Н.В. Голованова Бюджетная система и межбюджетные отношения в Российской Федерации 28 октября 2004 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Advertisements

Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на региональном уровне в условиях реформы местного самоуправления г. Кисловодск 30 июля 2004 г.
А. Н. Дерюгин Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований: проблемы реализации нового законодательства Москва 21 декабря 2004 г.
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
А. Чекунов Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: вертикальная сбалансированность бюджетов;
Анализ фискальной политики с точки зрения ее влияния на экономический рост в России Основные каналы влияния фискальной политики на экономический рост;
Межбюджетные трансферты в Российской Федерации г. Бишкек сентябрь 2004 г. Г.В. Курляндская.
Социальный аспект реформы межбюджетных отношений в Российской Федерации г. Москва 8 декабря 2005 г. О.В. Воронцова.
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления г. Казань 30 июля 2003 г. Г. Г. Покатович.
Анализ федерального бюджета на 2016 год. Федеральный бюджет по сути своей является главным финансовым планом государства, регулирующим общую сумму доходов.
Г. Г. Покатович Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: выравнивание бюджетной обеспеченности.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
А. Н. Дерюгин О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по организации межбюджетных отношений Сочи 4 июня 2004 г.
Афанасьев Р.С. Информационное обеспечение межбюджетных отношений на региональном и местном уровне Звенигород июля 2004 г.
О межбюджетных отношениях с местными бюджетами в 2010 – 2013 годах О межбюджетных отношениях с местными бюджетами в 2010 – 2013 годах.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
А. Н. Дерюгин Инструменты межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации г. Москва 20 апреля 2004 г.
Урок II Бюджет и источники его наполнения. План урока Понятие «бюджет» Порядок утверждения бюджета Структура бюджета: - доходы бюджета - расходы бюджета.
Правовые основы налоговой системы. Вопросы темы Система налогов и сборов Налоговая система.
Транксрипт:

Н.В. Голованова Бюджетная система и межбюджетные отношения в Российской Федерации 28 октября 2004 г.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Административно-территориальное устройство Согласно Конституции 1993 года в состав Российской Федерации входят: 49 областей 21 республика 6 краев 1 автономная область 12 автономных округов 2 города федерального значения Всего: 89 субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления в городах, районах, сельских населенных пунктах (до 2006 г.)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональные различия в РФ Численность жителей одного регионаMax 10 млн. г.Москва Min 17,5 тыс. Эвенкийский АО Площадь одного региона (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) Max 3 млн. км 2 Республика Саха (Якутия) Min 7,6 тыс. км 2 Республика Адыгея Протяженность Российской ФедерацииСевер – Юг км Восток – Запад км Количество часовых поясов10 Соотношение стоимости жизни3,7 раз Соотношение налоговой базы самого богатого и самого бедного региона 86 раз

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Бюджет расширенного правительства РФ в % к ВВП, 2003 год РасходыДоходы Федеральный бюджет 17,719,4 (16,7) Консолидированные бюджеты субъектов РФ 14,914,5 Внебюджетные фонды 9,36,8 (9,4) Всего 36,337,3

Разграничение расходных полномочий

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Динамика доли региональных расходов в РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Критерии разграничения расходных полномочий (1) территориальное соответствие максимальная близость территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления бюджетных услуг эффект масштаба концентрация бюджетных расходов может способствовать экономии средств субсидиарность максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям бюджетных услуг

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Критерии разграничения расходных полномочий (2) внешние эффекты чем выше заинтересованность общества в целом в реализации данных расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться эффект территориальной дифференциации чем выше региональные/местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Виды расходных полномочий нормативное правовое регулирование введение расходных обязательств общие цели, принципы и механизмы установление расходных обязательств объем, структура, порядок исполнения финансовое обеспечение исполнение предоставление бюджетных услуг выплата трансфертов населению и т.п.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пример разграничения полномочий Функция Нормативно- правовое регулирование Обеспечение фин. средствами Исполнение Выплата детских пособий ФФР, М

