Мнемонические приёмы при изучении грамматики русского языка ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Advertisements

Использование опорных схем на уроках русского языка- один из способов формирования информационных и коммуникативных компетентностей Учитель русского языка.
Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным.
Сказуемое Знать: способы выражения сказуемого. Знать: способы выражения сказуемого. Уметь: находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено.
Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь ассоциативное мышление.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 г.Каменск-Шахтинский «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Современные подходы к организации и анализу урока.
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказкой посредством мнемотехники. Петрова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колобок»
Игра «Придумай предложение» Цель: Развитие мышления, способность к синтезу, свободы речи. Ход игры: Ведущий называет слово и просит следующего игрока.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
Булатова Галина Яковлевна Учитель русского языка и литературы Стаж педагогической работы 35 лет Учитель высшей категории.
Курсовая работа Тема: Мультимедийные приложения электронных учебников, готовый программный продукт Работу выполнил: Мальчикова Александра, студентка 3.
Составила Дорофеева И А. – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления, умения принимать взвешенное решение.
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Шамов Александр Николаевич доктор педагогических наук, профессор.
Город Армавир Краснодарский край. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8. Итого Итоговый устный экзамен по русскому.
Разделы науки о языке Повторение и систематизация изученного 5 класс Презентация Погребняк Н.М.
Транксрипт:

Мнемонические приёмы при изучении грамматики русского языка ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СамГУПС) Кафедра «Инженерная педагогика и культура речи» Швырина Галина Владимировна

Сфера когнитивной психологии

Восприятие Распознавание образов Внимание Память Воображение Язы к Мнемоника

мнемотехника позволяет повысить интерес к предмету, создавая ситуации эмоционального подъема, образно и ассоциативно воздействуя на память, доступно и просто включая элементы запоминания. Мнемоприем и мышление

Изменения образа осуществляются с помощью различных мыслительных операций: соединения и видоизменения образов, искусственной и естественной ассоциаций, буквенно-звукового сходства, схематично-рисуночной мнемоники.

Педагогические технологии. Визуальные способы кодирования учебной информации

Соединение образов Шаталов опорные сигналы; Мнемоническая схема, прием, правило Главное в методе Шаталова конспект. Конспект результат огромной работы учителя. На страничке короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить (скажем, энергия электрона), необходимые для рассказа рисунки, графики.

2.Применяю правило Что соединяет союз И ? Нужна ли перед ним запятая? 1. Определяю, имеет данное предложение одну или две грамматические основы: одну Союз И соединяет однородные члены (О и О), (О и О, О и О), (и О, и О), (О, и О, и О, и О) две Союз И соединяет простые предложения в составе сложного / /, и / /. 2.Применяю правило: :

Ассоциативные схемы- рисунки Фроловой

Мнемоника словарных слов: слово связывается с другим, обыгрывается ассоциативная связь, Усиление связи: рифма, ритм, рисунок

Простые и парные ассоциации с одновременной рифмовкой Неалгоритмизуемые слова Чтоб склонения вы знали, Мы семью вам показали: Первые в семье, поверьте, ПапА, мамА, а не дети. А второе это сын, Сын, да только не один, СуществО на пару с ним. Ну а третье это дочь, Будешь помнить день и ночь

Буквенно – звуковая мнемоника мнемоприем из учебника под редакцией М.В.Панова глаголы одеть – надеть, «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду»

Мнеморифмовки В детской сказке колобок по траве катится мог Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок. Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов, Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.

Схематично – рисуночная мнемоника при изучении темы « При изучении темы «Гласные о и е после и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» предлагается использовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: « Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов

Культура речи Использование мнемонических приёмов Как ПРАВИЛЬНО? ПО-КА! а может ПОКЕДОВА ? Кто ж его знает?

Она из мухи делает слова и после Продает слоновую кость. Не нравится производство кости слонячьей? Производи иначе. В. Маяковский Каламбурное совмещение фразеологизма и свободного словосочетания ХА-ХА! ХА! Столкновение в тексте слова и фразеологического словосочетания Такого стреляного воробья на мякине не проведешь (Е. Рябчиков) Нередко трон занимали цари без царя в голове. (Е. Рябчиков) Способы индивидуальной стилистической обработки фразеологизмов:

СОЮЗ И СОЕДИНЯЕТ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (цветы и мороженое) – ЗАПЯТУЮ СТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ. ЦЕЛЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – СТАВЬ ЗАПЯТУЮ ПОДСКАЗКА!

Научная литература: Агафонов В. В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, с.: ил. - мягк. обл. Солсо Роберт. Когнитивная психология. Издательство - Питер. Год издания , часть III Мнемоника и образы Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения// Русский язык в школе С Хлынин А. А. Использование семантических образов на уроках русского языка // Вестник НЛП 4 Шаталов В. Ф., Эксперимент продолжается, Издательство "Педагогика", 1989