ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РГП «КАЗ НМУ ИМ.С.Д. АСФЕНДИЯРОВА» Центр МАКО и НСРМО, 4 октября 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Advertisements

Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Выполнила: ассистент кафедры организации сестринского дела Полетаева Ирина Алексеевна.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Совершенствоваться - значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто. У.Черчиль К ОМПЕТЕНЦИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Сарсенбаева Сауле Сергазиевна,
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
Особенности организации самостоятельной работы студентов по заочной форме обучения Воробьева В. М., зав. заочным отделением ЯрИПК.
Самостоятельная работа студентов Круглова О.В. Тихомирова Е.Ю.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Методическая работа преподавателей в системе ДО: особенности и формы контроля. Тема 6.
Тольяттинский государственный университет © 2009 МАСТЕРСКАЯОБЩЕСТВЕННЫХКОММУНИКАЦИЙ Директор МОК – Нюренберг Владимир Владимирович Адрес: ул. Белорусская.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
Балльно-рейтинговая система. Что дает рейтинговая система студенту ? – новую возможность: самому распоряжаться своим временем; самому распоряжаться своим.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Транксрипт:

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РГП «КАЗ НМУ ИМ.С.Д. АСФЕНДИЯРОВА» Центр МАКО и НСРМО, 4 октября 2011 г.

С АМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ФРГ используется выражение косвенное (опосредованное) обучение, что подразумевает работу, проводимую под косвенным руководством преподавателя. В педагогической литературе Австрии, Швейцарии применяется термин тихая работа, который подчеркивает тишину и уединенность, царящие во время самостоятельной работы. Во французской и английской литературе встречается термин индивидуальная работа. В США введен термин независимое обучение, при котором ученикам раздают программы, но оставляют относительную свободу выбора материалов и способов усвоения.

Основные цели самостоятельной работы студентов (СРС): освоение в полном объёме основной образовательной программы; овладение фундаментальными знаниями; овладение профессиональными навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности; способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня; последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

Основными задачами СРС являются: мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности; закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом; овладение технологическим учебным инструментом; формирование общетрудовых и профессиональных умений; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда и развитие самостоятельности мышления специалиста; формирование способности к самоорганизации и волевых черт характера; формирование исследовательских умений.

РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Руководство СРС осуществляется: кафедрами факультета; преподавателями кафедр.

Комплексную координацию организации, планирования и контроля СРС в университете проводит учебно-методический департамент КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова.

В ФУНКЦИИ КАФЕДР ВХОДИТ : подготовка пакета необходимых для СРС материалов по всем дисциплинам и специальностям, обеспечиваемым кафедрой; отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями всех курсов, преподаваемых на кафедре; осуществление контроля над соблюдением нормативов при планировании СРС каждым преподавателем кафедры; подготовка и издание программ учебных курсов, методических указаний для СРС, учебников и учебных пособий; реализация мониторинга СРС по дисциплинам кафедры.

В ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВХОДИТ : разработка плана СРС по учебному курсу; определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на СРС; подготовка пакета контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля; определение системы индивидуальной работы со студентами.

В ФУНКЦИИ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ВХОДИТ : осуществление контроля за своевременным составлением кафедрами графиков СРС; отслеживание обеспеченности учебной и учебно- методической литературой для СРС научной библиотеки КАЗ НМУ им.С.Д. С.Д. Асфендиярова; осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРС.

Самостоятельная работа должна носить системный и усложняющийся характер, иметь градацию по уровням сложности: Воспроизводящий (репродуктивный или тренировочный) уровень СР, на котором создаются основы для других уровней и формируются базовые знания и компетенции. На данном уровне идет усвоение и закрепление нового материала. Реконструктивный (переходный или полутворческий) уровень СР вытекает из предыдущего. На данном уровне предполагается анализ учебного материала с его последующим синтезом. Осуществляется перенос знаний, навыков и умений на аналогичные ситуации, а также формирование высказываний (постановка диагноза, назначений и т.д.) в аналогичных ситуациях. СРС данного уровня требует большой мыслительной активности и креативности. Творческий (креативный или поисковый) уровень СР связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач. СР данного уровня способствует формированию творческой личности студента, его профессиональной самостоятельности.

К ОНТРОЛЬ СРС ПРЕДУСМАТРИВАЕТ : соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля; валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить); дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Ф ОРМЫ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫБИРАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ВАРИАНТОВ : текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях); решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам; конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно; представленный текст контрольной работы; отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур, и т.п.; тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме; рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин; отчёт о научно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.); статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно- популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры или медицинского вуза.

О ЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С УЧЕТОМ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Первый уровень – дословное и преобразующее воспроизводство информации (репродуктивные умения). Второй уровень - самостоятельная работу по образцу (логические умения). Третий уровень – реконструктивно-самостоятельные работы (умения систематизации и анализа). Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы (поисковые, частично исследовательские умения). Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы (саморазвитие, проектирование и преобразование своих действий).

О СУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СР НЕОБХОДИМО В ЧЕТЫРЕ ЭТАПА : Корректирующий – осуществляется преподавателем на консультационных часах по СРС, по 1 часу на каждый СРС на группу, входящих в учебную нагрузку. Констатирующий – осуществляется по заранее составленному индивидуальному плану изучения дисциплины или выполнения определенного задания для оценки результатов завершенных этапов работы. Самоконтроль – осуществляется самим студентом по мере изучения дисциплины по составленным программным вопросам. Итоговый – аттестация студента по всем видам работы.

К ОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ : систематичность его проведения; максимальная индивидуализация контроля; системность характера заданий; разумное сочетание различных видов и форм контроля; необходимое и достаточное методическое обеспечение; наличие критериев оценки результатов самостоятельной работы, которые должны быть понятны и доступны студенту.

Оценка за самостоятельную работу с указанием баллов заносится в «Учебный журнал» (корректирующий, констатирующий итоговый уровень) и отражается у студента в его «Портфолио»

Студент может самостоятельно контролировать полученные знания и навыки, пользуясь тестами и вопросами для самоконтроля и т.д. Результаты самостоятельной работы студента должны контролироваться преподавателем. Эти результаты должны оцениваться и учитываться в ходе итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы студента по изучаемой дисциплине является бальная.

О СНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ : работа над конспектом лекции; подготовка к практическому занятию: производится, как правило, с использованием методических пособий; подготовка к семинарскому занятию производится по правилам выполнения задания практической работы, обычно по определенному вопросу и более или менее узкому кругу литературы; доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы: этот вид самостоятельной работы студентов особенно важен в том случае, когда изучаемый предмет содержит много неоднозначно трактуемых вопросов, проблем; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; консультации по сложным, не понятным вопросам лекции, семинаров, зачетов; подготовка к зачету: данная форма самостоятельной работы может быть весьма разнообразной по своей сути, т.к. сам зачет бывает различным; подготовка к экзамену: один из самых ответственных видов самостоятельной работы и в то же время возможность сэкономить большое кол-во времени в период сессии, если эту подготовку начинать заблаговременно; выполнение междисциплинарного учебно- исследовательского проекта; выполнение внутридисциплинарной, объединяющей модули, самостоятельной работы.

Многие из названных форм самостоятельной работы студентов и ее контроля постоянно используются преподавателями. Очень важно научить студентов, особенно младших курсов, работать с учебниками, монографиями, статьями, источниками, писать конспекты, рефераты, эссе, профессионально грамотно оформлять курсовые, а затем и дипломные работы. Очень важно сформировать у них понимание того, что без самостоятельной работы, систематического добывания знаний нельзя стать подготовленным к творческому труду специалистом! Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную жизнь выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь

Д ЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ : мотиварованность задания; четкая постановка задач; алгоритм, метод выполнения работы; четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения; критерии оценки, отчетности и виды и формы контроля.

П РОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ СРС ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ : Подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования); Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы); Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда

Организация СРО с использованием дистанционной формы обучения осуществляется на основании «Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан» утвержденные приказом и.о. министра образования 404 от 19 июля 2006г.

У СЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СРО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ : материально-технических условий для реализации информационно- коммуникационных и дистанционных технологий обучения; контента (содержания) образовательных программ по специальностям на электронных носителях; кадрового состава, подготовленного к виртуальному взаимодействию субъектов образовательного процесса.

О СНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИ ИСПОЛЬЗУЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА : дистанционное обучение на основе кейс-технологий; дистанционное обучение на основе ТВ-технологий.

Субъектами формы дистанционного обучения являются обучающиеся и работники КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова.

Н ЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ В К АЗ НМУ: образовательного Интернет-портала со страницами, содержащими учебно- методическую и учебно-административную информацию для обучающихся; оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение); различных терминалов: мультимедийных классов, электронных читальных залов; учебного контента (собственного и/или приобретенного) на CD, DVD дисках; сетевого учебного мультимедиа контента (собственного и/или приобретенного); тестирующих комплексов; профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного и технического персонала, прошедшего соответствующую подготовку; мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого); сетевых тестирующих комплексов; сетевых систем управления обучением (Learning Management Systems - LMS); систем управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).

С ИСТЕМА КОНСУЛЬТАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СРО С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МОЖЕТ ПРЕДУСМАТРИВАТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ В НЕСКОЛЬКИХ ВИДАХ : очные индивидуальные (в отдельных случаях по инициативе обучающего); дистанционные индивидуальные (рецензии на контрольные и аттестационные работы, по телефону, через , чат, форум); дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web- сайте, в виде телеконференций).