Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования и науки Белгородской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский педагогический колледж» Школьное отделение Предметно-цикловая комиссия психолого-педагогических дисциплин Белоусова Ольга Александровна Студентка группы 41 КП Научный руководитель: Ю.М. Шилова Рецензент: Е. М. Шишкова Белгород 2006
Содержание работы: 1.Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 1.1. Понятие о внимании, его функции, виды и свойства 1.2. Возрастные особенности внимания младших школьников 1.3. Трудности в обучении младших школьников и их причины 1.4. Методы и приёмы развития произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 2.1. Диагностика внимания младших школьников с трудностями в Обучении 2.2. Опытная работа по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 2.3. Рекомендации для учителей начальных классов по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении
Структура ВКР: 1 глава общая характеристика и особенности процесса внимание, возрастные и индивидуальные особенности развития произвольного внимания у младших, причины трудностей в обучении 2 глава материалы по диагностике и развитию произвольного внимания у младших школьников с трудностями в обучении. ПРИЛОЖЕНИЕ тестовые методики, специальные упражнения и тренинги, направленные на развитие произвольного внимания.
Педагогический процесс предполагает умения: использовать непроизвольное внимание содействовать развитию произвольного внимания
Результаты анкетирования «Я и мое внимание»: ВопросыОтветы детей данет 18 человек2 человека 28 человек2 человека 35 человек 47 человек3 человека 58 человек2 человека 65 человек человек человек выбрали среднюю ступень, 3 человека вторую, 1 человек первую ступень
Методика 1. «Заполни по образцу» Уровень вниманияКоличество учащихся Высокий уровень 100% без ошибок1 Средний уровень 60% с 2 ошибками2 Низкий уровень 50% с 5 ошибками7 Очень низкий уровень 20% с 6 ошибками-
Методика 2. «Текст с ошибками». Уровень вниманияКоличество учащихся Высокий уровень от 0 до 2 ошибок 2 Средний уровень от 3 до 5 ошибок 4 Низкий уровень от 5 ошибок и более 4
Результаты констатирующего эксперимента Имена детей / название методики "Заполни по образцу" уровень"Текст с ошибками" уровень Аня60% 2 ошибкиСредний3 ошибкиСредний Миша50% 7 ошибокНизкий6 ошибокНизкий Рита100% без ошибокВысокий1 ошибкаВысокий Таня50% 4 ошибкиНизкий4 ошибкиСредний Костя50% 4 ошибкиНизкий4 ошибкиСредний Никита50% 5 ошибокНизкий5 ошибокСредний Настя60% 1 ошибкаСредний2 ошибкиВысокий Маша50% 5 ошибокНизкий6 ошибокНизкий Игорь50% 5 ошибокНизкий7 ошибокНизкий Гриша50% 6 ошибокНизкий6 ошибокНизкий
Основные методы и приемы по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 1. Д омино, л ото, ш ашки, м озаика ; 2. Р аскрашивание п о о бразцу и р исование э лементарных узоров п о о бразцу ; 3. В ыкладывание и з п алочек, с пичек ф игур, п редметов, у зоров по о бразцу ; 4. И гры н а р азвитие с лухового в нимания : « Узнай п о г олосу », « Будь в нимателен », « Слушай х лопки ». 5. И гры н а р азвитие з рительного в нимания : « Чего н е с тало ?», « Что и зменилось ?», « Чем о тличаются д ве к артинки ?», « Оригами всей с емьей ». 6. П одвижные и гры н а п еременах и ф изкультминутки н а уроках н а р азвитие п роизвольного в нимания
«Заполни по образцу» «Текст с ошибками»
Результаты итоговой диагностики: Имена детей / название методики "Заполни по образцу" уровень"Текст с ошибками" уровень Аня100% 1 ошибкавысокий1 ошибкавысокий Миша70% 7 ошибоксредний2 ошибкивысокий Рита100% без ошибоквысокийбез ошибоквысокий Таня100% 1 ошибкавысокий2 ошибкивысокий Костя100% 1 ошибкавысокий2 ошибкивысокий Никита90% 2 ошибкисредний2 ошибоквысокий Настя100% без ошибоквысокийбез ошибоквысокий Маша90% без ошибоквысокий4 ошибкисредний Игорь60% 2 ошибкисредний4 ошибкисредний Гриша50% 3 ошибкинизкий4 ошибкисредний
Рекомендации для учителей начальных классов по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 1. В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. 2. Избегать повторений слов «нет» и «нельзя». 3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко. 4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. 5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию. 6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). 7. Во время игр ограничить ребенка лишь одним партнером. Избегать беспокойных, шумных приятелей. 8. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. 10. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.