РУССКАЯ ШКОЛА РИСУНКА. «А как рисунок есть начало и основание всем другим частям, который разграничивает краски и отличает предметы один от других, то.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Становление академической системы художественного образования и эстетического воспитания Подготовила: Абитова А.
Advertisements

Наброски и зарисовки головы человека в детской художественнойшколе 1-4 класс Петрусева Лариса Александровна МОУ ДОД ДХШ, г. Зеленогорск.
Познакомиться с историей возникновения портрета Познакомиться с историей возникновения портрета Сформировать свое отношение к портрету Сформировать свое.
Авторы работы: Новикова Светлана Руководитель: Голдобина Л.И. – учитель черчения СОШ 4.
РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
«Рисунок, как основа изобразительного искусства» Учебные пособия по рисунку и альбомы с графическими работами великих художников.
Эпоха просвещения в России XVIII век 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 2) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ.
Наука и образование в XVIII веке Автор Березина Н.В., учитель истории МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа»
Методы и приемы формирования письма у младших школьников.
Эталонная система. Изучение размеров и пропорций головы. Томаш Оксана Васильевна, Изобразительное искусство с. Высокиничи Жуковский район Калужская область.
Муниципальная общеобразовательная средняя школа 5 Урок – презентация по черчению 2004 г. Педагог: Коваленко Татьяна Владимировна.
Работу выполнила студентка 45 группы Безменова Ксения Артёмовна.
Наука, просвещение и культура России в середине XVlll века.
Карина Истомина 9 «Б». Гипотеза: Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Невозможность доказать некоторое.
Перспектива Даниленко О.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 5.
Целью нашего проекта было узнать путь становления женщины как бухгалтера в императорской России. Для реализации этой цели нами решены следующие задачи.
Гипотеза: Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Невозможность доказать некоторое геометрическое утверждение.
Русская Культура XVIII века. Презентацию подготовила Джанаева Камила 10 ( профильный ) класс.
Предмет « Изобразительное искусство». ( Отчёт об обучении на уроках и о внеурочных мероприятиях по предмету учебный год). На уроках и во внеурочных.
Приёмы ознакомительного чтения Урок 4. Как знакомиться с книгой до чтения.
Транксрипт:

РУССКАЯ ШКОЛА РИСУНКА

«А как рисунок есть начало и основание всем другим частям, который разграничивает краски и отличает предметы один от других, то изящность и исправность оного не менее нужны в живописи, как чистота слова в красноречии» «Своя мысль». Н.Н.Жуков1949 Понятие о совершенном живописце. СПб., 1789, с. 60. Работу выполнил студент 3 к.03гр.: Планидин Н.С. Преподаватель: Гудилина С.И.

Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Рисование как общеобразовательный предмет и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте. Уже в XI веке рукописная книжная графика и миниатюра достигают достаточно высокой ступени развития («Остромирово Евангелие», , «Изборник Святослава», 1073, «Добрилово Евангелие», 1164, «Трирская Псалтырь», и ряд других) Почти во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы изображались с головами зверей, птиц и даже людей Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком. Грамоте же на Руси начали обучаться с X века. Из летописей мы узнаем, что князь Владимир (988) «послал брать у знатных людей и отдавать на книжное учение, Ярослав (1028), «приде к Новгороду, собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Миниатюра из «Добрилова Евангелия».1164.Инициалы из «Остромирова Евангелия» Прорись.

