Сфера образования и педагогики Стандарты в контексте новой образовательной политики Понятия «стандарт» в образовании Стандарт как инструмент обеспечения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Advertisements

Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
О возможности участия профессиональных образовательных организаций Белгородской области в разработке профессиональных стандартов Российской Федерации Начальник.
Мероприятия по подготовке организации, реализующей дополнительные профессиональные программы, к работе с Профессиональными стандартами Северо-Западный.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Профессиональный стандарт педагога « В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя » К. Д. Ушинский.
Современный учитель. Профессиональный стандарт педагога 1. Область применения. 2. Цель применения. 3. Содержание профессионального стандарта педагога.
Консультация « Обсуждение проекта профессионального стандарта педагога 2013/2014 учебный год Методист Косташ Н. Н.
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
Структура и основные положения документа «Профессиональный стандарт педагога» Подготовила: Красношапка Мария Олеговна Музыкальный руководитель первой квалификационной.
Особенности деятельности педагога- библиотекаря. 1. Введение должности педагога- библиотекаря в штат общеобразовательного учреждения Согласно приказу.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
О ходе разработки профессиональных стандартов Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин Заседание Национального совета при Президенте.
Разработка профессионального стандарта ВОЛОШИНА Ирина Александровна НИИ труда и социального страхования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 133 – детский сад комбинированного вида ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. Работа пилотного ДОУ в переходный.
Критерии оценивания сформированности пакета локальных актов, регламентирующих введение в образовательном учреждении ФГОС начального общего.
Транксрипт:

Сфера образования и педагогики Стандарты в контексте новой образовательной политики Понятия «стандарт» в образовании Стандарт как инструмент обеспечения качества образования и профессиональной деятельности Методологические основания стандартов в образовании Сфера труда и психологии труда Национальная рамка квалификаций Требования к квалификации и должностные обязанности Профессиональный стандарт Структура профессиональной деятельности Модель специалиста

Изменяющиеся требования к профессиям, появление новых профессий «Старое» содержание подготовки в ОО ВПО и СПО

Нормативный документ, который отражает требования к профессии (профессиональной деятельности и ее субъекту) с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности работ

Сфера образования Сфера труда Требования профессионального сообщества к качеству профессионального образования

Работодатель: ПС позволяет оценить профессионализм работника Работник: ПС дает возможность определить свой профессиональный уровень, получить основу для дальнейшего профессионального роста Сфера образования: ПС создают основу для разработки ФГОС ( программ, модулей) и.т.д. Региональные органы власти: ПС дает возможность осуществлять профессиональное обучение, формировать региональный прогноз рынка труда и т.д.

Профессиональный стандарт: история вопроса Программа социальных реформ в РФ на период годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от N 222. Концепция действий на рынке труда на годы ( Распоряжение Правительства РФ от N 568-р). Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Изменения в трудовом кодексе (ТК): Федеральным законом от N 236- ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьей 1 Федерального закона "О техническом регулировании" текст Трудового кодекса был дополнен ст.195.1, в которой даны определения понятий квалификации работника и профессионального стандарта

Квалификация в первую очередь связана с трудовой функцией работника. В силу ст.57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, с профессией, со специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. До принятия профессиональных стандартов для определения трудовой функции за основу берутся:

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), который включает в себя тарифно-квалификационные характеристики, содержащие определения основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; - Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), который включает в себя квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, а также требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Оба справочника утверждены ПостановлениемПравительства РФ от N 787.

Требования к квалификации и должностные обязанности работников образования (утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (ЕКС) «Общероссийский классификатор занятий ОК »(ОКЗ)

- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов"; - План разработки профессиональных стандартов на годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 2204-р; - План-график подготовки профессиональных стандартов в годах, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 565.

Специалисты в области образования 1. Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) 2. Специалист в области воспитания (деятельность по социально- педагогическому сопровождению обучающихся) 3. Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) 4. Специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) 5. Руководитель научной организации (управление научными исследованиями) 6. Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность) 7. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании).

Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов; Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов; Макет профессионального стандарта. payment/12

Квалификация Трудовая функция Трудовое действие Уровень квалификации Профессиональный стандарт Макет ПС

квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника; профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

- заработная плата (ст.132 ТК РФ) -сокращение штатов (ст.179 ТК РФ) - увольнение по инициативе работодателя в связи с несоответствием занимаемой должности - право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации (ст. ст. 21, 197, 187 ТК РФ)

На основании пп. «а» п. 25 Правил профессиональные стандарты применяются: - работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, - при организации обучения и аттестации работников, - разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Правилами предусмотрено, что профессиональные стандарты будут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями, иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Координация разработки профессиональных стандартов возложена на Минтруд.

