Утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ.
Advertisements

Служба по подбору и подготовке замещающих родителей. К раевое государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся.
Н. Г. Мехоношина, педагог-психолог г. Пермь, ГКОУ ЦПМСС 3.
О ПЫТ РАБОТЫ МКОУ «Д ЕТСКИЙ ДОМ «О СТРОВ НАДЕЖДЫ » ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ. О РГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА. Педагог-психолог.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7» МОН КБР.
Стандартизация деятельности органа опеки и попечительства по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот. Докладчик – начальник Управления по опеке.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
ПЕДАГОГИ - ПСИХОЛОГИ Направления работы Консультирование Коррекционно – развивающая работа Проектная и клубная деятельность Диагностирование.
Семинар кураторов Н.А. Крылова. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально- психологическое.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Проблемы психолого – педагогического сопровождения замещающей семьи Ослон В.Н., к.пс.н., зав. лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности.
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.
ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Ходырева Г.П. – заместитель директора, руководитель службы по семейному жизнеустройству и сопровождению на современном этапе.
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ» МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 2»
Опыт работы Лесосибирского детского дома по развитию семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Темботова Мария.
Проблема насилия в жизни ребенка. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Транксрипт:

Утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ

Примерный учебно-тематический план п/пТемыКоличество часовФорма контроля всегов том числе лекциисеминары- тренинги индиви- дуальное консуль- тирова- ние 1.Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители Структу- рирован- ное интервью

п/п Темы Кол-во часов 2 Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители 6 3 Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие мотивации приемных родителей 4 4 Особенности развития ребенка 8 5 Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка 4 6 Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей 4 7 Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка 20 8 Адаптация ребенка и приемной семьи 6

п/п Темы Кол-во часов 9 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка 6 10 Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка 4 11 Особенности полового воспитания приемного ребенка 4 12 Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям 4 13 Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан 4 14 Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью 2 15 Итоговая аттестация 0,5 16 Всего 80,5

Тема 2. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители. Понятие обучающе-психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе- психологического тренинга. Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки приемных родителей (далее - участники тренинга), и членов их семьи. Содержание обучающе-психологического тренинга. Правила работы участников тренинга в группе. Знакомство участников тренинга. Ожидания и опасения участников тренинга.

Тема 4. Особенности развития ребенка. Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей. Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Мозаичность развития. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение. Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. "Система поддержки" и ресурсы семьи. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Самооценка кандидатов в приемные родители. Составление Карты семьи.

Возраст: от до Число детей, которых вы можете принять (одного ребенка, детей состоящих в родственных отношениях, родителя с ребенком): 1234больше Пол:му жс ко й женскийне имеет значения Вероисповедание: если есть религия, которую Вы не можете принять, укажите Можете ли Вы принять ребенка с физическими недостатками?ДаНет Можете ли Вы принять умственно отсталого ребенка?ДаНет Можете ли Вы принять ребенка с соматическим заболеванием, требующим специального медицинского ухода? ДаНет Можете ли Вы принять ребенка с особыми потребностями в обучении (трудностями в обучении)? ДаНет Можете ли Вы принять ребенка, подвергшегося сексуальному насилию? ДаНет Можете ли Вы принять ребенка, подвергшегося физическому насилию? ДаНет Согласны ли Вы на контакты ребенка с родной семьей?ДаНет Есть ли такие формы контактов с родной семьей ребенка, которые Вы не принимаете? ДаНет Информация о ребенке, которого Вы можете принять

КАРТА СЕМЬИ ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТЬ II 1. Краткий биографический очерк на каждого кандидата. Кратко опишите следующее. Происхождение и структура семьи: состав семьи, подробнее о родителях, братьях, сестрах, включая их возраст или дату смерти. Существенные данные о других членах семьи. Семейная история. Детские воспоминания, что особенно важно было для Вашей семьи. Ваша оценка и впечатления по поводу собственного воспитания и отношений в семье (с родителями, другими родственниками, братьями, сестрами). Отношение к собственной нетрудоспособности (отношение к нетрудоспособным людям): Образование: вид школы, взгляды на образование, укажите, какое имеете образование, какую квалификацию. Работа: стаж, место работы в настоящее время или предыдущее место работы, значение работы, отношение к безработице (собственный опыт безработицы). Ваши взгляды на работу (безработицу) по отношению к семейной жизни и распределению ролей в семье. Интересы/способности: какие? когда? кто ваши товарищи по интересам? Личностные особенности, характерологические особенности, возможность личностного развития, свои сильные стороны, слабые стороны Отношение к себе, самооценка, самовосприятие?

5. «Система поддержки» и ресурсы семьи. Родственники, друзья, соседи, церковь, клубы и др. С кем будут советоваться в критической ситуации? Укажите особо значимых для кандидатов людей или организации, с которыми обсуждается будущее устройство ребенка, и кто будет помогать потом (советом, делом). 6. Личная и семейная ситуация кандидатов в настоящее время и как она влияет на размещение ребенка. Оцените понимание кандидатами проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Насколько стабильны семейные отношения кандидатов и возможность их развития? Как в этой ситуации кандидаты справляются с проблемами, стрессами, принятием решений, разногласиями, озлоблением? Укажите имеющиеся проблемы. Как распределены роли в семье и как это отразилось на взаимоотношениях кандидатов? Как они поддерживают друг друга? Самооценка кандидатов?

