АНО «ЦЭС «Инфоком». Уважаемые коллеги, при подготовке доклада мы изучали процедуры обязательного подтверждения соответствия средств связи в разных странах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изабель ЭЛЛЕР - Isabelle Heller – Закон Российской Федерации о техническом регулировании и европейский подход Закон Российской Федерации о техническом.
Advertisements

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Выполнил: ст. гр. БТС Бизикина К.Н. Проверил: ст. преподаватель Пряничникова В.В.
Лекция 9. Сертификация в Германии 1. Система сертификации А ; 1. Система сертификации А ; 2. Система сертификации А 1 2. Система сертификации А 1 3. Система.
Тема 11. Государственный контроль за соблюдением ТР Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Изабель Эллер - Isabelle Heller Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» и европейский новый подход Технические регламенты и.
Сертификация товаров и услуг Кафедра товароведения и экспертизы Преподаватель Стукун Валентина Павловна Подтверждение соответствия.
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним.
Лекция 6. Сертификация продукции в УкрСЕПРО Преимущества сертификации продукции Модульный подход к сертификации Обязательные работы при проведении сертификации.
Система сертификации УкрСЕПРО План лекции 1. Нормативные документы по сертификации 2. Перечень основных документов 3. Цель и принципы построения УкрСЕПРО.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Что такое сертификация?. 2 Сертифика́ция (лат. sertifico удостоверяю) Подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
ТЕМА: Техническое регулирование. ПЛАН: 1.Правовая база технического регулирования 2.Органа государственного контроля.
Сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Педагог дополнительного образования Вечеринина Ирина Сергеевна Санкт-Петербург 2012.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ СРЕДСТВ СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заместитель начальника Управления Федерального агентства связи В.Б.
Система сертификации УкрСЕПРО План лекции 1. Нормативные документы по сертификации 2. Перечень основных документов 3. Цель и принципы построения УкрСЕПРО.
В Российской Федерации предусмотрены следующие утвержденные схемы сертификации продукции: Схема сертификации это определенный порядок действий, доказывающий,
1 Лекция 6 Сертификация. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Техническое регулирование Сертификация Соответствие продукции Сертификат соответствия Методы стандартизации.
Транксрипт:

АНО «ЦЭС «Инфоком»

Уважаемые коллеги, при подготовке доклада мы изучали процедуры обязательного подтверждения соответствия средств связи в разных странах мира и систему государственных и негосударственных органов, участвующих в процессе. Документы и комментарии были представлены на официальных сайтах зарубежных регулирующих органов.

С мая 1985 года в ЕС были реализованы требования свыше 20-ти директив и других документов в области технической гармонизации и стандартизации, реализующих новый подход к обязательной оценке, а не подтверждению, соответствия. Этот подход устанавливает принцип презумпции соответствия гармонизированным европейским стандартам. В настоящее время в нашей области обязательной оценке соответствия подлежит оконечное оборудование связи, оборудование земных станций спутниковой связи, а также любые средства связи, содержащие электрические или электронные компоненты, и низковольтовое оборудование. Основной процедурой является декларирование соответствия, предусматривающее испытания оборудования и оценку системы менеджмента качества. При этом испытания изготовитель вправе проводить самостоятельно, обращение в специально аккредитованные органы для проведения испытаний является добровольным (кроме радиопередатчиков при оценке соответствия требованиям ЭМС), но в некоторых схемах предусмотрена оценка соответствия системы менеджмента качества только этими органами.

Для остальных средств связи обязательная оценка соответствия не предусмотрена, следование европейским стандартам является добровольным, и в этом случае на изготовителей распространяется презумпция соответствия. В общем случае от изготовителя требуется принять все меры, необходимые для того, чтобы гарантировать, что процесс производства обеспечивает соответствие продукции установленным требованиям, маркировать продукцию знаком обращения на рынке, разработать техническую документацию и написать декларацию соответствия по установленной форме. При всем этом нам встретился интересный прецедент классической сертификации средств связи в действующем законодательстве Великобритании. Обязательной сертификации там подлежат автоматизированные системы расчетов. Оператор связи не вправе применять свою систему расчетов без сертификата, выданного национальным органом по подтверждению соответствия в области электросвязи или организацией с делегированными государственными полномочиями.

Заметим, что современный либеральный подход к допуску средств связи на рынок ЕС не был проявлением волюнтаризма, а потребовал огромной многолетней работы как в законодательной части (учреждение регулирующих органов нового типа, транспонирование директив ЕС в национальные законодательства), так и в части технического регулирования (учреждение Европейского института стандартов электросвязи, гармонизация самих стандартов). Поэтому презумпция соответствия носит скорее декларативный характер, поскольку сама законодательная система предопределяет неразумность их несоблюдения. Такой подход означает перенос акцента госрегулирования от этапа выхода на рынок к этапу работы на рынке и предопределяет наличие эффективной системы контроля и надзора, включая судебные разбирательства, штрафы, письменные предупреждения о несоответствии, приостановка прав на распространение и применение продукции, отзыв продукции с рынка и другие меры ограничения. В этих целях в ЕС реализован ряд специальных программ органов надзора: программа по взаимным совместным инспекционным проверкам, онлайновая система обмена информацией между органами надзора и другое.

