИРИ – 2,8 ГВт Регион Инвестиционный проектТопливо Кемеровская обл. Т на Ново-Кемеровской ТЭЦуголь Р на Кузнецкой ТЭЦуголь Красноярский край Т на Красноярской ТЭЦ-3уголь ПТ-30-3,4 на Минусинской ТЭЦуголь Р на Канской ТЭЦуголь Богучанская ГЭСГЭС Республика Бурятия Реконструкция энергоблока 4 на Гусиноозерской ГРЭС уголь Р на Улан-Уденской ТЭЦ-2уголь Читинская обл. Энергоблок 3 на Харанорской ГРЭС уголь Р-6-35 на Читинской ТЭЦ-2уголь

24 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: ВВОДЫ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ОЭС ВОСТОКА – 1,3 ГВт Регион Инвестиционный проектТопливо Амурская обл. Т на Благовещенской ТЭЦуголь Бурейская ГЭСГЭС Нижнебурейская ГЭСГЭС Граматухинская ГЭСГЭС

25 Вводы новых мощностей по видам генерации до 2010 года (МВт) СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: вводы генерирующих мощностей

26 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ И ПОДСТАНЦИИ: НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, ТЕХПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

27 СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: развитие сетевой инфраструктуры (ОАО «ФСК ЕЭС») Направление инвестиций Итого за гг. Планируемые вводы, всего, в т.ч.: 577 км, 5335 МВА 1221 км, 7746 МВА 1155 км, МВА 1378 км, МВА 6029 км, МВА км, МВА По новому строительству, в т.ч. по направлениям: 577 км, 3141 МВА 1221 км, 3237 МВА 1155 км, 2029 МВА 1378 км, 6208 МВА 6029 км, 8917 МВА км, МВА Выдача мощности АЭС, ГЭС, ТЭС 167 км, 501 МВА 269 км, 751 МВА 655 км, 501 МВА 184 км, 1301 МВА 4167 км, 3369 МВА 5442 км, 6423 МВА Снятие cетевых ограничений и повышение надежности электроснабжения потребителей 410 км, 2640 МВА 952 км, 2486 МВА 500 км, 1528 МВА 1194 км, 4907 МВА 1862 км, 5548 МВА 4918 км, МВА Техническое перевооружение и реконструкция электрических сетей и реновация основных фондов ФСК 1944 МВА 4109 МВА*) 6977 МВА*) 3154 МВА3150 МВА17179 МВА Реновация основных фондов ЕНЭС 250 МВА400 МВА2550 МВА3650 МВА4100 МВА10950 МВА *) Вводы скорректированы с учетом необходимости ввода трансформаторной мощности к ОЗМ 2006/2007 и 2007/2008 годов

28 Мероприятия по повышению надежности Техперевооружение и реконструкция кмМВа МРСК Центра и Северного Кавказа МРСК Северо-Запада МРСК Урала и Волги МРСК Сибири Москва и Московская область Итого по распределительным сетям Мероприятия по снятию ограничений по подключению Новое строительство кмМВа МРСК Центра и Северного Кавказа МРСК Северо-Запада МРСК Урала и Волги МРСК Сибири Москва и Московская область Итого по распределительным сетям СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС

29 Раздел III. Источники финансирования программы развития электроэнергетики

30 КОМПЛЕКС ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕР ПОЗВОЛИТ ОБЕСПЕЧИТЬ: ПРОГРАММА МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ ДОВЕРИЕ: кредиторов инвесторов УДЕШЕВЛЕНИЕ: заемных средств частных инвестиций ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ * Предполагаемая программа по АЭС – 337 млрд. рублей. Цифра уточняется в ходе доработки ФЦП Направления инвестиций Собствен ные средства Кредитные ресурсы Вложения в капитал Федераль ный бюджет Региональные источники Всего, 2006 – 2010 г.г. Тепловая генерация Гидрогенера ция Магистраль ные сети Распред. сети Всего Частные инвестиции млрд. руб.

