Воспитание : новые вектора в условиях реализации ФГОС М.И. Болотова, доцент кафедры истории Отечества доцент кафедры истории Отечества ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава Российской Федерации, д.п.н.
Модель выпускника Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами: интеллигентностью, интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры, необходимыми для сознательного и активного участия в общественном прогрессе; быстрой приспособляемостью, адаптивностью быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям; потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в избираемой профессии (общая и профессиональная обучаемость); самодисциплиной, самоконтролем; умением владеть собой в сложных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем; благожелательным восприятием воспитанностью, благожелательным восприятием всех целесообразных внешних воздействий (социальных требований, техники безопасности, требований трудового коллектива и др.); диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе; высокой работоспособностью высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
Этимология термина «воспитание» Путь духовного возвышения человека : древнерусское «възъпитание» - возвышенное питание. Украинское «виховати» - извлекать спрятанное – свидетельствуют о духовно- ценностной воспитательной традиции наших предков. Воспитание – это смысло-порождающий процесс Воспитание – это культуросообразный, социо- и личностно- ориетированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребёнка к ценностям культуры, овладение им специальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности..
Цель воспитательной деятельности - ценно-смысловое развитие ребенка.
Образованный, но невоспитанный человек может быть не только бесполезен, но и опасен для общества.
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны; усиление ценностной дезориентации общества, ведущей к углублению разрыва между человеком и обществом (снижению экономической активности, росту социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, росту в ее среде жестокости, агрессивности, нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма и т.д.). Проблемы воспитания в системе образования:
Дестабилизация в ценностно-смысловой сфере личности приводит, с одной стороны, к несформированности позитивной шкалы ценностей, в которой преобладают индивидуалистические тенденции в ущерб общенравственным и общечеловеческим ценностям; с другой стороны, к рассогласованию формирующихся ценностей с возможностями их практической реализации, что обостряет психические, психосоматические и социальные болезни.
самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность!!! При введении ФГОС нового поколения изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность!!!
выбор ценностной позиции Воспитание человека как творца культуры и самого себя. Именно жизнеспособному человеку свойственен осознанный выбор ценностной позиции и способов деятельности в основных жизненных сферах. Воспитание жизнеспособной личности основывается на новой парадигме воспитания, рассматривающей человека как творца культуры и самого себя.
Методологическая основа стандартов. Принципы нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно- нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Стратегии воспитания Социализация Социализация (интеграция человека в общество, освоение комплекса социальных ролей и нравственных норм) через включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности, социальные пробы
Стратегии воспитания Акмеологическая Акмеологическая (достижение вершины развития, ориентация на постоянное самосовершенствование) через оказание человеку максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей
Стратегии воспитания Культурологическая Культурологическая (ориентация в окружающей этнической среде, умение пользоваться большинством предметов культуры, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание) через освоение современной культуры, принятие общечеловеческих ценностей
Стратегии воспитания Экзистенциальная Экзистенциальная (развитие индивидуальности, понимания человеком самого себя и других, осознание смысла существования, умение планировать жизнь) через инициирование процедур выбора, самореализации, рефлексию
Актуальный социальный заказ В этом контексте системно-деятельностный подход к воспитанию раскрывается по- новому: цель самодеятельности личности это внутреннее, глубинное, экзистенциальное изменение самого деятеля.
«Воспитательная работа, - есть прежде всего работа организатора- фасилитатора», то есть помогающего и облегчающего ребенку его интеграцию в общественную жизнь. По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. технологии воспитания А для этого классный руководитель должен знать технологии воспитания
Роль учителя: Информатор-эксперт Организатор-фасилитатор Консультант
КАПИТАН КОРАБЛЯ ЛОЦМАН ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ Консультант ДЕМОКРАТ САДОВНИК ПСИХОЛОГ Вызывает уважение Приветствует инициативы Дает способы самообразования Корректирует, заботится Держатель процессов Выращивает, создает среду саморазвития каждого Знает «подводные камни» ?
Технология диалога. - это процедура контакта педагога и учащегося, среда стихийного, свободного диалога.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова interact, где inter- это «взаимный», act- действовать. взаимодействовать Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем- либо (например, человеком). Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
«Сидячие» мероприятия Интерактивные акции по интересам Ролевые игры Социальные проекты Портфолио ИТ-проекты Социальные акции Тренинги Дискуссионные клубы Образовательные стратегии Предметные недели Надпредметные недели Творческие лаборатории Ток-шоу «Сейшны»
«Сидячие» мероприятия Интерактивные акции по интересам видеопроекты,видеопроекты, социальные проекты,социальные проекты, «event-мероприятия»,«event-мероприятия», сценические представления,сценические представления, семейный клуб,семейный клуб, целевые акции,целевые акции, социально-патриотическая акция; социально-патриотическая акция; экологические акцииэкологические акции конкурсы прикладного творчества,конкурсы прикладного творчества, конкурсы детского литературного творчества конкурсы детского литературного творчества
Отношения диалогического сообщества КомпонентыОписание ДовериеКаждый ребенок ощущает, что ему доверяют. Каждый испытывает психологический комфорт и чувство защищенности. Толерантность Уважается различие во взглядах, культурные и личностные различия. Дети избегают применять негативные стереотипы по отношению к сверстникам и взрослым. Забота Дети заботятся друг о друге и о лице образовательного учреждения, помогают друг другу решать личные проблемы; активно анализируют и обсуждают проблемы коллектива. СотрудничествоПризнавая различие личных целей, дети, тем не менее, формируют коллективные цели и добиваются их осуществления.
R = DE РЕЗУЛЬТАТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НИЧЕМ ИНЫМ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ
Преимущества ИМВ Высокая мотивация! Прочность знаний! Творчество и фантазия! Коммуникабельность! Активная жизненная позиция! Командный дух! Ценность индивидуальности! Свобода самовыражения! Акцент на деятельность! Взаимоуважение! Демократичность! Успешность в жизни!
Общие требования к профессионализму классного руководителя в условиях реализации ФГОС Показатели деятельности классных руководителей Показатели результативности деятельности классных руководителей
Показатели деятельности классных руководителей Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе Кадровое обеспечение воспитательного процесса Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Показатели результативности деятельности классных руководителей Уровень воспитанности учащихся Обеспечение жизни и здоровья учащихся Профилактика правонарушений Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности Занятость учащихся в системе дополнительного образования Организация работы с родителями учащихся Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями Социально-психологический климат в классном коллективе Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания
«Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Спасибо за внимание!