Цель работы: изучение особенности и состояния кровеносной системы у подростков Задачи: Изучить строение крови и кровеносной системы. Выяснить роль кровеносной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение состояния здоровья школьников методом функциональных проб Работу выполнили: Дмитринёва Елена и Ранцена Светлана Ученицы 8 класса МОУ Еланской.
Advertisements

Кровь - жидкая соединительная ткань: 1.осуществляет транспортировку газов – кислорода и углекислого газа; 2.транспортирует питательные вещества и вредные.
Урок на тему «Сердечно – сосудистая система. Строение сердца» Цель урока: сформировать знания о сердечнососудистой системе и её значении, о анатомическом.
Цель Формирование новых понятий: лимфатические сосуды, кровеносные сосуды, кровяное давление, пульс Выяснить: причины движения лимфы и крови, перераспределение.
1.Основные функции крови: А) перенос питательных веществ Б) перенос тепла В) перенос кислорода Г) защита от перенасыщения кислородом Д) перенос углекислого.
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ Автор: Плотникова О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 3, г.Донецк Ростовская область.
Кровоснабжение организма человека. Презентация по теме: Ученицы 11 класса Школы 1405 Вдохновение Федоровой Екатерины.
« К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе, но и указывает путь каждому из них»
Кровеносная система Кровеносная система Задачи: Обобщить полученные знания по теме «Кровеносная система» Задачи: Обобщить полученные знания по теме «Кровеносная.
КРОВЬ. Кровь внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью.
Биология. Человек. 8 класс. Урок - обобщение знаний по теме «Кровеносная и лимфатическая системы». МОУ «СОШ 29» г. Норильск.
Учитель биологии Лесонен П. П. ГБОУ Гимназия 1516 ВАО г.Москва Внутренняя среда. Кровь. Теория Словарь Тест Закрепление.
Движение крови по сосудам урок в 8 классе учитель Карпенко Ольга Геннадьевна ГУО «Гожская средняя общеобразовательная школа»
Урок биологии в 8 классе по теме «Кровь» Автор: учитель биологии МОУ СОШ 1 г. Мурома Иванова О. В.
ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ Тема урока:. Цель урока выяснить закономерности движения крови по сосудам ЗАДАЧИ: Познакомиться с понятием артериальное давление.
Презентация к уроку биологии (8 класс) по теме: Кровь
раскрыть причину движения крови; раскрыть причину движения крови; выяснить природу пульса; выяснить природу пульса; познакомиться с опытом Моссо о перераспределении.
Дать знания о компонентах внутренней среды : крови, тканевой жидкости, лимфе. Сформировать знания об особенностях строения клеток крови в связи с выполняемыми.
Движение крови по сосудам. Круги кровообращения Разработала учитель биологии1 кв.категории Архипова Н.А. Государственная бюджетная специальная (коррекционная)
Тема: Органы кровообращения: строение сердца. Учитель биологии МОУ СОШ 60 г. Магнитогорска Шанкеева А.К.
Транксрипт:

Цель работы: изучение особенности и состояния кровеносной системы у подростков Задачи: Изучить строение крови и кровеносной системы. Выяснить роль кровеносной системы в организме человека. Исследовать кровяное давление, пульс и скорость кровотока у подростков, определить функциональную сердечно-сосудистую пробу. Рассмотреть причины, вызывающие дисфункциональное состояние кровеносной системы Разработать профилактические рекомендации для укрепления данной системы.

Особенности кровеносной системы человека Четырёх камерное сердце. Полное разделение артериальной и венозной крови. Два круга кровообращения. Кровяные сосуды: артерии, вены, капилляры.

Значение кровеносной системы Кровь осуществляет связь между органами и клетками всего организма. Поддержание постоянства внутренней среды человека (гомеостаз) Выполняет транспорт газов, питательных веществ и продуктов метаболизма. Обеспечивает защиту от инфекции и чужеродных тел, защищает организм от кровопотери. Обеспечивает регуляцию температуры тел.

Кровь плазма форменные элементы эритроцитытромбоцитылейкоциты 55-60% объёма крови В 1 мм в 1 мм в 1 мм 5 млн. 6-8 тыс тыс. Строение крови

Эритроциты Красные кровяные тельца; не содержат ядер (только у лягушек и куриц есть ядра в эритроцитах); форма двояковогнутого диска; срок жизни: 120 дней; размер 7 мкм = диаметру сосуда; содержат гемоглобин; норма у женщин 3,7 * /л у мужчин 4,5- 5 * /л

