Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Урок в 5 классе Подготовила Г.М.Мошкина учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 264 Кировского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Саша Чёрный «Кавказский пленник». Это ваш слуга покорный, Он зовётся «Саша Чёрный»… Почему? Не знаю сам. Александр Михайлович Гликберг гг.
Advertisements

Игры в «Кавказских пленников и «Робинзонов» в рассказах Саши Чёрного. Знакомство с писателем первой волны эмиграции, мастером «детского» юмора.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
МОУ «Шемуршинская СОШ» Выполнила: ученица 4б класса Иванова Настя Классный руководитель: Мартынова Н.А Выполнила: ученица 4б класса Иванова Настя Классный.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская.
Домашнее задание Речевая разминка Ти – ди – ти – мне домой идти. Ти – ти – ди – за руку его веди. Те – те – де – рыба водится в воде. Те – де – те –
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете» Урок литературы в 6- м классе по программе « Школа 2100» Учитель Иголкина Т. В.
Уроки по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Жизнь и творчество Н. В. Гоголя Историческая и фольклорная основы повести. Нравы и быт казаков. Нравы и быт.
Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник. Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»
Лев Николаевич Толстой Литература Урок 13. Вспоминаем Что мы знаем о Льве Николаевиче? Великий русский писатель Написал «Детство, Отрочество.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор.
Иван Сергеевич Тургенев Судьба и личность писателя учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 44 г. Саратова Кузьмина Наталья Николаевна.
Транксрипт:

Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Урок в 5 классе Подготовила Г.М.Мошкина учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 264 Кировского района СПб

Цель. Уметь выделять элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста. Классифицировать элементы согласно вопросам. Владеть навыками комментирования: проникнуть в смысл текста, уметь обобщить изученное на уроке.

Это ваш слуга покорный, Он зовётся «Саша Чёрный»… Почему? Не знаю сам. Александр Михайлович Гликберг гг

Составим анкету. Саша Чёрный. (страницы учебника ) Год рождения: Место рождения: Детство: Юность: Начало писательской деятельности: Настоящее творчество: Первая книга: Журналист: Эмиграция: (1 (13) октября Одесса. город Белая Церковь. Житомир. Житомир. Газета «Волынский вестник». Петербург. сборник стихов «Родные мотивы». журнал «Сатирикон» г. Литва. Германия. Франция.

Детский писатель. Что объединяет все картинки?

Подберите слова, выражающие ваше отношение к данным цитатам? «Воробьи…кричали, кувыркались, дрались…просто от избытка жизни…». «Никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли…». «…дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостиком в виде вопросительного знака…». (анг. – нрав, настроение)- изображение героев в смешном виде. Смех весёлый, доброжелательный.

Выберите из текста смешные цитаты, подумайте, за счёт чего фразы становятся смешными? (стр ) Антонимы. Эпитеты. Метафора. «Захолустная речонка…А речка была славная…Переливалась солнечной чешуёй вода». «…вынесли длинную-длинную лёгкую гичку, будто пила рыба …купаться пошла…». Сравнение. Гичка-лодка «Сын прачки…о сам себя т удовольствия ногой лягнул…». Просторечное слово. «Скворец …на ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году слышал…». Олицетворение.

«В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. Они отдыхали…». Какую картину вы представляете? «…курчавый, благосклонный Пушкин». «…седые, бородатые Тургенев и Толстой…». «…гусар Лермонтов с вздёрнутым носиком…». Какие выводы о главных героях можно сделать, читая такие характеристики писателей?

Прочтите описание героев и определите: доминирующую деталь портрета; раскрывает ли портрет черты характера? «…перед стеклянной дверью…стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот- вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая –перенадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, - точно скворец её куклу клюнул или через форточку пышку с маком унёс». Девочки самостоятельно прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и разволновались.

«Раз написано, - значит, настоящая правда… И раз окончание хорошее…не стоит горевать…» Какой конец рассказа придумали девочки? Жилин с солдатами взяли в плен татар и высекли. «Русские офицеры великодушны». Дине передайте георгиевскую медаль и русскую азбуку. Свадьба Жилина и Дины

Какие «секреты» использует автор, чтобы привлечь наше внимание к рассуждениям девочек о концовке рассказа? «Жилин …поймал в плен татар, которые его мучили…Правда? Риторические вопросы. «И больно-пребольно высечь! Не кричать! …Марш!» Риторическое восклицание. «Зарубите себе на вашем кавказском носу». «…капусту порублю». Юмор – весёлый смех. Неточность фразеологизмов. «Обрадовалась….Топнула ногой.. Взвизгнула от удовольствия…» Авторские ремарки, замечания автора.

Игра. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Как дети воспроизвели рассказ в игре? Действующие лица. Миша – Жилин. Тузик – Костылин. Валя и Катя – татары. Валя – Дина. Катя – её подруга.

Что такое добро? « Я часто думал о том, что значит «быть добрым?» Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Я. Корчак. Как соотносится данное высказывание с нашими героями? Приведите примеры из текста? «- Нет, знаешь, сечь их не надо….Так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче…». Не хотели играть роль Костылина – не хотели быть предателями.

Назовите однокоренные слова к слову «добро». ДОБРО та любие порядочность душие деяние сердечность словие нравие

Домашнее задание. Поделитесь своими добрыми делами, поступками….