До XVIII века основным методом обучения рисованию было копирование образцов, то есть копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному и инженерному Делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях. Это понимал и глава государства. О. В. Михайлова пишет: «Есть сведения, что Петр I намеревался ввести рисование в школьное обучение вообще. Энергичный Петр и сам пытался обучаться рисунку и гравированию, беря уроки у Шхонебека». В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководил этой школой вначале иконописец Григорий Одольский, а затем его брат Иван. Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты, датчанин Д. Вухтерс, швейцарцы Георг и Мария Доротея Гзель, немецкий рисовальщик И. Гриммель, итальянец Б. Тарсия, француз Л. Каравак и многие другие. Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии наук (1747), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием. Каравак, Луи. Портрет Петра I Л. Каравак. Портрет императрицы Анны Ивановны

Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках. Особый интерес для нас представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию. Особый интерес для нас представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию. Титульный лист из пособия И. Д. Прейслера

Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка. Таблица из пособия И. Д. Прейслера

Это мы видим накаждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей человеческого лица или всей головы Как и большинство художников- педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии. Это мы видим на каждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей человеческого лица или всей головы Как и большинство художников- педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии. Таблицы из пособия И. Д. Прейслера Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, он прежде всего старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение.

Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности. Вначале наносятся основные ориентиры взаимно пересекающиеся (вертикальная и горизонтальная) прямые линии, которые должны помогать ученику правильно определять положение в пространстве как всей фигуры, так и каждой ее части: «Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений: как далеко плечо перед локтем, левое колено перед плечом, одно плечо выше другого, одна пятка ниже другой». Затем, намечая общий характер формы, надо ухватить движение фигуры и определить средние (осевые) линии как всей фигуры, так и каждой ее части: «Сии линии членов суть средние линии всякой части, что бы она ни изображала руку ли, ногу ли или тело». Чтобы научиться быстро и хорошо улавливать движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения. Когда характер формы и движения найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны. Однако, говорит художник-педагог, измерение и проверка пропорциональных отношений должны проходить не с помощью линейки и циркуля, а на глаз «Рисовальщик должен иметь циркуль в глазу, а резчик в руках»

Вполне естественно, передовые люди России стали думать о создании специальных художественных заведений. В 1724 году А. К. Нартов, а в 1725 году М. П. Абрамов предлагают проекты создания Академии художеств. В 1746 году профессор Струбе подает правительству записку об организации Академии художеств, однако и она успеха не имела. В 1755 году И. И. Шувалов вновь поднимает вопрос о необходимости создания Академии художеств и получает от Елизаветы согласие. В 1756 году он едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомится с постановкой художественного образования во Франции. Возвратившись в Россию, он подает проект об утверждении Академии художеств в Москве при университете. 6 ноября 1757 года последовал указ Сената на имя куратора (Шувалова), в котором разрешалось ему, согласно его представлению, учредить Академию художеств. В 1758 году Академия художеств была переведена в Санкт- Петербург с шестнадцатью учениками. Так в 1758 году по инициативе И. И. Шувалова в Петербурге была основана академия трех знатнейших художеств живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. Основным учебным предметом в академии должен был стать рисунок. В первом Уставе Академии художеств Шувалов писал: «Следовательно, к достижению всего вышеписанного началом и основанием служить имеет твердое и исправное рисование, без чего упражняющийся в сих благородных художествах желаемого совершенства достигнуть не может».

Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам: 1-я группа с 6 до 9 лет, 2-я с 9 до 12, 3-я с 12 до 15 лет, 4-я с 15 до 18 лет. В первой группе, помимо общеобразовательных дисциплин, практиковалось рисование с оригиналов, гипсов и с натуры. Рисование начиналось со знакомства с техникой и технологией. Карандаш требовалось держать дальше от очищенного конца, что давало большую свободу и подвижность руки. Образцами в оригинальных классах служили гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей академии, а также и рисунки особо отличившихся учеников. Особой популярностью у преподавателей и воспитанников пользовались рисунки. Выразительность Линий в его рисунках помогала учащимся наглядно видеть и понимать пластику форм. Множество рисунков для оригинального класса сделали Г. Ф. Шмидт, А. П. Лосенко. Рисунки Греза Г. Ф. Шмидт. Рисунок-оригинал А. П. Лосенко. Рисунок-оригинал