Лейкоциты ( L ) Агранулоциты (незернистые) МоноцитыЛимфоциты Т-лимфоцитыВ-лимфоциты Образуются в стволовых клетках костного мозга, в тимусе и обеспечивают реакцию иммунитета, отвечающего за регуляцию гуморального иммунитета Образуются из клеток костного мозга, отвечают за гуморальный иммунитет Гранулоциты (зернистые) ЭозинофилыНейтрофилыБазофилы 0,5-1% от L,участвуют в метаболизме гистамина и гепарина, также в иммунных реакциях и реакциях аллергитического типа в норме от 1-5%, содержат в себе много ферментов, способны к фагоцитозу, принимают участие в защитных реакциях

Тромбоциты Отломки пластинок или бесцветные тельца, могут быть неправильной формы, представляют собой безъядерные фрагменты цитоплазмы мегакариоцитов. Длительность жизни - 58 дней Функция: участвуют в свёртываемости крови, обладают способностью осаждаться на повреждённый сосуд и образовывать тромб.

Основные фазы образования тромба Фибриноген Травма Разрушение тканей и сосудов Активация тромбоцитов Образование тромбоцитарной пробки Образование фибринового сгустка Фибрин Образование тромбина Образование протромбиназы

Плазма и её значение для организма Состав плазмы Н 2 О 90-93% Сухое вещество 7-10% Белки 6,6-8,5% Жиры 0,8% Глюкоза 0,12% Минеральные вещества 0,09% Мочевина 0,05% α-,β-,γ- глобулин Альбумин 60% Фибриноген переносчик многих важных веществ переносчик полисахаридов, липидов и белков, осуществля- ющие защитные реакции основной белок плазмы

Сердце располагается в грудной полости. Сердце находится в околосердечной сумке, образованную париетальным листком. Масса сердца примерно 300 – 400 грамм. За время всей жизни сердце совершает около 3 биллионов ударов и перекачивает почти 400 млн. литров крови. Сердце

Схема строения сердца 1.- правое предсердие 2.- верхняя полая вена 3.- аорта 4.- лёгочная артерия 5.- полулунные клапаны 6. - левое предсердие 7.- лёгочные вены 8.- створчатые клапаны 9.- левый желудочек 10.- правый желудочек 11.- нижняя полая вена

Работа сердца За одну минуту сердце сокращается раз. Во время сна сердце сокращается медленней, а при физической работе сокращения учащаются. Диастола (0,4 с) Систола предсердий (0,1 с) Систола желудочков (0,3 с)

Регуляция сердечной деятельности Гуморальная Нервная

Артерии, вены и капилляры Артерии – это сосуды, которые несут кровь от сердца. Самая крупная из них – аорта. В артериях кровь движется под большим давлением, поэтому они имеют толстые и упругие стенки. Вены – это сосуды, которые несут кровь к сердцу. Кровь по венам течёт медленнее, чем в артериях, стенки их мягкие и тонкие. Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. Они пронизывают все органы человека. Общая протяжённость капилляров у человека – около 100 тыс. км. Все капилляры собираются в вены.

Группы крови Существует 4 группы крови (АВО система) Агглютиногены – А; В Агглютининов – α; Β Группа кровиЭритроцитарный агглютиноген Плазменный агглютинин l (о) α и β ll (А)А β lll (B)В α lV (AB)А;В Резус крови – впервые обнаружен у обезьян и называется резус фактор. Если резус фактор есть, то +, Если нет, то Резус - фактор передается по наследству и не изменяется в течение всей жизни.

Совместимости групп крови Группа кровиМожет отдавать кровь группам Может принимать кровь групп ll, ll, lll, lVl llll, lVl, ll llllll, lVl, lll lV l, ll, lll, lV Правило переливания крови: при переливании крови плазменные белки реципиента не должны склеиваться одноимённые эритроцитарные белки донора. Таким образом, l группа – универсальный донор, lV группа – универсальный реципиент.

Факторы, влияющие на состояние системы кровообращения 1.Тренировочный эффект сердца Тренированное сердцеНетренированное сердце Сердечные мышцы укрепляются. При нагрузке способны выталкивать за одно сокращение в 3 раза больше крови, чем обычно. Мышцы сердца слабеют и перерождаются, замещаются соединительной тканью. Масса сердца становится больше, но функциональность снижается из-за уменьшения активной мышечной ткани. При нагрузке увеличить кровоток сердце может только за счёт ускорения сокращений. При этом уменьшаются паузы и сердце не успевает наполниться кровью 2. Вредные привычки: употребление алкоголя и табака. 3. Экологические условия

Факторы, отрицательно влияющие на кровеносную систему

Цель работы: измерить АД и сравнить его с расчётным. Для измерения давления в состоянии покоя людей до 20 лет использовало формулу: АД верхнее = 1,7 Х возраст(в годах) + 83; АД нижнее = 1,6 х возраст(в годах) В исследовании участвовало 50 человек расчётное давление – 105/63; фактическое давление – 70% - нормальное; 15% - пониженное; 15% - повышенное. Диагностика АД у подростков