В законодательстве США не предусмотрено обязательного подтверждения соответствия средств связи стандартам в области электросвязи, таким как требования к сетевым системам сигнализации, коммутации и т.п. При этом обязательному подтверждению соответствия национальным стандартам радиосвязи подлежат все радиоэлектронные средства связи, и абонентские установки, эксплуатируемые в жилых зонах и подключаемые к проводной сети (это телефонные аппараты, малые УПАТС) – национальным стандартам электросвязи. Подтверждение осуществляется государственным регулирующим органом в области связи – Федеральной комиссией по связи. Кроме того, Комиссия осуществляет обязательное подтверждение соответствия всех электроприборов, включая средства связи, требованиям по электромагнитной совместимости (часть 15-я Правил Комиссии). Законодательством США установлены следующие процедуры подтверждения:

Система органов по сертификации в США была учреждена в 1998 г. с целью снижения нагрузки Комиссии и экономии государственных расходов. Органам по сертификации были делегированы государственные функции Комиссии и установлена система аккредитации этих органов. У заявителей появилось право выбора между Комиссией и уполномоченным органом. Область аккредитации органов определяется Перечнем средств связи, подлежащих обязательной сертификации, который состоит из трех разделов: радиоэлектронные устройства, работающие в лицензируемых диапазонах частот, радиоэлектронные устройства, работающие в нелицензируемых диапазонах частот, абонентские установки. Сертификация некоторых типов средств связи, включая реализующие новые технологии, находится в исключительной компетенции Комиссии, и типы этих средств публикуются в периодически издаваемом специальном документе Комиссии. На органы по сертификации возложены также обязанности контроля за сертифицированными средствами связи, включая выборочные испытания, а также другие надзорные мероприятия по согласованию с Комиссией.

В нормативном документе предусмотрено 5 процедур подтверждения соответствия требованиям по ЭМС и 2 процедуры подтверждения стандартам радио и электросвязи. Это декларация изготовителя и сертификация. В первом случае изготовитель представляет в регулирующий орган только пакет документов, содержащий заполненные формы заявления, декларации, спецификации, протоколы испытаний и/или документы о сертификации средства связи, фотографии, документы об оплате госпошлины. Если заявитель не может представить в орган требуемый пакет документов для декларирования, он может обратиться за получением сертификата и представляет документы и образец средства связи для испытаний. Если заявляется УПАТС емкостью более 10 абонентов, от заявителя вправе потребовать подтвердить дату поставки образца для линейных испытаний на объекте связи на период, определяемый органом. При этом ни орган, ни заявитель не несут ответственности за разрушение оборудования в результате испытаний.

Если испытания средства связи не подтвердили его соответствие, заявитель вправе представить образец повторно один раз в течение трех месяцев начиная с даты уведомления органом заявителя об отрицательных результатах. Пошлина в этом случае уплачивается еще раз. Все представляемые документы должны быть на английском языке. Испытания проводятся на объектах регулирующего органа или там, где определит орган. Такие нормы интересны тем, что, во-первых, предусматривают существование отечественных танзанийских изготовителей, а не только импортеров средств связи, а во-вторых, почему-то не предусматривают возможность представления документов на втором государственном языке Танзании.

Специальный документ содержит все основные нормы, включая цели подтверждения соответствия, перечень средств связи, подлежащих обязательному подтверждению, с указанием применяемых требований и процедур, правила маркирования и другое. В качестве целей подтверждения соответствия названы: охрана здоровья и безопасности пользователей средств связи и эксплуатирующего персонала операторских компаний, защита целостности сетей связи, обеспечение совместимости средств связи и сетей для предоставления стандартной услуги телефонной связи, гарантия доступности вызова экстренных служб. Предусмотрено три типа процедур, названных уровнями соответствия, в зависимости от степени риска, связанного с несоответствием стандартам.

Первый уровень соответствия предусматривает, что поставщик должен обеспечить соответствие средства связи требуемым стандартам, подготовить техническое описание средства связи и заполнить декларацию соответствия и зарегистрироваться в государственном регулирующем органе. Второй уровень соответствия предусматривает, что поставщик должен: выполнить требования для первого уровня; иметь протокол испытаний, при этом испытания могут быть проведены в любой испытательной лаборатории, включая собственную; иметь письменное заключение органа по сертификации о соответствии средства связи применяемым техническим стандартам. Третий уровень соответствия предусматривает, что поставщик должен выполнить требования для второго уровня, но все испытания должны быть проведены в аккредитованной испытательной лаборатории. Обязанности органа по сертификации средств связи, в соответствии с национальным Законом, в настоящее время уполномочены выполнять несколько аккредитованных организаций.

На поставщика возлагаются также обязанности по хранению своих документов, включая декларацию, в том числе в электронной форме. Документы должны быть доступны для планового аудита регулирующим органом. Во время плановой проверки аудитор вправе проверить любые документы, а также детально инспектировать средство связи. При положительных результатах проверки аудитор выдает поставщику Заключение, которое, подтверждает только то, что документы были в порядке на время аудита. При отрицательных результатах – аудитор вправе потребовать дополнительную информацию, а также отправить три случайно отобранных образца средства связи на испытания в аккредитованную испытательную лабораторию.