Принципы создания автоматизированной поддержки формирования навыков чтения Санкт-Петербург2004
Цель работы: сформулировать принципы создания автоматизированной поддержки формирования навыков чтения. сформулировать принципы создания автоматизированной поддержки формирования навыков чтения.
Цель работы поставила необходимость решить следующие задачи: определить термины «навыки чтения», «буквосочетание», «компьютерная поддерживающая программа»; определить термины «навыки чтения», «буквосочетание», «компьютерная поддерживающая программа»; проанализировать методы формирования навыков чтения и основные УМК; проанализировать методы формирования навыков чтения и основные УМК; создать компьютерную программу на основе разработанных принципов. создать компьютерную программу на основе разработанных принципов.
Два понимания термина «чтение»: перекодирование букв и буквосочетаний в звуки данного языка перекодирование букв и буквосочетаний в звуки данного языка извлечение информации, представленной в тексте извлечение информации, представленной в тексте
Казалось бы все просто, но стоит задуматься: у нас: «навыки чтения» или «техника чтения», «механизм чтения» или «чтение»; у нас: «навыки чтения» или «техника чтения», «механизм чтения» или «чтение»; за рубежом «Reading Skills»: семь бед - один ответ. за рубежом «Reading Skills»: семь бед - один ответ.
Методы формирования навыков чтения: метод правил; метод правил; метод целых слов; метод целых слов; метод предложений. метод предложений. Сбалансированное совмещение метода правил и метода целых слов. Сбалансированное совмещение метода правил и метода целых слов.
Метод правил: разработан в СССР; разработан в СССР; опора на морфологический принцип, соответствующий русской орфографии; опора на морфологический принцип, соответствующий русской орфографии; слоговой принцип; слоговой принцип; формируется на незнакомых учащемуся словах; формируется на незнакомых учащемуся словах; незнакомые слова с первого года обучения. незнакомые слова с первого года обучения.
А что же такое «буквосочетание»? Буквосочетание - это сочетание букв, читающееся как один звук, принадлежащий к фонетической системе данного языка. Буквосочетание - это сочетание букв, читающееся как один звук, принадлежащий к фонетической системе данного языка. «буквосочетание» vs. «графема» «буквосочетание» vs. «графема» «буквосочетание» vs. «сочетание букв» «буквосочетание» vs. «сочетание букв»
И еще о буквосочетаниях: ough буквосочетание или нет? ough буквосочетание или нет? tough, rough vs. through, although tough, rough vs. through, although методическое правило vs. языковое правило. методическое правило vs. языковое правило.
А что же учебники? ориентация на умение устной речи; ориентация на умение устной речи; ориентация на метод целых слов, в случаях, когда метод правил был бы целесообразнее; ориентация на метод целых слов, в случаях, когда метод правил был бы целесообразнее; недостаточное количество незнакомых учащемуся слов. недостаточное количество незнакомых учащемуся слов. Вывод: необходимо создание ресурса, предоставляющего учителю слова с изучаемым буквосочетанием.
Программа Generator Цель: создание дополнительных материалов для формирования навыков чтения. Цель: создание дополнительных материалов для формирования навыков чтения. Язык: Perl Язык: Perl Материал: Новый англо-русский словарь/ Под ред. В.К.Мюллера и др. М., 1998 Материал: Новый англо-русский словарь/ Под ред. В.К.Мюллера и др. М., 1998
Программа Generator создаёт списки слов с определенным буквосочетанием или буквой; создаёт списки слов с определенным буквосочетанием или буквой; создаёт списки слов с заданным количеством слогов; создаёт списки слов с заданным количеством слогов; позволяет сохранять созданные списки в файл; позволяет сохранять созданные списки в файл; работает в стандартном «окошке» Windows. работает в стандартном «окошке» Windows.
Поддерживающие программы разрабатываются для создания дополнительных материалов для формирования навыков и умений; разрабатываются для создания дополнительных материалов для формирования навыков и умений; создаются для учителей. создаются для учителей. Обучаемый Обучающий ПК
Принципы создания поддерживающих программ: принцип обусловленности; принцип обусловленности; принцип доступности; принцип доступности; принцип научности; принцип научности; принцип необходимости; принцип необходимости; принцип информативности; принцип информативности; принцип надежности; принцип надежности; принцип дружественного интерфейса. принцип дружественного интерфейса.
Есть над чем поработать!!! создание еще одного модуля - морфологического (client); создание еще одного модуля - морфологического (client); определение ударного слога; определение ударного слога; распознавание и вывод транскрипции; распознавание и вывод транскрипции; дополнительные функции. дополнительные функции.