Психофизиологические особенности поведения мальчиков в подростковом возрасте Презентацию выполнил Чемерис Виталий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДРОСТКИ КАК ПЕРЕЖИТЬ ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ …. ПОДРОСТКИ. КТО ОНИ ? ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ОТ ЛЕТ. В НАСТОЯЩЕЕЕ ВРЕМЯ ЭТОТ ВОЗРАСТ.
Advertisements

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» Кафедра нормальной физиологии Астана 2018 г.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Возрастные особенности подростков. Возрастные рамки подросткового периода: Это период от до лет, который совпадает со временем обучения в.
Считается переходным между детством и взрослостью.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Составила : Скуратова Екатерина ПО ( пр )-121. Подростковый возраст один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность,
Перипубертатный период: 1. Препубертатный период (adrenarche). Начинается в среднем в 6-7 лет у женщин и в 7-8 лет у мужчин. 2. Пубертатный период (gonadarche)
Клинико – физиологичские особенности половой системы и целостного организма в разные периоды жизни женщины. Менструальный цикл.
Эндокринная система является одной из важнейших регулирующих систем организма. В разном возрасте, в различное время года и суток преобладают те или иные.
Эндокринная система в пубертатном возрасте. Факторы риска. Е.А. Горева.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле.
« Эндокринная система человека ».. Все железы нашего организма делятся на две группы ; железы внешней секреции и железы внутренней секреции. Секреты,
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Особенности подросткового возраста. Особенности подросткового возраста «Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…»
Задание по ЖВС 1 Ответьте на проблемные вопросы, используя текст учебника параграфы 8-11 Как называются вещества, осуществляющие гуморальную регуляцию,
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
LOGO Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Автор: Коробков А.В. – учитель ОБЖ МБОУ «СОШ 1», г.Жиздра.
Транксрипт:

Психофизиологические особенности поведения мальчиков в подростковом возрасте Презентацию выполнил Чемерис Виталий

Подростковый возраст - период жизни, продолжающийся в среднем от 1012 до 1516 лет у девочек и от 1214 до 1718 лет у мальчиков. Во время П.в. происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функций всех органов и систем. Подростковый возраст - период жизни, продолжающийся в среднем от 1012 до 1516 лет у девочек и от 1214 до 1718 лет у мальчиков. Во время П.в. происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функций всех органов и систем. В физиологическом отношении П. в. обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из них являются гормон роста (Гипофизарные гормоны), половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах и др.), развитием наружных и внутренних половых органов, появлением поллюций.

Половое созревание Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес. Ведущая деятельность Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Эмоциональное развитие подростка Эмоциональное развитие подростка Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства. Типичные школьные фобии, которые исчезли в лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств. Типичные школьные фобии, которые исчезли в лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Механизмы, запускающие череду изменений, до конца не изучены. Вместе с тем известно, что ключевую роль играет гипоталамус.. Если говорить в общих чертах, в возрасте от 8 до 14 лет в гипоталамусе повышается секреция веществ, стимулирующих выработку гипофизом в кровь большего количества гормонов, называемых гонадотропинами. Они стимулируют активность гонад. Умужчин они вызывают увеличение выработки тестостерона. Примерно у 97% мальчиков первыми признаками пубертата является увеличение яичек к 14 годам. В ответ на повышение уровня гормонов начинают проявляться внешние признаки созревания мужчины. Результаты этих изменений (понижение голоса, рост волос на лице, на теле и на лобке) называются вторичными половыми признаками. Рост лобковых волос Затем следует резкое ускорение роста, стимулируемое повышением уровня половых гормонов, гормона роста и еще одного вещества, называемого инсулиноподобным фактором роста I. В дальнейшем рост останавливается, опять- таки под влиянием половых гормонов, по сигналу которых закрываются зоны роста в костях. Увеличиваются и наружные половые органы – пенис и яички у мальчиков.

