Психологические особенности подросткового возраста О.Ю.Ткачева, зам. Директора МОУ «ПМС Центр» г.Перми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДРОСТКИ Психологические особенности. Ключевые характеристики подростков: Бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается ребятами,
Advertisements

Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение Новообразования: 1. чувство взрослости 2. развитие самосознания 3.формирование.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Психологические особенности подросткового возраста.
Стили родительского общения с младшими школьниками Педагог – психолог Трухнина Г.В.
Общаться с ребенком КАК? Родительское собрание 5-е классы 24 ноября 2011 года Педагоги-психологи: Бердикян Ольга Аркадьевна и Королева София Александровна.
Психологические особенности подросткового возраста Адиятулина Светлана Геннадьевна педагог-психолог I категории СОШ 14 г. Яровое.
Проблемы подросткового возраста Проблемы подросткового возраста.
Ваш беспокойный подросток… Взрослым о подростке. Подросток - кто он? Ребенок лет Главное содержание возраста – переход от детства к взрослости.
Возрастные особенности подросткового возраста. Техники эффективного общения с подростками Психолог:Баянова А.В.
Возрастные особенности пятиклассников. Происходит замена ведущей деятельности с учебной (что характерно для младшего школьника) на общение со сверстниками.
Особенности шестиклассников. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания.
Семейные конфликты ТЕМА 6. План лекции Сущность, виды, причины семейных конфликтов Психотравмирующие последствия Виды конфликтного поведения супругов.
Коррекция негативных проявлений подросткового возраста.
Возрастные особенности подростков. Возрастные рамки подросткового периода: Это период от до лет, который совпадает со временем обучения в.
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления.
Подростковая школа Сидорова Н.А., заместитель директора МБОУ «Лицей 21» Первоуральска.
возраст второго рождения личности. Представление о себе, как не о ребенке. 13 – 14 лет.
Особенности подросткового возраста. Особенности подросткового возраста «Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…»
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Главный специалист по специальности «детская психиатрия» МЗ АР Крым Потапенкова О. Л.
Транксрипт:

Психологические особенности подросткового возраста О.Ю.Ткачева, зам. Директора МОУ «ПМС Центр» г.Перми

Кризис личности Чрезмерная скорость телесных изменений ведет к зависимости от физического состояния Психологическая напряженность, связанная с внешностью: тревога, неуверенность в себе и надежда на привлекательность

Чувство взрослости Специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности Новая жизненная позиция по отношению к себе, людям и миру Большая восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения Стремление попробовать все Постепенно берет позиции взрослого

Возраст противоречий От глубинной идентификации с другим до резкого отчуждения от других От альтруизма до жестокости От страха смерти до суицидальных попыток

Возраст противоречий Быстрое развитие самосознания посредством развития рефлексии на себя и других Глубокая неудовлетворенность собой, неуверенность в себе Внешний негативизм Обострена потребность в признании «самости» при психологической зависимости от сверстников Неуверенность в себе борется с чувством уникальности

Половая идентификация Интенсивное освоение мужских и женских ролей Отношение к противоположному полу трансформируется от «задирания» до романтических отношений и сексуальных контактов Стремление нравится – одно из значимых Формируются сексуальные влечения, сексуальные фиксации Внутренний конфликт между стремлением к близости и запретами

Ведущая деятельность – общение со сверстниками В отношении со сверстником стремится реализовать свою личность (учатся рефлексии на себя и на сверстника) Дружба – одна из самых важных ценностей возраста: формируются свои кодексы чести В семье – негативисты, в среде сверстников – конформисты

Отношение к школе и учебе Школа – условие для развития личности, возможность общения со сверстниками. В общении расширяет границы своих знаний, интеллектуально развивается, учится рефлексии Знания - ценность, которая обеспечивает расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников Интерес к предмету связан с качеством преподавания Успех или неуспех влияет на отношение к предмету Готовность к видам учебной деятельности, которые делают его взрослее. Важный стимул – притязания на признание среди сверстников

Общение со взрослыми По-новому оценивает свои отношения с семьей Сопротивление к ранее выполняемым требованиям, стремление противостоять родителям Уважаемый взрослый – достояние подростковой группы Испытывает потребность в поддержке Имеют значения единые требования: важна аргументация требований Реакция эмансипации Реакция имитации Реакция гиперкомпенсации

Внутрисемейные отношения и подростковый кризис Семья с высокой рефлексией и ответственностью: изменяются правила, готовность к сотрудничеству, главное – сохранение чувства самоуважения подростка

Семья отчужденная Мало интересуются подростком, держатся на расстоянии Подросток тоже становится носителем отчужденных форм поведения или носителем комплекса неполноценности Превалируют нигилистические реакции, агрессия или неадекватная лояльность, пассивность

Гиперопекающий стиль воспитания в семье За ребенка выполняются его задачи. Контролируется каждый шаг, мало развивается самостоятельность и ответственность. Родители выбирают за него друзей, решают его проблемы в школе, утрясают конфликты с друзьями и учителями… Подросток лишается самостоятельности, чувства свободы, к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления трудностей.

Авторитарный стиль воспитания Родитель играет роль непререкаемого авторитета, добивается уважения к себе и отказывает в этом ребенку. В семье часто разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «ты обязан», «слушай, что я говорю». Часто стыдят, унижают оскорбительными словами типа: «лентяй», «идиот», «безмозглый», «тупица», а успехи ребенка воспринимают как должное. Формируется агрессивный стиль отношения к другим людям или беспомощная застенчивость, за которыми стоит невротизация неуверенного в себе подростка

Попустительский стиль Отсутствует система правил, родители заняты решением своих проблем. Господствует принцип вседозволенности Родители откупаются от ребенка подарками или сладостями. Приоритетными становятся материальные ценности. Недостаток внимания, заботы и руководства болезненно воспринимается подростком, он чувствует себя лишним, источником обременяющих забот. Начинает жить своей тайной жизнью подросток хорошо освоил принцип манипулирования Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – характеристики подростка (испытывают двойной кризис!) Особенностями характера становятся агрессивность (выражающаяся нетерпимой требовательностью) и нигилизм

Неполная семья острое чувство потребности в отце (половая идентификация) Отсутствие одного из родителей ослабляет социальную позицию

Приемная семья Внутренняя напряженность и постоянная неуверенность в том, как к нему относятся приемные родители Незащищенная социальная позиция

Отсутствие родительского попечения Обостренная позиция «Мы», «Все общее» (чужого можно провести) Психологически отчуждены от людей (свобода к правонарушениям) Эмоциональное напряжение, тревожность, агрессия от постоянного общения Агрессивный, игнорирующий или пассивный тип поведения