Современный учебник истории Мымрина Людмила Ивановна Зав. отделом исторического и социально-экономического образования Томский областной институт повышения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Advertisements

Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Документально-методические комплексы (ДМК) по истории: принципы разработки, использования на примере вводной темы.
Требования к структуре основной образовательной программы Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации.
Рекомендации по переходу на изучение новых УМК по курсу «История России» в соответствии с Историко-культурным стандартом в общеобразовательных организациях.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
LOGO Add your company slogan Использование учебников по истории и обществознанию в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО уч.г.
Фундаментальное «ядро» содержания образования Фундаментальное «ядро» содержания образования Инструментальное сопровождение содержания образования Инструментальное.
ПЕДСОВЕТ «Ш КОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК – ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК, РЕЗУЛЬТАТЫ»
Инновационный учебно- методический комплекс автора В.И. Сивоглазова «Биология. Навигатор»
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
Программа и учебник предмета Биология 6 – 11 кл. Авторская линия под редакцией профессора И.Н.Пономаревой 2010.
Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Центр естествознания Биология.
Горячев А.В. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 4-й класс. - М.: «Баласс», 2006.«Баласс» Учебник предназначен для школ, имеющих.
Учебно-методическое обеспечение теоретического обучения Выполнила преподаватель И.И. Ломовицкая.
В соответствии со ст.14 п. 5 закона Российской Федерации «Об образовании» настоящая Программа является основой для разработки основной образовательной.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
1 Требования к содержанию электронных образовательных ресурсов СОИРОСОИРО.
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
Транксрипт:

Современный учебник истории Мымрина Людмила Ивановна Зав. отделом исторического и социально-экономического образования Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Одним из направлений модернизации общего образования в России является создание вариативных истории. Принципиально новым явлением в педагогической практике России является издание Федеральных перечней и издательских вертикалей учебников

Характерные черты нового поколения учебников истории Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического ; Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического ; Появление на авансцене всемирной истории новых героев маленьких людей; Появление на авансцене всемирной истории новых героев маленьких людей; Замена понятийной системы учебника образной; Замена понятийной системы учебника образной; Информационная избыточность текста учебника ; Информационная избыточность текста учебника ; Многоуровневая система образов; Многоуровневая система образов; Новые выразительные способы изложения учебного текста; Новые выразительные способы изложения учебного текста; Яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов; Яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов; Превращение дополнительного текста в равноценный источник информации; Превращение дополнительного текста в равноценный источник информации; Превращение иллюстраций в рабочие элементы учебника; Превращение иллюстраций в рабочие элементы учебника; Становление новой иллюстративной метасистемы; Становление новой иллюстративной метасистемы; Формирование новой системы вопросов и заданий; Формирование новой системы вопросов и заданий; Сложный состав аппарата ориентировки; Сложный состав аппарата ориентировки; Аксиологические (ценностные) акценты учебного текста; Аксиологические (ценностные) акценты учебного текста;

Особенности содержания учебников нового поколения Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения; Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения; Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и смысла происходящего Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и смысла происходящего Наличие в учебном издании практикума (задачника), направленного на осмысление окружающего мира, и применение этих знаний в практической деятельности; Наличие в учебном издании практикума (задачника), направленного на осмысление окружающего мира, и применение этих знаний в практической деятельности; Наличие в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания, что способствует формированию навыка поиска и использования информации. Наличие в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания, что способствует формированию навыка поиска и использования информации.

Особенности методического аппарата Наличие разработанного методического аппарата, направляющего деятельность учебников, что дает ключи к использованию содержащейся в учебном издании информации; Наличие разработанного методического аппарата, направляющего деятельность учебников, что дает ключи к использованию содержащейся в учебном издании информации; Наличие элементов методического аппарата, который мотивирует ученика на изучение учебного материала ( что за учебный материал он будет изучать, какие конкретные задачи стоят перед ним и что за результат получится в результате его изучения, например карта понятий, маршрут по теме и т.п.); Наличие элементов методического аппарата, который мотивирует ученика на изучение учебного материала ( что за учебный материал он будет изучать, какие конкретные задачи стоят перед ним и что за результат получится в результате его изучения, например карта понятий, маршрут по теме и т.п.); Наличие справочного аппарата учебника, что учит искать и использовать информацию; Наличие справочного аппарата учебника, что учит искать и использовать информацию; Наличие творческих заданий, что учит применять полученные знания в жизни; Наличие творческих заданий, что учит применять полученные знания в жизни; Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий, что учит выделению важнейшей информации; Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий, что учит выделению важнейшей информации; Наличие вопросов для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы, что учит применению имеющихся знаний; Наличие вопросов для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы, что учит применению имеющихся знаний; Наличие заданий к иллюстрациям, что учит наблюдательности, пониманию причин и смысла происходящего. Наличие заданий к иллюстрациям, что учит наблюдательности, пониманию причин и смысла происходящего.