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Вид расхода Регули- рование Финанси- рование Предоставление, % ФРМ Правоохранительная деятельность ФФ,Р,МФ,Р,М56359 Противопожарная служба ФФ,Р,МФ,Р,М43 14 Высшее образованиеФФ,Р,МФ,Р,М9361 Среднее образованиеФФ,Р,МФ,Р,М12179 ЗдравоохранениеФФ,Р,МФ,Р,М ЖКХФ,Р,МФ,Р,МР,МР,М03466 Пример разграничения расходных полномочий в РФ, 2002 г.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Варианты разграничения расходных полномочий РегулированиеФинансовое обеспечение Исполнение УстановлениеРегламентация ФФФФ Исключительное ведение РРРР ММММ ФРРР Совместное ведение ФМММ РМММ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходные обязательства: Российская Федерация обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, судебной системы, проведение выборов международная деятельность, национальная оборона фундаментальные исследования космические исследования ликвидация последствий ЧС федерального масштаба государственная поддержка атомной энергетики железнодорожного, воздушного и морского транспорта финансовая поддержка субъектов РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Предметы совместного ведения правоохранительная деятельность обеспечение противопожарной безопасности социальная защита населения охрана окружающей природной среды обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба обеспечение развития федеративных и национальных отношений обеспечение деятельности средств массовой информации обеспечение получения общего образования

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Делегирование полномочий и мандаты РегулированиеФинансовое обеспечение Исполнение УстановлениеРегламентация ФФФР Делегированное полномочие ФФФМ РРРМ ФФРР Нефинансируемый мандат РРММ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура расходов консолидированного бюджета

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура расходов субфедеральных бюджетов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Доли субфедеральных бюджетов в расходах

Разграничение доходных источников

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Динамика долей региональных расходов и доходов в РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Критерии разграничения доходных источников (1) Стабильность Чем выше зависимость поступлений от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется налоговый источник Экономическая эффективность За каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться такие налоги, база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти Территориальная мобильность Чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для его централизации

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Критерии разграничения доходных источников (2) Равномерность размещения налоговой базы Чем выше нераномерность размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для его централизации Учет перераспределительных эффектов Налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за высшим уровнем власти «Плата за услуги» (benefit taxes) Сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий эти услуги

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Рекомендации по разграничению Централизовать прогрессивные налоги Закрепить за субнациональными бюджетами Налоги с немобильной базой Налоги с равномерно распределенной базой Налоги и сборы, которые могут рассматриваться как плата за пользование локальными общественными благами (benefit taxes) Налоги, бремя которых ложится на жителей и предприятия соответствующих территорий (для того, чтобы предотвратить экспорт налогового бремени) Налоги, поступления от которых носят стабильный характер

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура налоговых доходов консолидированного бюджета

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура налоговых доходов субфедеральных бюджетов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Состав федеральных, региональных и местных налогов (2004 г.) Федеральные налоги: таможенные пошлины НДС акцизы налог на прибыль организаций налог на доходы физлиц единый социальный налог налог на операции с ценными бумагами налог на добычу полезных ископаемых водный налог сбор за пользование объектами животного мира налог на вмененный доход единый налог на малый бизнес единый сельхозналог Местные налоги: Налог на имущество физических лиц Земельный налог Регистрационный сбор с индивидуальных предпринимателей Налог на рекламу Региональные налоги: Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Платежи за пользование лесным фондом Транспортный налог

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Доля налогов разного уровня в консолидированном бюджете РФ, 2004 г. Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) ФРМ Подоходный налог100% Налог на прибыль (по ставке)5%17%2% Акцизы на ликеро-водочные100% Акцизы на ГСМ40%60% (10%+50%) Налог на добычу нефти (общераспространенных пол.иск.) 85,6% (0%)14,4% (100%) Налог на наследование и дарение100% Упрощенные налоги на малый бизнес10%45% Единые налоги вмененный (с/х)10% (40%)45%(30%) Водный налог0%100% Сбор за пользование объектами животного мира 0%100% Нормативы отчислений от федеральных налогов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Доли налогов, фактически зачисляемых в субфедеральные бюджеты

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Регионы (численность населения) Налоговые доходы на душу населения Остаются в регионе Зачисляются в федеральный бюджет Неравномерность налоговой базы регионов РФ (на душу населения)

Межбюджетные трансферты

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Межбюджетные пропорции

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Цели предоставления межбюджетных трансфертов обеспечение вертикальной сбалансированности бюджетной системы горизонтальное выравнивание бюджетной обеспеченности выравнивание обеспеченности жителей разных регионов бюджетными услугами стимулирование проведения определенной политики предоставления услуг

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Обеспечение вертикальной сбалансированности бюджетной системы Соответствие возможностей по мобилизации доходов расходным потребностям для каждого уровня власти Доля расходов субфедеральных бюджетов= = доля доходов субфедеральных бюджетов Коэффициент вертикального дисбаланса Хантера

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Горизонтальное выравнивание бюджетной обеспеченности Причины неравенства бюджетной обеспеченности территорий: неравномерность распределения налоговой базы; различная стоимость ресурсов в разных регионах страны (электроэнергия, топливо, разный уровень зарплаты и т.д.); различная потребность в бюджетных услугах (разная длительность отопительного сезона, разная структура потребителей бюджетных услуг и социальных пособий – детей, ветеранов, лиц пожилого возраста и т.д. - в общей численности населения, разная протяженность дорог).

