Способов решения тригонометрического уравнения или еще раз о Авторы проекта: Шишкина Диана Диденко Инна 10 класс 7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способов решения тригонометрического уравнения или еще раз о Авторы : Тихонова Л. В., ОУ 9 Галимзянова Ю. Ш., Магнитогорский лицей 1 7.
Advertisements

Восемь способов решения тригонометрического уравнения sin x – cos x = 1 Ученический проект. Руководитель учитель математики МАОУ «СОШ1 с УИОП» Матыцина.
Восемь способов решения тригонометрического уравнения sin x – cos x = 1 Проект составил ученик 10п класса МОУ «Бичурга – Баишевская СОШ» Мишкин Михаил.
МБОУ «СОШ 6», Дорофеева Лилия Ильинична Алгебра и начала анализа 10 класс Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.
МБОУ «СОШ 6», Дорофеева Лилия Ильинична,г.Нижнекамск,РТ Алгебра и начала анализа 10 класс Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24» Алгебра и начала анализа 10 класс Восемь способов решения одного тригонометрического.
Շնորհակալություն մեր ռուս կոլեգաներին : Նյութերը համացանցից ներքաշվել են 2009 թ. վերապատրաստումների ժամանակ : Վերապատրաստումները անցկացվել են Կոտայքի մարզի.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21» Алгебра и начала анализа 10 класс Шесть способов решения одного тригонометрического.
Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.
Типы тригонометрических уравнений и методы их решения.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация к уроку Методы решения тригонометрических уравнений
СЕМИНАР 10 – 11 классы. РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
Виды тригонометрических уравнений Виды тригонометрических уравнений Шестакова Марина 10 класс.
Тригонометрическим уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком тригонометрических функций. Уравнения вида sin x = a; cos x = a;
УРОК АЛГЕБРЫ В 1О-М КЛАССЕ ТЕМА: «Решение тригонометрических уравнений (с использованием информационных технологий)»
Преобразование тригонометрических выражений Формулы Тригонометрии.
Математика Решить тригонометрическое уравнение Воспользуемся 1)формулами приведения, формулой двойного угла, формулой преобразования разности косинусов.
1 Урок математики. 11 класс. 6 октября 2010 г. Преподаватель ГОУ 671 Манасевич Н.А. РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ Учитель: Копеина Наталья Васильевна 10 класс МОУ «Киришский лицей»
Методы решения тригонометрических уравнений Учитель математики: Семёнова Елена Юрьевна МБОУ СОШ 5 – «Школа здоровья и развития» г. Радужный.
Транксрипт:

способов решения тригонометрического уравнения или еще раз о Авторы проекта: Шишкина Диана Диденко Инна 10 класс 7

Математики видят ее в: гармонии чисел и форм, геометрической выразительности, стройности математических формул, решении задач различными способами, изяществе математических доказательств, порядке, богатстве приложений универсальных математических методов.

Но красота математики выражается не только в красоте форм,наглядной выразительности математических объектов, восприятие которых сопряжено с наименьшими усилиями. Ее привлекательность будет усиливаться за счет эмоционально-экпрессивной составляющей - оригинальности, неожиданности, изящества. Математики живут ради тех славных моментов, когда проблема оказывается решенной, ради моментов озарения, восторга

Можно ли насладиться решением уравнения sinx-cosx=1? Да, если стать его исследователем!

Универсальные методы решения уравнения sin x – cos x=1 Мы уже говорили о богатстве приложений универсальных математических методов. При решении уравнений одним из них является метод разложения на множители. Можно ли применить его к решению уравнения Sin x –cos x = 1? На первый взгляд,кажется что нет… А если использовать специфические тригонометрические преобразования

Мы не просто в правой части уравнения получили ноль,мы выделили выражение 1 + cos x … Как вы думаете зачем Рассуждаем Преобразуем исходное уравнение Sin x – cos x = 1 к виду Sin x – ( 1 + cos x) = 0.

Ну, конечно,вы догадались ! Необходимо перейти к половинному аргументу, применив формулу повышения степени и формулу двойного аргумента Итак…

Разложение левой части уравнения на множители sinx-cosx=1

Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а остальные при этом не теряют смысла, поэтому однородное уравнение первой степени.

Делим обе его части на что противоречит тождеству Получим Ответ:

Приведение уравнения к однородному относительно синуса и косинуса sinx-cosx=1 Разложим левую часть по формулам двойного аргумента, а правую часть заменим тригонометрической единицей: И так далее, как в предыдущем способе …

Тригонометрия удивительна тем,что она даёт собственные оригинальные способы преобразования разности (или суммы) тригонометрических функций в произведение: Но увы, в левой части уравнения, мы видим разноименные функции. Как изменить название функции на «кофункцию» ? Есть изящный способ!!! Всего лишь нужно применить формулу приведения!

Преобразование разности ( или суммы) тригонометрических функций в произведение. Преобразование разности ( или суммы) тригонометрических функций в произведение. sinx-cosx=1 Запишем уравнение в виде: Применяя формулу разности двух синусов, получим Ответ:

4-й способ Приведение к квадратному уравнению относительно одной из функций Так как Возведем обе части полученного уравнения в квадрат

В процессе решения обе части уравнения возводились в квадрат, что могло привести к появлению посторонних решений, поэтому необходима (обязательна!) проверка. Выполним ее. Полученные решения эквивалентны объединению трех решений: х у π/2 π -π/2

Первое и второе решения совпадают с ранее полученными, поэтому не являются посторонними. Проверим Левая часть: Правая часть:1. Следовательно,

5-й способ Выражение всех функций через tgx (универсальная подстановка) по формулам: С учетом приведенных формул уравнение sinx-cosx=1 запишем в виде

Умножим обе части уравнения на ОДЗ первоначального уравнения – все множество R.

При переходе к из рассмотрения выпали значения, при которых не имеет смысла, т.е. Следует проверить, не является ли х=π+2πk решением данного уравнения. Левая часть: sin(π+2πk)-cos(π+2πk)=sinπ-cosπ=0-(-1)=1. Правая часть: 1. Значит, х=π+2πk, kZ – решение уравнения. Ответ:

На ряду с универсальными методами решения уравнений, есть и специфические. Наиболее ярким из них является метод введения вспомогательного угла (числа). Благодаря этому приёму исходное уравнение легко сводится к простейшему – Последний метод, предлагаемый нами, связан также с нестандартным преобразованием тригонометрического уравнения – возведением обеих частей в квадрат. И хотя он является коварным в плане приобретения посторонних корней, но подкупает своим оригинальным способом сведения исходного уравнения к простейшему!

6-й способ Введение вспомогательного угла (числа) sinx-cosx=1 В левой части вынесем за скобку ( корень квадратный из суммы квадратов коэффициентов при sinx и cosx). Получим Ответ:

7-способ Возведение обеих частей уравнения в квадрат sinx-cosx=1

Полученное решение эквивалентно объединению четырех решений: Проверка показывает, что первое и четвертое решения – посторонние. Ответ: x 0 y π/2 π -π/2

ВСЁ! Точнее почти всё! Осталось выбрать метод решения, победивший в номинации: Самый простой; Самый оригинальный; Самый неожиданный; Самый универсальный … УДИВИТЕЛЬНОЕ И КРАСИВОЕ ВСЕГДА РЯДОМ!