У мальчиков в пубертатном возрасте значительно увеличиваются предстательная железа и семенные пузырьки. Первые сперматозоиды появляются в эякуляте к 14 годам. Изменение голоса, вызванное ростом гортани, отмечается у обоих полов, но наиболее драматично это происходит у мальчиков. Последние часто испытывают неловкость, когда их голос ломается и перескакивает с низких тонов на высокие и наоборот. Волосы на лице у мальчиков и в подмышечной области появляются примерно через два года после лобковых. Повышенная активность сальных желез может привести к появлению прыщей или угрей на лице. Многие из этих изменений в организме могут стать причиной беспокойства или гордости подростка и его семьи или друзей. Обычной реакцией становится смущение, и особенно сильно смущаются те, кто опережает или отстает в развитии от других:

Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Проблемы восприятия своего физического образа Как известно, для мужчин биологически оправдано активное поведение и, соответственно, для них важна активная функция тела. Если активная деятельность мужчины успешна, у него развивается позитивное самоощущение. Поэтому позитивное самовосприятие складывается у юношей в той мере, в какой их тело выражает индивидуальную эффективность Поэтому позитивное самовосприятие складывается у юношей в той мере, в какой их тело выражает индивидуальную эффективность Низкая оценка своего физического Я может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости в школе и т.д. Низкая оценка своего физического Я может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости в школе и т.д. Примеры: мальчик постоянно демонстративно нарушает дисциплину, старается привлечь к себе внимание, характеризуется как трудный и т.д. При высоком IQ учится ниже своих возможностей. Анализ показал, что он испытывает сильнейшей чувство внутренней тревоги, собственной неадекватности и отверженности из-за своего недостаточного физического развития. Что сделали - курс психотерапии и лечение гормональными препаратами. Примеры: мальчик постоянно демонстративно нарушает дисциплину, старается привлечь к себе внимание, характеризуется как трудный и т.д. При высоком IQ учится ниже своих возможностей. Анализ показал, что он испытывает сильнейшей чувство внутренней тревоги, собственной неадекватности и отверженности из-за своего недостаточного физического развития. Что сделали - курс психотерапии и лечение гормональными препаратами.

Иначе говоря, оценка индивидуумом своей Иначе говоря, оценка индивидуумом своей физической зрелости может существенно влиять физической зрелости может существенно влиять на характер его личностной и социальной адаптации (то есть и он себя, и другие, в том числе взрослые, его оценивают неадекватно, если его физическое развитие замедлено). Дело в том, что к физически маленьким социум относится как к психически и социально маленьким, что, в свою очередь, замедляет их развитие. С другой стороны, у акселератов формируется тип личности, более благоприятный с точки зрения важнейших социальных переменных :мужчины более успешны в профессиональной сфере, больше принимают на себя социальную ответственность С другой стороны, у акселератов формируется тип личности, более благоприятный с точки зрения важнейших социальных переменных :мужчины более успешны в профессиональной сфере, больше принимают на себя социальную ответственность Однако у подростков-акселератов часто возникают психологические затруднения, связанные с тем, что окружающие, ориентируясь на их внешность, ожидают от них непосильно многого. Кроме того, скороспелые подростки, благодаря своей солидной внешности, часто попадают в ситуации, требующие подлинной взрослости и большего жизненного опыта. Неверные решения, принимаемые ими в этот период, часто имеют необратимые последствия. Эта проблема очень сложна для педагогов. Однако у подростков-акселератов часто возникают психологические затруднения, связанные с тем, что окружающие, ориентируясь на их внешность, ожидают от них непосильно многого. Кроме того, скороспелые подростки, благодаря своей солидной внешности, часто попадают в ситуации, требующие подлинной взрослости и большего жизненного опыта. Неверные решения, принимаемые ими в этот период, часто имеют необратимые последствия. Эта проблема очень сложна для педагогов.

Гормоны и поведение Тестикулы здорового взрослого мужчины вырабатывают восемь различных стероидов, из которых наиболее эффективный андроген – тестостерон. Экспериментальные исследования и клинический опыт показывают, что тестостерон отвечает за вторичные половые признаки (оволосение, «мужская» мускулатура и др.), размер половых органов, половое влечение и потентность. Тестикулы здорового взрослого мужчины вырабатывают восемь различных стероидов, из которых наиболее эффективный андроген – тестостерон. Экспериментальные исследования и клинический опыт показывают, что тестостерон отвечает за вторичные половые признаки (оволосение, «мужская» мускулатура и др.), размер половых органов, половое влечение и потентность. Количество тестостерона в организме начинает возрастать в пубертат и остается примерно на одном уровне до 50–55 лет, а затем постепенно уменьшается. Количество тестостерона в организме начинает возрастать в пубертат и остается примерно на одном уровне до 50–55 лет, а затем постепенно уменьшается. Тяжелые физические нагрузки и психологический стресс, испытываемые длительное время, снижают уровень тестостерона, а сильные эротические переживания, наоборот, способствуют повышению его уровня в крови.