31 ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ Предлагается стратегия постепенного наращивания частных инвестиций в генерацию с 80 млрд. рублей в 2007 году до 190 млрд. рублей в 2010 году 34% 23% 13% 30% ДОП. ЭМИССИЯ МЕХАНИЗМ ГАРАНТИРОВНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КРЕДИТЫ Инвестиции в 2006 – 2010 году: 687 млрд. рублей ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Направления инвестиций Собстве нные средства Частные инвестицииФедераль ный бюджет Региональные источники Всего, 2006 – 2010 Кредитные ресурсы Вложения в капитал Тепловая генерация

32 ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ТЕПЛОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ: СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ млрд. руб. \ Источники инвестиций2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.Всего 1 Собственные средства Заемный капитал Вложения в собственный капитал, в т.ч.: Размещение доп. акций Механизм гарантирования инвестиций Независимые компании (источник финансирования уточняется) Итого

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ РАЗМЕЩЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ ОГК/ТГК В году 2006 Завершение формирования компании Возможное начало размещения дополнительных акций (указан ориентировочный объем размещения в млрд. руб.) ТГК – 2010 ТГК-3 ТГК ОГК ОГК ОГК ТГК ТГК ОГК ТГК ОГК ОГК ,5 13,9 40,7 7 25,6 15,1 24,4 12,1 13,4 28,2 8,7 7,8 Очередность размещений акций будет определяться сроками завершения полного формирования компаний Сроки размещения акций будут также зависеть от степени важности инвестиционных проектов в сокращении энергодефицита 8,7 33

34 НОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ТЕПЛОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ: КАНДИДАТЫ НА РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ В 2007 году Размещение дополнительных акций, млн. руб. Иные источники (собственные и заемные средства), млн. руб. Объемы, сроки и структура инвестиций будут уточняться в ходе более детальной проработки инвестиционных проектов

35 Размещение дополнительных акций, млн. руб. Иные источники (собственные и заемные средства), млн. руб. НОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ТЕПЛОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ: КАНДИДАТЫ НА РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ В 2008 году

36 Размещение дополнительных акций, млн. руб. Иные источники (собственные и заемные средства), млн. руб. НОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ТЕПЛОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ: КАНДИДАТЫ НА РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ В 2009 – 2010 году Объемы, сроки и структура инвестиций будут уточняться в ходе более детальной проработки инвестиционных проектов

37 НОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ТЕПЛОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА Собственные и заемные средства, млн. руб. Объемы, сроки и структура инвестиций будут уточняться в ходе более детальной проработки инвестиционных проектов

38 НОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ТЕПЛОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА Собственные и заемные средства, млн. руб. Объемы, сроки и структура инвестиций будут уточняться в ходе более детальной проработки инвестиционных проектов

39 МЕХАНИЗМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ: экономические условия для поддержания надежности инвесторам гарантируется возврат вложенных средств с требуемой нормой прибыли на инвестиционный капитал посредством платы за мощность на основании долгосрочного договора с системным оператором инвесторы выбираются на конкурсной основе утвержден порядок проведения конкурсов заканчивается работа над проектной документацией для первых двух конкурсов Финансирование через МГИ до 2010 года : 58 млрд. рублей Постановление Правительства РФ от «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности» 2006 год – два конкурса по привлечению инвестиций через МГИ Финансирование по годам, млрд. руб.

40 ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ГИДРОГЕНЕРАЦИИ Инвестиции в 2006 – 2010 году: 250 млрд. рублей собственные средства компании (с 1 января 2007 года - централизованные инвестиционные средства переводятся из абонентской платы ОАО РАО «ЕЭС России» в инвестиционную составляющую тарифа для гидрогенерации) заемные средства средства федерального бюджета Направления инвестиций Собстве нные средства Частные инвестицииФедераль ный бюджет Региональные источники Всего, 2006 – 2010 Кредитные ресурсы Вложения в капитал Гидро- генерация Основные источники инвестиций: Финансирование по годам, млрд. руб.

41 ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНОГО СЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА собственные средства компаний средства федерального бюджета заемные средства Инвестиции в 2006 – 2010 году: 383 млрд. рублей Основные источники инвестиций: Инвестиционной программе генерации соответствует синхронизированная с ней программа развития сетевого хозяйства Направления инвестиций Собстве нные средства Частные инвестицииФедераль ный бюджет Региональные источники Всего, 2006 – 2010 Кредитные ресурсы Вложения в капитал Магистраль ные сети Финансирование по годам, млрд. руб.

42 ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО СЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА собственные средства компаний заемные средства региональные источники Инвестиции в 2006 – 2010 году: 632 млрд. рублей Основные источники инвестиций: Направления инвестиций Собстве нные средства Частные инвестицииФедераль ный бюджет Региональные источники Всего, 2006 – 2010 Кредитные ресурсы Вложения в капитал Распред. сети РАЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНО-ДЕСПЕТЧЕРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 2006 – 2010 годы: 25 млрд. рублей Финансирование по годам, млрд. руб.