В третьей группе изучались перспектива, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры, живопись, скульптура, архитектура, гравировальное искусство. С натуры рисовали гипсовые фигуры Антиноя, Аполлона, Германика, Геракла, Геркулеса, Венеры Медицейской. Родчев. Натурщик Во второй группе рисовали с оригиналов, гипсов и с натуры. К концу года ученика начинали копировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела и обнаженные человеческие фигуры (академии), вначале гипсовые, а затем живые. С натуры рисовали орнаменты и гипсовые головы. Ф. Ф. Репнин. Рисунок с оригинала

Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. После этого он мог перейти к рисованию живой натуры в натурном классе. Рисуя фигуру, ученик обязан был тщательно изучить не только схему ее построения, но и точный абрис той или иной модели. Чтобы досконально заучить фигуру, ученику приходилось рисовать одну и ту же постановку несколько раз. Известно, что К. П. Брюллов сделал сорок рисунков с группы Лаокоона. Мастерство было настолько велико, что некоторые академики могли начать рисунок с любого места. Так, виртуоз академического рисунка Егоров мог нарисовать человеческую фигуру наизусть одной линией, не отрывая карандаша от бумаги, начиная с мизинца ноги. Зевс. учебный рисунок. Апоксиомен. учебный рисунок.

Cистема и методика обучения рисунку в России в XVIII веке была отличной от многих академий Западной Европы и современных художественных учебных заведений. Если в современных учебных заведениях студент обязан выполнить программу курса в течение года, невзирая на успехи, то в академии XVIII века, а также в первой половине XIX века воспитанник мог переходить из одного класса в другой, например из гипсофигурного в натурный, только достигнув определенных успехов. Поэтому не удивительно, что в 14 лет Ф. Бруни уже рисовал сложные двухфигурные постановки с обнаженных натурщиков, оставаясь в третьей возрастной группе. Ф. А. Бруни. Академический рисунок

Пять стадий работы над рисунком с натуры гипсовой головы античной скульптуры. Афродита

Пять стадий работы над рисунком головы натурщика

Наброски головы в разных положениях

Четыре стадии работы над рисунком фигуры натурщика

Источники информации tmhttp:// tm ontainer_ru.htmlhttp:// ontainer_ru.html Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 3. Москва, Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 4. Москва, Дети. Рисунки Н.Н.Жукова. Москва Серов. Автопортрет.

Вопросы и задания Вопросы: Как вы думаете, почему рисунок одинаково важен для живописцев, скульпторов и архитекторов? По современной методике или по методике 18 века вы бы хотели заниматься? В чем преимущества и недостатки этих методик? Можно ли в ахроматическом рисунке увидеть (почувствовать) цвет? Задания: Проанализируйте поэтапное выполнение рисунка гипсовой головы и головы натурщика. В чем заключается задача каждого этапа? Выполните конструктивную зарисовку головы человека и быстрый эмоциональный набросок. Сравните результаты.

Сопроводительный текст Цели : познакомить учеников с русской Академической Школой Рисунка, с ее образованием, формированием, становлением, традициями и законами. Рассказать о том, как воспитывались и учились великие русские художники. Показать основные стадии выполнения рисунка. Возрастная группа: Данная информация и задания рассчитаны на учеников 9-10 классов школ. Источники информации Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 3. Москва, Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 4. Москва, Дети. Рисунки Н.Н.Жукова. Москва Вопросы: Как вы думаете, почему рисунок одинаково важен для живописцев, скульпторов и архитекторов? По современной методике или по методике 18 века вы бы хотели заниматься? В чем преимущества и недостатки этих методик? Можно ли в рисунке ахроматическом рисунке увидеть (почувствовать) цвет? Задания: Проанализируйте поэтапное выполнение рисунка гипсовой головы и головы натурщика. В чем заключается задача каждого этапа? Выполните конструктивную зарисовку головы человека и быстрый эмоциональный набросок. Сравните результаты. О.Кипренский.Натурщик Тема: РУССКАЯ ШКОЛА РИСУНКА Работу выполнил студент 3 к.03гр.: Планидин Н.С. Преподаватель: Гудилина С.И.