До начала пубертатного периода половые гормоны вырабатываются корой надпочечников в количестве, необходимом организму в это время. С началом полового созревания, когда «просыпаются» половые железы, секретируемые ими гормоны обеспечивают формирование структур мозга, которые должны реагировать на сексуальные стимулы. До начала пубертатного периода половые гормоны вырабатываются корой надпочечников в количестве, необходимом организму в это время. С началом полового созревания, когда «просыпаются» половые железы, секретируемые ими гормоны обеспечивают формирование структур мозга, которые должны реагировать на сексуальные стимулы. Тестостерон снижает порог возбудимости мозговых центров, именно поэтому у подростков возникает эрекция без всякой «сексуальной» причины. В дальнейшем, когда вырабатываются схемы поведения, такого рода реакции приобретают все большую независимость от гормонов. Тестостерон снижает порог возбудимости мозговых центров, именно поэтому у подростков возникает эрекция без всякой «сексуальной» причины. В дальнейшем, когда вырабатываются схемы поведения, такого рода реакции приобретают все большую независимость от гормонов. Сексуальное поведение – системное целое, соединяющее гормональное влияние и индивидуальный опыт и научение. Сложность этих непрямых связей доказывает хотя бы тот факт, что сексуальная возбудимость подростка больше, чем у взрослого мужчины, в то время как уровень тестостерона у последнего выше. Это объясняется тем, что организм подростка еще не привык к «новым» гормонам, не научился с ними обращаться. С годами чувствительность к гормонам снижается. Сексуальное поведение – системное целое, соединяющее гормональное влияние и индивидуальный опыт и научение. Сложность этих непрямых связей доказывает хотя бы тот факт, что сексуальная возбудимость подростка больше, чем у взрослого мужчины, в то время как уровень тестостерона у последнего выше. Это объясняется тем, что организм подростка еще не привык к «новым» гормонам, не научился с ними обращаться. С годами чувствительность к гормонам снижается.

На протяжении XVII и XVIII вв. кастраты - мужчины, к-рым удаляли половые железы до наступления пубертата с целью сохранить их высокий голос, - играли важную роль в оперном искусстве. Однако эта операция влекла за собой мн. психол. и физиолог. отклонения, включая ненормальные жировые отложения, ненормально длинные руки и ноги и, возможно, нарушения психосексуальной ориентации. На протяжении XVII и XVIII вв. кастраты - мужчины, к-рым удаляли половые железы до наступления пубертата с целью сохранить их высокий голос, - играли важную роль в оперном искусстве. Однако эта операция влекла за собой мн. психол. и физиолог. отклонения, включая ненормальные жировые отложения, ненормально длинные руки и ноги и, возможно, нарушения психосексуальной ориентации. Гормоны играют центральную роль в интеграции и контроле поведения у самых разных биолог. видов в широком спектре ситуаций. Однако они играют таковую роль только в качестве составной части очень сложных интерактивных систем, и потому следует избегать упрощенческих интерпретаций гормональных эффектов.