43 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ В 2007 ГОДУ Источники финансирования в 2007 году Общий объем, млрд. руб. Собственные средства (при росте тарифов на 10%) 210 Бюджетные средства, в форме вложений в уставные капиталы ФСК, ГидроОГК и СО 50 Бюджетные средства на снижение перекрестного субсидирования 25 Плата за присоединение к сетям 20 Частные инвестиции в генерацию, включая механизм гарантирования инвестиций 81 Заемные средства 100 ИТОГО 486

44 Раздел IV. Институциональные меры по привлечению инвестиций

45 УПРАВЛЯЕМАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ – ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 2006 год : запуск механизма гарантирования инвестиций 2006 год : переход к системе двухсторонних договоров между поставщиками и потребителями, с 2007 года - долгосрочных 2007 год : управляемое расширение объемов торговли электроэнергией по свободным ценам на 5-15% в год (с сохранением регулируемых тарифов для населения) 2007 год : запуск рынка мощности 2008 год : переход к долгосрочным сетевым тарифам с учетом нормы доходности 2006 год: принятие среднесрочной программы развития на 2006 – 2010 годы 2007 год: долгосрочное видение развития электроэнергетики до 2030 года и Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года Создание системы регулирования отрасли в новых условиях на основе усиления роли органов государственного регулирования и контроля Долгосрочные договоры по электроэнергетике требуют долгосрочных договоров по газу

46 Обеспечить запуск новой модели оптового рынка не позднее 1 августа 2006 года, в том числе, принять постановление Правительства РФ по изменению правил оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода Обеспечить синхронизацию развития оптового и розничного рынков, в том числе, принять правила розничного рынка переходного периода не позднее 1 августа 2006 года ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: формирование рынка Созданы условия для развития конкурентного рынка электроэнергии Созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности Сформированы основные инфраструктурные организации Работает сектор свободной торговли и конкурентный балансирующий рынок Разработаны и рассмотрены Наблюдательным советом НП АТС регламенты работы оптового рынка С 15 марта 2006 года идут имитационные торги по новой модели оптового рынка РЕАЛИЗОВАНО НЕОБХОДИМО

47 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: изменение тарифообразования В целях обеспечения развития энергетики необходимо перейти к новой тарифной политике в электроэнергетике Отказ от установления тарифов по схеме «издержки плюс» Формирование розничных тарифов как суммы составляющих (стоимость электроэнергии на оптовом рынке + услуги по передаче + инфраструктурные платежи + сбытовая надбавка) Переход к долгосрочным сетевым тарифам Переход к установлению тарифов для поставщиков по формуле цены на основе метода индексации Уточнение порядка определения размера платы за присоединение к электрическим сетям Базовые принципы тарифного регулирования Внести проект постановления Правительства РФ о порядке определения платы за присоединение до 1 августа 2006 года Подготовить изменения в нормативно-правовую базу для перехода к долгосрочным сетевым тарифам НЕОБХОДИМО

48 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: ликвидация перекрестного субсидирования, меры в 2007 году ПЛАН ЛИКВИДАЦИИ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ 2007 год – первоочередные меры 10 млрд. рублей для поддержки субъектов федерации, реализующих программы ликвидации перекрестного субсидирования 9 млрд. рублей для ликвидации межрегионального субсидирования потребителей, в первую очередь регионов Дальнего Востока, Архангельской и Калининградской областей Необходимо предусмотреть в федеральном бюджете на 2007 год до 1 августа 2006 года внести проект нормативного акта о программе ликвидации перекрестного субсидирования НЕОБХОДИМО В соответствии с планом по ликвидации перекрестного субсидирования на последнем этапе осуществляется переход к адресной системе субсидий для населения

49 кадровое развитие институциональное развитие изменение инструментов регулирования ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: развитие системы регулирования Реализация комплекса институциональных мер, привлечение инвестиций создает принципиально новую систему отношений в отрасли Необходима программа развития регулирующих органов Создание эффективной системы государственного регулирования, основанной на усилении влияния органов регулирования через: регулирование качества оказания услуг регулирования правил работы субъектов электроэнергетики косвенных инструментов регулирования развития системы антимонопольного контроля ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ СНИЖЕНИИ ПРЯМОГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

50 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