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Неравенство бюджетной обеспеченности субъектов федерации в гг.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Стимулирование проведения определенной политики предоставления услуг Обусловленные трансферты «зеркальные гранты» - трансферты, предоставляемые на условиях софинансирования каких-либо проектов РФ: Фонд софинансирования бюджетных расходов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Динамика межбюджетных трансфертов, (в % к ВВП) Выравнивание Финансирование мандатов Прочие трансферты

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура 11 раздела «Межбюджетные трансферты» в проекте бюджета на 2005 г. Названиетыс. руб.% 01 Финансовая помощь бюджетам других уровней ,7100% Международное сотрудничество ,01,59% Федеральные целевые программы ,44,18% Вопросы топливно-энергетического комплекса ,00,75% Водохозяйственные мероприятия ,00,25% Федеральный фонд финансовой поддержки регионов ,070,3% Дотации и субвенции ,316,5% Фонд софинансирования социальных расходов ,06,2% Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов ,00,22% 02 Фонд Компенсаций ,0 03 Фонд регионального развития ,2

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Фонд компенсаций «Субвенции на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральным категориям граждан» (26,7 млрд. руб.) «Субвенции на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор»» (3,5 млрд. руб.) «Субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния» (2,5 млрд. руб.)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Фонд софинансирования социальных расходов Дотации на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (7 млрд. руб.) Субсидии по предоставлению льгот ветеранам труда и труженикам тыла с учетом перевода мер социальной поддержки в денежную форму (8 млрд. руб.) На поддержку финансирования полномочий субъектов РФ (меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий) (1,7 млрд.руб.)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Дотации и субвенции Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Первая часть (11,3 млрд. руб.) – распределение утверждается в Законе о федеральном бюджете, Вторая часть (20 млрд. руб.) – распределяется исходя из исполнения бюджетов субъектов федерации при распределении средств планируется учесть расходы по выплате детских пособий

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Методика распределения выравнивающих трансфертов С 1999 года ФФПР распределяется по утвержденной формуле, методика разрабатываются Министерством финансов РФ Формула и размер ФФПР утверждаются ежегодно одновременно с принятием Федерального Закона о бюджете Формула основывается на официальных статистических данных Изменения в Методику расчета вносятся ежегодно Параметрами формулы являются: налоговый потенциал индекс бюджетных расходов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка налогового потенциала Налоговый потенциал - это сумма налоговых доходов, которая может быть собрана в региональный бюджет при условии, что собираемость налогов в регионе такая же, как в среднем по РФ Налоговый потенциал региона в РФ рассчитывается по данным о произведенной добавленной стоимости в отраслевой разбивке где ДC отр - добавленная стоимость, произведенная в отрасли Т отр - фактические налоговые поступления из отрасли в бюджет

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка потребности в бюджетных расходах (индекс бюджетных расходов - ИБР) В качестве оценки потребности в бюджетных расходах используется Индекс бюджетных расходов (ИБР) ИБР – величина, показывающая, во сколько раз оказание бюджетных услуг в данном регионе обходится дороже, чем в среднем по России Расчет ИБР до 2005 г.: где НР - нормативные расходы (региона или по РФ в целом) по отдельным статьям расходов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Методика оценки ИБР на 2005 г. Замена функциональной классификации на экономическую Д – доли в суммарных расходах регионов: расходов на заработную плату = 0,55 расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальные услуги = 0,25 прочих расходов = 0,20 k – корректирующие коэффициенты

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Механизм распределения дотации: (а) Определение бюджетной обеспеченности БО – бюджетная обеспеченность ВНР – валовые налоговые ресурсы (потенциальные налоговые доходы региона) ИБР – индекс бюджетных расходов i – номер региона

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Механизм распределения дотации: (б) Упорядочивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Механизм распределения дотации: (в) сокращение разрыва до 1-го критерия

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Механизм распределения дотации: (г) «пропорциональное подтягивание» по 2-му критерию