Существенные признаки вертикали школьных учебников Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство Просвещение ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ. Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство Просвещение ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ. В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов. В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов. Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление. Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление. Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебниководевается в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств. Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебниководевается в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. В издательстве Просвещение: - По всеобщей истории – под редакцией директора института всеобщей истории РАН, академика РАН А.О. Чубарьяна - По истории России – специалисты института российской истории РАН и МГУ им. Ломоносова – под руководством директора института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН профессора А.Н. Сахарова. В основе этих комплектов лежат: - Последние научные достижения российских и зарубежных историков - На основе сравинительно-исторического подхода освещаются главные направления развития стран - Историческое прошлое различных стран и регионов мира рассматривается как единый процесс - Это позволяет сохранить преемственность между курсами всеобщей и отечественной истории

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство Просвещение ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ. В частности, программа по истории России для 6-9 классов прослужила основой для создания единой линии учебников авторов А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. 2 главных компонента УМК – программа и учебники – объединяет общая целевая установка.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов. В одних учебниках авторские коллективы подробно и последовательно освещают жизнь и быт различных социальных групп В одних учебниках авторские коллективы подробно и последовательно освещают жизнь и быт различных социальных групп В других – детально прорисовывают образы ярких исторических деятелей В других – детально прорисовывают образы ярких исторических деятелей В-третьих – на арену истории выводят детей и женщин, стремясь расширить традиционные представления учащихся о субъектах прошлого и разрушить негативные гендерные и этнокультурные стереотипы В-третьих – на арену истории выводят детей и женщин, стремясь расширить традиционные представления учащихся о субъектах прошлого и разрушить негативные гендерные и этнокультурные стереотипы В-четвертых – прослеживают формирование институтов рыночной экономики, правового государства и гражданского общества В-четвертых – прослеживают формирование институтов рыночной экономики, правового государства и гражданского общества Предметом исторического исследования могут стать процессы развития науки, техники, образования и их связь с социально-экономическими, политическими и духовными аспектами жизни человечества. Предметом исторического исследования могут стать процессы развития науки, техники, образования и их связь с социально-экономическими, политическими и духовными аспектами жизни человечества.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление. Ярко и выразительно это сделано в учебниках по всеобщей истории под редакцией А.О. Чубарьяна: - На форзаце учебников расположены обзорные карты, демонстрирующие, каким был мир в начале и в конце определенного исторического периода - Основной текст всегда предваряет инструктивный раздел Как работать с учебником, в котором школьниками подробно расказывается о компонентах учебной книги и об особенностях работы с ними. Это один из вариантовпрояснения структуры учебной книги, необходимый для ее многофункционального использования - А.О. Чубарьян – каждая глава, начиная с 6 класса, и каждый параграф открывается вопросами и заданиями, подводящими к главной идее, к основному содержательному выводу учебной темы.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников одевается в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств. Рабочие тетради, книги для учителя, хрестоматии и прочие пособия, составляющиесвиту учебника, наряжаются в одежду от того же кутюрье. Благодаря этому материалистические очертания приобретают идеи авторских УМК, где в строгом соответствии с замыслом учебной книги разрабатываются сопровождающие ее учебно-методические материалы.

Структура школьного учебника Текстовый компонент Основной текстДополнительный текстПояснительный текст 1. 1)Вводный 2)Информационный (учебный) 3)Заключительный 2. 1)Описательный 2)Повествовательный 3)Объяснительный 4)Проблемный 1)Документы 2)Научно-популярные тексты 3)Художественные тексты 1)Постраничный словарь 2)Пояснения в скобках внутри основного текста 3)Подписи к иллюстрациям 4)Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах Внетекстовый компонент ИллюстрацииМетодический аппаратАппарат ориентировки А) Изобразительные : -Учебные рисунки -Репродукции -Документальные изображения Б) Условно-графические: -Карты, картсхемы, планы -Схемы, чертежи -Линии времени А) Вопросы и задания: -Воспроизводящие -Преобразующие -Творческие образные -Проблемные Б) Текстовые таблицы: -хронологические -синхронистические -сравнительно-обобщающие -конкретизирующие -иллюстрированные комплексы В) Опорные схемы Г) Планы-схемы, памятки-алгоритмы Д) Тесты самоконтроля А) Оглавление Б) Рубрикация и тематические символы В) Сигналы-символы Г) Выделения в тексте курсивом, жирным и шрифтом и т.п. Д) Словари и указатели: -понятий -дат -имен Е) Глоссарии Ж) Колонтитулы З)Шмуцтитулы И) Библиография К) Справочники