Мозг и половые гормоны Действие половых гормонов на мозг основано на классическом геномном механизме, который заключается в активации специфических внутриклеточных рецепторов, которые, в свою очередь, активируют транскрипцию специфических генов. Влияние половых гормонов, в отличие от пептидных, происходит медленнее и длится дольше; они модулируют синтез, выброс и метаболизм нейроактивных медиаторов и рецепторов к ним. Половые гормоны могут оказывать также кратковременное быстрое действие на нейроны ЦНС благодаря внегеномному механизму, влияя на возбудимость нейронов и синапсы. Действие половых гормонов на мозг основано на классическом геномном механизме, который заключается в активации специфических внутриклеточных рецепторов, которые, в свою очередь, активируют транскрипцию специфических генов. Влияние половых гормонов, в отличие от пептидных, происходит медленнее и длится дольше; они модулируют синтез, выброс и метаболизм нейроактивных медиаторов и рецепторов к ним. Половые гормоны могут оказывать также кратковременное быстрое действие на нейроны ЦНС благодаря внегеномному механизму, влияя на возбудимость нейронов и синапсы. Половые гормоны влияют на формирование синапсов (синаптогенез) в тех областях ЦНС, которые участвуют в регуляции репродуктивного поведения (например, в вентромедиальном гипоталамическом и в миндалевидном ядре), а также в областях, которые регулируют синтез и выделение гормонов гипофизом (в аркуатном гипоталамическом ядре и в преоптической области). Кроме того, половые гормоны могут влиять на формирование контактов между нейронами в когнитивных областях - гиппокампе и в коре головного мозга. Половые гормоны влияют на формирование синапсов (синаптогенез) в тех областях ЦНС, которые участвуют в регуляции репродуктивного поведения (например, в вентромедиальном гипоталамическом и в миндалевидном ядре), а также в областях, которые регулируют синтез и выделение гормонов гипофизом (в аркуатном гипоталамическом ядре и в преоптической области). Кроме того, половые гормоны могут влиять на формирование контактов между нейронами в когнитивных областях - гиппокампе и в коре головного мозга. Половые гормоны могут оказывать влияние на клетки головного Половые гормоны могут оказывать влияние на клетки головного мозга через полипептидные нейротрофические факторы - факторы роста. Таким образом, половые стероиды регулируют пластичность Таким образом, половые стероиды регулируют пластичность нервной ткани и играют роль трофических факторов.

Задержка пубертата Задержка пубертата отсутствие любых признаков полового созревания у подростка, достигшего верхнего возрастного предела нормального пубертата. Это означает отсутствие увеличения тестикулярного объема (

Задержка полового развития конституционального характера самая частая причина нарушений пубертата у детей, ее можно рассматривать как крайний вариант нормы. Однако функциональные нарушения созревания гипоталамо-гипофизарной области могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных экзогенных факторов (хронические заболевания, стрессы, физические и эмоциональные перегрузки и т. д.) Задержка полового развития конституционального характера самая частая причина нарушений пубертата у детей, ее можно рассматривать как крайний вариант нормы. Однако функциональные нарушения созревания гипоталамо-гипофизарной области могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных экзогенных факторов (хронические заболевания, стрессы, физические и эмоциональные перегрузки и т. д.) Алгоритм мониторинга детей с нарушениями полового созревания

Эротические сновидения По мере созревания мальчика предстательная железа и семенные пузырьки наполняются жидким секретом. Возникает сексуальное напряжение. Впервые подросток может пережить оргазм во время непроизвольной ночной эякуляции. Непроизвольные ночные эякуляции называются поллюциями. Просыпаясь, подросток чувствует, что постель влажная, и ему может казаться, что он занимается мастурбацией в полусне. Когда удовольствие, вызванное оргазмом, проходит, подросток чувствует удовлетворение и уверенность в том, что он мужчина. Но если он воспитан в убеждении, что мастурбация является чем-то постыдным, он начинает испытывать неприязнь к самому себе и чувство стыда и вины. Сексуальным объектом в его эротических сновидениях может быть какая-нибудь известная личность: актриса, или поп-звезда, или кто-либо более близкий -- школьная подруга, учительница, сестра или даже мать. Если сексуальный объект относится ко второй группе, подросток нервничает, считая это ненормальным. Конечно, ему и в голову не придет обратиться со своими проблемами к родителям, а интерес и инициативу с их стороны он воспримет как недопустимую бестактность. И все же необходимо как-то успокоить мальчика, объяснить, что с ним происходит. Нужно, чтобы он понял: его половое влечение трансформирует любовь и привязанность к близким в эротические фантазии. Без таких объяснений он может считать себя извращенцем, поскольку не знает, что у большинства людей мир фантазий полностью оторван от реальности. Может быть, полезна хорошая книга на эту тему или специально начатый в его присутствии разговор об эротических снах и возникающих в них нереальных видениях.

Источники информации NDOKRINOLOGIJA html NDOKRINOLOGIJA html NDOKRINOLOGIJA html NDOKRINOLOGIJA html