Самооценка школы: назначение и базовые элементы Семинар « Управление качеством работы школы на основе самооценки » 12 – 13 июня 2013 года, г. Барнаул И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.
Advertisements

Самооценка школы. Для чего, для кого и как? Семинар «Управление качеством образования в регионе: состояние, проблемы и перспективы» 4-5 апреля 2013 года,
И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, кандидат.
Матвеева Светлана Вениаминовна заведующий МБДОУ детский сад 42 Мурманская область г. Апатиты.
Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области Австрийский компонент.
Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. «Самооценка образовательного учреждения: цели, проведение.
Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. Российский тренинговый центр Института управления образованием.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Мастер-класс «Проектирование систем оценки качества образования» Международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги учебных достижений: интерпретация и представление.
МОДЕЛЬ САМООЦЕНКИ ШКОЛЫ РОССИЯ – ФИНЛЯНДИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ РОССИЯ – ФИНЛЯНДИЯ.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки и самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное.
Модель информационно - ресурсного центра мониторинга качества образования РАБОТА ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЕ 3 - ноябрь.
Представление учебного курса Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для.
Подходы к самооценке образовательных учреждений. Задачи проведения самооценки Быстрова Нина Васильевна, директор МОУ «Агалатовская средняя общеобразовательная.
Социальное партнерство – новые возможности оценки деятельности современной школы.
Государственно-общественное управление в системе образования: институциональные достижения, перспективы и риски развития Российская Академия Образования.
Транксрипт:

Самооценка школы: назначение и базовые элементы Семинар « Управление качеством работы школы на основе самооценки » 12 – 13 июня 2013 года, г. Барнаул И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании ИУО РАО, директор Российского Тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.

1.Самооценка – инструмент обеспечения рефлексивности и развития человека, организации, системы. 2.Нормативные требования. Приказ МОН «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» Показатели аккредитации ОУ Метод. рекомендации МОН по разработке органами … показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников Рекомендации МОН по подготовке публичных докладов Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации … информации об образовательной организации» N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций …" Актуальность темы

Семинар Доработка и адаптация процедуры Апробация процедуры на пилотных площадках Введение процедуры самооценки в регионе Место семинара в региональном проекте по самооценке школы

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ

Управление качеством - это ориентированная на потребителя концепция менеджмента, нацеленная на постоянное усовершенствование процессов деятельности с использованием аналитических инструментов и работу в команде с привлечением всех сотрудников. Управление качеством в школе обеспечивает совершенствование кадрового потенциала ОУ, учебных планов и программ, качества преподавания, обучающих методик, средств педагогического оценивания, ресурсного обеспечения и др. Управление качеством на уровне ОУ

Развитие самостоятельности ОУ требует наличия в практике работы школ инструментов и технологий управления качеством образования, позволяющих получать на систематической основе достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательной системы и педагогических процессов. Управление качеством на уровне ОУ

Во многих странах мира школы систематически проводят анализ результатов собственной деятельности с целью выработки стратегий, направленных на совершенствование своей работы и повышения качества достигаемых результатов. Самооценка (self-evaluation) позволяет формализовать процесс такого анализа и сделать его доступным и понятным всем участникам образовательного процесса – от учащихся и учителей до родителей и представителей местного сообщества. Анализ результатов работы школы: международный опыт.

1. Лидерство и сильное руководство в образовательном процессе. 2. Ясная и сфокусированная цель для всех. 3. Безопасная и здоровая окружающая среда. 4. Высокие ожидания от всех детей. 5. Регулярное отслеживание результатов и коррекция действий. 6. Положительные отношения семьи и школы. Эффективная школа способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей низким социально-экономическим статусом Эффективная школа Подотчётность Стимулирующая и безопасная образов. среда Профес-ное лидерство Фокус на обучение и учение Обучающееся сообщество Эффективная школа Высокие ожидания от учеников Целенаправленное преподавание Общие цели и видение

К чему она стремится. Насколько успешна она в достижении поставленных целей. Что нужно поддерживать на достигнутом уровне, а что улучшать. Выполняют ли свою задачу проведённые изменения. Хорошая школа знает:

Основа самооценки. Европейская модель CAF для учреждений, финансируемых из гос. бюджета (Common Assessment Framework)(Общая рамка оценки)

Основа самооценки. Цикл Дёминга 1. Планируй 2. Выполняй 3. Контролируй 4. Действуй 1.Планируй Решите, как вы будете действовать Структура, процессы, ресурсы 2. Выполняй Действуйте по плану 3. Контролируй Проведите измерения, получите обратную связь Оцените свою деятельность 4. Действуй Скорректируйте свои планы Усовершенствуйте свои планы

Основа самооценки. Пример Германии Рамка качества работы школы Профессиона лизм Условия и Требования Руководство и управление Результаты и эффекты РЕСУРСЫ ПРОЦЕСС РЕЗУЛЬТАТЫ Учение и преподавание Культура школы Цели и стратегии обеспечения качества Области качества развития школы

Международный опыт Шотландия. «Насколько хороша наша школа (How Good is Our School?)» Австралия, Штат Виктория. Самооценка школы. Является частью Рамки подотчётности и улучшения работы школ на уровне штата Штат Мичиган, США. Рамка улучшения работы школы. Является частью Рамки подотчётности и улучшения работы школ на уровне штата Уэльс. Самооценка для средних школ. Англия. Самооценка школы. Германия, Земля Хессен. Рамка качества работы школы. Новая Зеландия. Рамка для проведения обзора работы школы.

Комбинация внутренней и внешней оценки. Международный опыт. Внутренняя оценка Внешняя оценка Школа своими глазамиШкола глазами других Инспекция фокусируется на тех проблемах и недостатках, которые выявлены самой школой при проведении самооценки

Ярославская область Российский опыт «Программа развития образования в Ярославской области на годы», направления «Самооценка школ» Ленинградская область Международный проект «Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области», г.г. С.-Петербург Международный проект «Обеспечение качества общего образования. Самооценка деятельности ОУ», г.г.

САМООЦЕНКА ШКОЛЫ Характеристика и основные понятия

Понятие самооценки Самооценка школы – процедура оценки всеми представителями школьного сообщества состояния различных элементов образовательной системы школы, проводимая на систематической основе и направленная на повышение качества деятельности общеобразовательного учреждения.

Цель самооценки Главная цель Самооценки - повысить образовательные результаты учащихся. Другие цели: Получение информации о состоянии и результатах работы школы; Разработка системы изменений деятельности школы, направленных на ее развитие и преодоление имеющихся проблем.

В центре самооценки находятся три главных вопроса: Ключевые вопросы Каких результатов мы сумели достичь? Каким образом мы можем подтвердить суждения о достигнутых результатах? Как мы можем улучшить свою работу? Что нам делать дальше?

Основные характеристики Является неотъемлемой частью процесса планирования улучшения результатов и ключевым инструментом управления школой; Дает информацию для стратегического планирования и совершенствования процесса обучения, помогая тем самым школам сфокусироваться на определенных приоритетах развития; Позволяет получать обратную связь, благодаря которой школа видит успехи или неудачи в разных аспектах своей деятельности.

Эффективная самооценка уделяет главное внимание достижениям учащихся; непрерывный процесс, а не одномоментный срез; задействует весь персонал школы; базируется на мнении всех заинтересованными лиц – ученики, родители, представители местного сообщества и др.; стремится представлять выводы в виде измеряемых параметров деятельности; ведет к составлению планов по усовершенствованию.

Насколько эффективно преподавание в ОУ? Оцените: Основа самооценки – ответы на вопросы. Очень мало 1234 Превосходно Почему Вы так считаете? Какие особенности преподавания являются самыми сильными и почему? Какие аспекты преподавания более всего нуждаются в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять? Пример Ярославской области

Ключевые области работы школы 1.Управление образовательным учреждением. 2.Кадровый потенциал. 3.Управление ресурсами. 4.Образовательная программа. 5.Образовательные результаты и система оценки качества образования. 6.Школьный климат и безопасность. 7.Партнёрство и взаимодействие с обществом.