15. Особые вопросы. А. Вопросы, связанные с происхождением ребенка: Что кандидаты думают по поводу влияния наследственности на развитие и поведение ребенка в настоящем и будущем? Могут ли кандидаты принять ребенка, о родителях которого ничего не известно? Как они относятся к тайне усыновления? Смогут ли кандидаты обсуждать с ребенком его происхождение? Есть ли какие-то факты или темы, о которых им трудно говорить? Какова роль службы в этом случае? Могут ли принять ребенка другой национальности или культуры? Б. Ребенок как он есть: Насколько хорошо кандидаты понимают сложности в поведении ребенка и причины, которые их вызвали? Какое поведение для них наиболее сложно принять? Что кандидату сложнее всего принять в ребенке (отсутствие ответной любви либо выражения чувств; задержки развития, нарушение привязанностей, проблемы со сном, с едой, энурез, энкопрез, агрессию, деструктивное поведение, жестокость к животным и пр.)?

Тема 9. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Примерную программу, должны знать: свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации; закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития; причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка; особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье; санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Примерную программу, должны уметь: рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта; выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм; преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка; прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их сопровождения в Саратовской области «Школа приемных родителей» Целью программы является - подготовка лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее кандидаты в замещающие родители), формирование у них родительских компетенций. Категория обучающихся Кандидаты и замещающие родители Срок обучения80 часов Время обучения4 часа в день Форма обученияОчно - заочная Количество групп в год (их наполняемость) 3 группы (8 слушателей)

п/ п Наименование преподаваемой дисциплины Количес тво часов 1.Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи 23 3.Подведение итогов1 Итого:80

Задачи дисциплины «Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей»: помочь замещающим, приемным родителям разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к приему ребенка; подготовиться морально и практически к приему ребёнка в свой дом; дать системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания новой семьи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН п/п Наименование разделов, дисциплин и тем Количество часов всегоАудито рные В том числеСамост. работа лекцийпрактик 1. Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей. 1 модуль 1.1 Замещающие, приемные родители, какие они? Типы личности замещающих, приёмных родителей Конструктивные и деструктивные мотивы для приема ребенка в семью. 3321

п/п Наименование темКоличество часов 1.3Система ожиданий ребенка от замещающей, приемной семьи и возможность ее реализации 3 1.4Моделирование присутствие ребенка до его появления в семье 4 1.5Первая встреча: ожидание и реальность4 1.6Приемный ребенок и возрастной кризис 2 1.7Приемный подросток4 1.8Межличностное взаимодействие с приемным ребенком на различных возрастных этапах 4

п/п Наименование темКоличество часов 1.9Как подготовить своих родителей, будущих бабушек и дедушек к появлению нового члена семьи Как подготовить родного ребенка к появлению приемного брата или сестры Почему детдомовским детям трудно в семье4 1.12Первые дни пребывания ребенка в семье2 1.13Идеальный и реальный родитель2 1.14Привыкание ребенка к новым условиям семьи Доверие как механизм построения отношений. Способы создания доверительной атмосферы и оказания влияния на ребенка 2

п/п Наименование темКоличество часов 1.16Как и когда рассказать ребенку, что он приемный Искусство убеждения и психология воздействия во взаимоотношениях со старшими членами семьи Психология построения неконкурентных отношений родителя и приемного ребенка Как преодолеть в себе жестокость и агрессию 4

Наименование тем Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи 2.1Направления государственной политики в сфере преодоления сиротства, изменения в действующем законодательстве об опеке и попечительстве, усыновлении Перспективы развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5

Наименование тем Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи 2.3Процедура создания и функционирования замещающей и приемной семьи 5 2.4Права и обязанности замещающих, приемных родителей 3 2.5Социальные гарантии детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3 2.6Защита жилищных и иных прав приемного ребенка 3 Итого по разделу 2:23

Тест на предмет выявления уровня педагогических знаний, степени сформированности основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей Цель: анализ уровня педагогических знаний, степени сформированности основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей Инструкция: Выберите, пожалуйста, из предложенных вариантов правильные ответы и отметьте их галочкой. ФИО _______________________________________ Дата заполнения______________________________________ Выберите правильный ответ. 1.Основные формы семейного устройства детей – это: а) усыновление; б) опека; в) приемная семья; г) временная передача детей в семью на выходные, каникулы и праздники; д) все ответы правильные.

10. Ребенку воспитывающемуся в условиях депривации характерно следующие поведение: а) сосание пальца, б) беспорядочные движения, в) пассивность движений, невыразительность лица, г) несформированность навыков общения, д) наличие агрессии, е) наличие чувства юмора.

СитуацияВаше чувство Я- сообщение 1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. Расстроилась, рассердилась 2. Сын-первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки. 3 Ваша взрослеющая дочь влюбилась в «шалопая» 4. Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала кусок торта, который Вы приготовили к торжеству. 5. Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил. 6. С работы должен прийти муж, Вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается. Привычное поведениеПривычное поведение

1. Об утверждении требований к содержанию программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах // Вестник образования России С Примерная программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах Сайт ГКОУ «Детский дом 3 г.Хвалынска» detiudom.ucoz.ru

3. Сайт фонда «Виктория» для педагогов. V2pro.ru 4. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их сопровождения в Саратовской области «Школа приемных родителей». Сайт ГКОУ «Детский дом 3 г.Хвалынска» detiudom.ucoz.ru