Цель работы: определение пульса у подростков. В норме – 70 ударов в минуту; Исследовано 50 школьников. Результаты измерений: ударов в минуту, в зависимости от состояния организма. Исследование ЧСС сердца

Полный круговорот кровь совершает за с Скорость крови в аорте – 0,5 м/с В полых венах – 0.25 м/с Скорость крови к капиллярах – 0,5 мм/с Цель работы: измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа у подростков. Вычисление производится по формуле V=l/t, где V – скорость крови, l – длина ногтевого ложа, t – время, заполнения кровью ногтевого ложа. В результате измерений стало известно, что скорость кровотока у 50 человек оказалась нормальной. Определение скорости кровотока ногтевого ложа

Определение функциональной сердечно-сосудистой пробы Цель работы: определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после 20 приседаний. Была определена ЧСС после нагрузки и динамика возвращения её состоянию покоя. Методика:для определения нужно измерить пульс в состоянии покоя. Далее сделать 20 приседаний. После окончания упражнений сесть, измерить и записать просчитанный пульс за 10 с. Спустя каждые 1,2,3,4,5 минут делать контрольные измерения. Ключ к обработке результатов: сравнив данные частоты сердечных сокращений после нагрузки с исходными, можно судить о состоянии сердечно- сосудистой системы. Если ЧСС увеличилась, меньше, чем на 1/3, - результаты хорошие, если больше – плохие. После нагрузке пульс должен вернуться в исходному состоянию не более чем за 2 мин.

Результаты исследования: 40% ребят показали хорошие показатели при восстановлении сердцебиения после нагрузки.

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхание до и после нагрузки. Исследовано 50 человек в возрасте лет. Методика исследования: 1. В положении сидя задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания. 2. Через 5 минут отдыха сделать 20 приседаний за 30 с. 3. Задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания. 4. Через 2 мин. Отдыха повторить пробу 1 5. Вычислить процентное отношение результатов 2 и 3 опытов по отношению к Сравнить полученные данные с нормативами. Категория Задержка дыхания(сек.) В покоеПосле 20 приседаний После отдыха Здоровые тренированные 46-60Более 50% от первой фазы Более 100% от первой фазы Здоровые нетренированные % от первой фазы % от первой фазы С отклонениями в здоровье % и менее от первой фазы Менее 70% от первой фазы

Результаты исследования: 10% ребят имеют здоровое тренированное сердце, 14% имеют отклонение в здоровье, 76% школьников – здоровые нетренированные. Выводы: результаты исследований показали, что только ¼ ребят можно отнести к действительно здоровым людям с хорошо тренированным сердцем. 1/10 от исследуемого количества школьников имеют серьёзные отклонения в здоровье. Основная масса учащихся недостаточно уделяют внимания своему физическому развитию.

Рекомендации по укреплению кровеносной системы Для укрепления мышц сердца и сосудов необходимо заниматься физическими упражнениями. На деятельность сердца и сосудов отрицательно влияет алкоголь и табак. Для поддержания АД в норме нужно соблюдать рацион питания, режим дня, гигиену труда и не исключать ежедневные воздушно-водные процедуры.

Выводы: Изучены особенности строения кровеносной системы человека. По данным исследования определения функциональной сердечно-сосудистой пробы было отмечено, что 25% подростков имеют хорошо тренированное сердце. У этих школьников при физической нагрузке сердцебиение приходит в состояние нормы не более, чем за 2 минуты. 10% ребят имеют отклонение в здоровье, а 65% относятся к практически здоровым, но имеют нетренированное сердце. Подросткам необходимо задуматься о профилактических мероприятиях сердечно- сосудистых заболеваний. Рассмотрены причины, вызывающие дисфункциональное состояние кровеносной системы Разработаны профилактические рекомендации по укреплению сердечно-сосудистой системы.

Литература 1. Бельченко Л.А., Лавриненко В.А. «Физиология человека», Сибирское университетское издательство, Новосибирск 2004 год. 2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология человек», учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Вантана-Граф», 2004 год. 3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии и физиологии человека», Москва, «Просвещение», 1978 год. 4. Курепина М.М., Воккен Г.Г. атлас «Анатомия человека», Москва, «Просвещение», 1978 год 5. Рохлов В.С., Никишов А.И. «Человек и его здоровье» Москва, «Илекса», 2001 год 6. Шустанова Т.А. «Пособие-репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии», Ростов-на- Дону, «Феникс» 2004 год.