ПРИМЕР. Показатели качества деятельности школы и их характеристики 2. Кадровый потенциал. 2.4Оценка деятельности школы по развитию кадрового потенциала со стороны сотрудников. Мнения сотрудников школы систематически выявляются, анализируются и используются для разработки и реализации программы развития кадрового потенциала. Удовлетворённость сотрудников школы деятельностью ОУ по развитию кадрового потенциала.

Просмотрите документацию и проанализируйте данные Спросите людей, что они думают Займитесь непосредственным наблюдением Как собрать фактический материал? ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Самооценка базируется на количественных и качественных данных, учитывает мнение заинтересованных лиц Информационная основа самооценки анализ результатов экзаменов, тестов и других процедур оценки учебных достижений; посещение уроков специалистами-коллегами и руководством школы; оценка качества письменных и практических работ учащихся; анализ школьных отчётов и документов; анализ данных системы внутришкольного мониторинга;

Информационная основа самооценки анализ результатов независимых исследований, в которых школа принимала участие; проведение изучения мнений (анкетирование, фокус- группы и др.) и точек зрения учащихся, персонала, родителей/тех, кто отвечает за ребенка или других заинтересованных лиц; критический анализ достигнутого прогресса относительно того, что заявлено в планах развития.

Требования к индикаторам Необходимо использовать индикаторы, для которых могут быть определены объективные, однозначно трактуемые численные значения Индикаторы, используемые для оценки условий и результатов деятельности школы, должны отражать интересы и запросы различных групп потребителей обр. услуг, членов педагогического коллектива, партнёров ОУ Индикаторы не остаются неизменными, они могут со временем трансформироваться, так как меняется заказ к системе образования

Уровневая шкала для оценки УровеньОценка Краткая характеристика Уровень 4отлично - отлично, явные сильные стороны Уровень 3хорошо - сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов, требующих улучшения Уровень 2удовлетворительно - сильные стороны несколько перевешивают слабые стороны Уровень 1неудовлетворительно - явные слабые стороны в важных областях работы

Процедура самооценки Кто будет принимать участие в оценке? Кто собирает данные? Кто будет анализировать тенденции? Кто будет представлять результаты? Что Вы будете делать с результатами самооценки?

ПРОЦЕСС САМООЦЕНКИ

Основные этапы процесса Самооценки I этап - создание рабочей группы по самооценке; II этап - обучение группы; III этап - подбор необходимых материалов; IV этап - индивидуальная самооценка; V этап - рабочая встреча группы по самооценке; VI этап - отчёт, обсуждение результатов; VII этап - планы проектов по совершенствованию; VIII этап - обсуждение планов развития с коллективом, родителями, партнёрами; IX этап - реализация намеченных планов.

Использование результатов самооценки Самооценка Публичный доклад Отчёт перед учредителем Годовой план ОУ Программа развития Аккредитация ОУ План по совершенствованию работы школы Формирование системы внутришкольного мониторинга

Рефлексивность, так она построена на системе обратной связи и учёте мнений всех заинтересованных лиц. Непрерывность, так как она становится неотъемлемой частью планирования и регулярного процесса работы школы. Обучающий эффект, так как Самооценка основывается на опыте и обучении в ходе этого действия. Характеризуется личной ответственностью, что усиливает чувство причастности. Приносит гордость за достижения в развитии. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ САМООЦЕНКИ

Она связывается системой социальных отношений внутри рабочего коллектива. Часто носит субъективный характер, особенно при отсутствии сравнительной информации. Объективность самооценки может быть ниже, чем при внешней оценке. Преобладают позитивные характеристики, т. к. трудно принимать критическую точку зрения. Люди предпочитают видеть свою деятельность в позитивном свете. Неадекватность оценочного мышления и потенциала рабочего коллектива. Сравнение результатов может быть проблематичным. Оценочные навыки приобретаются только с опытом. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ САМООЦЕНКИ

Вопросы для обсуждения В чём Вы видите преимущества самооценки по сравнению с другими действующими процедурами? Какие выгоды при использовании С. может получит школа? При каких условиях Вы считаете целесообразным введение С.? Какие риски и проблемы Вы видите при введении С.?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!