Правилами предусматривается проведение общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов и размещение их на официальном сайте Минтруда. Проекты профессиональных стандартов будут рассматриваться также соответствующими отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» -273-ФЗ Глава 5., ст. 46, п.1: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике, и (или) профессиональным стандартам

В.Д. Шадриков и др. «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» 2007г. ФИРО «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» 2012г. Е.А. Ямбург и др «Профессиональный стандарт педагога» 2013 г.

Критерии анализа: Объект стандартизации и его отражение в названии Определение понятия ПС Макет ( модель) ПС Методологическая и теоретическая основа Связь с существующими нормативными и методическими материалами Отражение требований ФГОС и т.д.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от р, Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации организована разработка и общественно- профессиональное обсуждение проекта профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Проект концепции стандарта был подготовлен рабочей группой при Министерстве образования и науки Российской Федерации, рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Содержание 1. Область применения. 2. Цель применения. 3. Термины и определения применительно к педагогу. 4. Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучение Часть вторая: воспитательная работа Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности) Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. 5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. 6. Заключительные положения.

Приложения: Приложение 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий. Приложение 2. Психолого- педагогические требования к квалификации учителя. Приложение 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.

Приложение 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка. Приложение 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.

Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

Стандарт должен: Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога. Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога. Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей. Побуждать педагога к поиску нестандартных решений. Соответствовать международным нормам и регламентам. Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

МГППУ разрабатывает профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), проект вынесен на общественное обсуждение

ФИРОМГППУ Педагогическая деятельность в основном и дополнительном общем образовании Вид экономической деятельности Начальное общее образование Дополнительное образование детей Основное общее и среднее (полное) общее образование Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональной образование

ФИРОМГППУ Преподавание предмета(ов) по основным образовательным программам общего образования Преподавание по программам внеурочной деятельности и дополнительным общеразвивающим программам Классное руководство А: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях В: педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ общего образования

Обобщеная ТФ 3.1 ТФ 1 обучение ТДУменияЗнанияДругие х-ки ТФ 2 Воспит. деят ТФ 3 развитие. Развив. деят ТФ 4 проф. ИКТ-деят.

3.2 обощ. Труд ф-ция ТФ пед. Работа в дошк. ОО ТДУмениязнанияДоп. Х-ки ТФ педа. Раб. в нач. шк.

Введение стандарта Шаг первый Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками. Цель обсуждения: Анализ и учет общественного мнения, сбор и систематизация замечаний и предложений по усовершенствованию профессионального стандарта учителя, достижение широкого консенсуса, на базе которого будет принят окончательный вариант документа. Уже на стадии обсуждения считаем целесообразным запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. С этой целью создана общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013».

Общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013». Введение стандарта Задачи ассоциации: Общественный контроль на всех этапах обсуждения, апробации и внедрения профессионального стандарта учителя. Мониторинг ситуации на местах. Оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем образовательным организациям, которые готовы в качестве пилотных проектов руководствоваться в своей деятельности профессиональным стандартом учителя. Оказание аналогичной поддержки тем педагогическим вузам и центрам повышения квалификации учителей, которые в связи с внедрением профессионального стандарта учителя готовы менять образовательные стандарты его подготовки и переподготовки.

Общественная ассоциация «Профессиональный стандарт учителя – 2013». Введение стандарта Задачи ассоциации: Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов, образовательных организаций, органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом педагога. Своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав педагогов и образовательных организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта педагога. Разработка перечня должностей (профессий) работников образования, для которых необходимы профессиональные стандарты национального уровня (педагог-психолог, дефектолог – специальный педагог, осуществляющий свои функции в массовой образовательной организации, тьютор – педагог и др.).

Введение стандарта Шаг второй Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога. Цель пилотных проектов: Отработка содержания регионального дополнения профессионального стандарта педагога и внутренних стандартов образовательных организаций, подготовка соответствующей документации. Изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя. Шаг третий Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2014 года.

Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) С какими положениями ППСП мы согласны (обосновать). Какие положения вызывают вопросы (почему?) С какими положениями не согласны. Почему? Как можно изменить или дополнить, скорректировать?

ППС (в данной редакции) является 1. своевременным и необходимым документом, который действительно при введении в практику будет стимулировать изменения в - подготовке будущих педагогов - повышении квалификации действующих учителей - улучшении качества работы учителей - повышении качества результатов учащихся 2. своевременным и необходимым документом, который действительно при введении в практику будет стимулировать изменения в вышеназванных сферах, но он нуждается в небольшой переработке и дополнении; 3. достаточно «сырым» документом, не отражающим современные требования к педагогической деятельности и ее субъекту, логика, замысел которого нуждаются в переработке и его введение в практику не будут стимулировать никакие изменения в вышеназванных сферах.