ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА Петровская Т.С., зам. проректора по ОМД ТПУ Чернова О.С., зав. кафедрой ГРНМ ИПР ТПУ Томск - 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриату в ОУ СПО и ВПО.
Advertisements

Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Томск-2012 Введение в инженерную деятельность Национальный исследовательский Томский политехнический университет Основные заказчики выпускников по направлению.
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
Тольяттинский государственный университет Ельцов В.В. Совместная образовательная программа. Этапы в организации и проведении работ по проектированию образовательных.
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
Компетентностный подход при формировании основных образовательных программ по направлению «Экология и природопользование» на географическом факультете.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Педагогический колледж 4 Возможности прикладного бакалавриата в повышении качества подготовки специалистов для системы инклюзивного образования 24 октября.
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА Петровская Т.С., зам. проректора по ОМД ТПУ Чернова О.С., зав. кафедрой ГРНМ ИПР ТПУ Томск

Содержание 1. Предпосылки проекта 2. Цели проекта 3. Анализ программ СПО и ВПО 4. Структура программы ПБ (модули) 5. Модель непрерывного образования 6. Направление Нефтегазовое дело характеристика ООП ПБ характеристика ВД выпускников линейный график учебного процесса

Предпосылки Изменения в экономике, современные тенденции технологического развития производства, новая структура рабочих мест на рынке труда, повышение профессиональной мобильности обусловили потребность в подготовке специалистов, оптимально сочетающих базовые знания и практико- ориентированные компетенции. Предлагаемые вузами образовательные программы ВПО и колледжами, техникумами программы СПО не позволяют готовить таких специалистов. Программы подготовки техников являются слишком узкими и «практичными», а программы подготовки бакалавров излишне «теоретизированы» и слабо ориентированы на практику.

Востребованность программ ПБ. Прогноз. к 2015 г. - до 20% объема подготовки специалистов для рынка труда: 8 млн. работников («Стратегия 2020» ), к 2020 г. - до 30% объема подготовки специалистов для рынка труда: до 20 млн. человек, что составит 1/3 рынка труда (Распоряжение Правительства РФ от г р – План меропритяий). Приказом Минобразования и науки 423 от г. утвержден перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в т. ч. в области техники и технологий, в рамках которых разрабатываются и реализуются экспериментальные программы ПБ, а также требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения.

Предпосылки Постановление Правительства РФ 667 от г. «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата (ПБ) в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» определило начало работ в ряде вузов, колледжей и техникумов страны по проектированию новых практико- ориентированных образовательных программ. Цель эксперимента - формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Постановление Правительства РФ 667, г.: -Программы ПБ должны обеспечивать практико- ориентированную подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования, и теоретическую подготовку, соответствующую программам высшего профессионального образования на уровне бакалавриата. -Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы ПБ составляет 4 года. - Программы ПБ разрабатываются совместно с работодателями по направлениям подготовки ВПО Задачи эксперимента: -разработка и апробация программ ПБ; -отработка технологии организации образовательного процесса; -апробация форм и условий взаимодействия образовательных учреждений и работодателей при реализации программ ПБ.

Результаты эксперимента? Программы ПБ -целесообразно реализовать в вузах. Ресурсы колледжей и техникумов можно использовать в рамках сетевого взаимодействия с вузами (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», -формируются на основе ФГОС по направлениям подготовки ВПО. Практико-ориентированная подготовка обеспечивается за счет вариативной части программы (профиль), -объем практической подготовки выпускников должен составлять не менее 50% от общего ресурса ООП, -в области техники и технологий должны быть профилированы на определенные виды прикладной инженерной деятельности: производственно - технологическая, монтажно - наладочная, сервисно - эксплуатационная и др. Определение основных видов профессиональной деятельности, к которым готовятся «прикладные» бакалавры, должно осуществляться вузами совместно с работодателями.

Проект ТПУ – ОАО «Газпром» Разработка модели непрерывного технического образования на базе консорциума «Корпоративный учебный центр прикладных квалификаций - Техникум - ВУЗ» Цель: удовлетворение потребности дочерних предприятий ОАО «Газпром» и других заинтересованных предприятий ТЭК в высококвалифицированных рабочих, техниках и инженерах, высокое качество подготовки которых достигается возможностью ускоренного перехода лучших на следующую образовательную ступень Приоритетная область подготовки: Нефтегазовое дело. Разработка нефтяных и газовых месторождений

Направление Нефтегазовое дело Структура ООП ВПО (Б) и СПО (ФГОС) по ЦиклыБСПО Гуманитарный, социальный и экономический 1250 ч. (15,4%) 648 ч. (11,6%) Физкультура411ч. (4,9%) 336 ч. (6%) Математический и естественнонаучный 1944 ч. (23,2%) 144 ч. (2,6%) Профессиональный3461 ч. (43,1%) 2936 ч. (52,7%) Практика594 ч. (8,2%) 900 ч. (16,1%) Аттестация432 ч. (5,2%) 612 ч. (11%) Итого:8092 ч.5576 ч. Нормативный срок обучения 4 г. 208 недель 2 г. 10 м. 147 недель

Направление Нефтегазовое дело Структура ООП ВПО (Б, ПБ) и СПО (ФГОС) ЦиклыБПБСПО Гуманитарный, социальный и экономический 1250 ч. (15,4%) 928 ч. (13,1%) 648 ч. (11,6%) Физкультура411ч. (4,9%) 320 ч. (4,5%) 336 ч. (6%) Математический и естественнонаучный 1944 ч. (23,2%) 928 ч. (13,1%) 144 ч. (2,6%) Профессиональный3461 ч. (43,1%) 3648 ч. (51,2%) 2936 ч. (52,7%) Практика594 ч. (8,2%) 832 ч. (11,8%) 900 ч. (16,1%) Аттестация432 ч. (5,2%) 448 ч. (6,3%) 612 ч. (11%) Итого:8092 ч ч ч. Нормативный срок обучения 4 г. 208 недель 4 г. 208 недель 2 г. 10 м. 147 недель

Направление Нефтегазовое дело Модуль Учебные и производственные практики 11 Виды практикиБПБ Учебная 6 недель (2, 4 сем.)14 недель (2,4 сем.) 1 рабочая специальность От 1 до 6 рабочих специальностей Производственная 5 недель (6 сем.)12 недель (2, 4, 6 сем.) Итого:11 недель26 недель Рабочие специальности 1.Оператор по добыче нефти и газа 2.Оператор по исследованию скважин 3.Оператор по опробованию (испытанию) скважин 4.Оператор по ППД 5.Оператор по подземному ремонту скважин 6.Оператор по подготовке к подземному ремонту скважин

Направление Нефтегазовое дело Модули теоретического обучения ООП Б и ПБ Соотношение объема дисциплин профессионального цикла Соотношение объема дисциплин естественнонаучного и математического цикла

ТРАЕКТОРИИ СПО и ВПО Модель непрерывного образования

Направление «Нефтегазовое дело» Профиль «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

Задачи Разработка и апробация на базе ФГОУ НИ ТПУ структуры и содержания ОПОП ВПО ПБ по профилю «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» направления «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» Формирование перечня требований к результатам освоения программы ПБ Формирование линейного графика учебного процесса ПБ

Характеристика программы ПБ по направлению Нефтегазовое дело КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА - Бакалавр техники и технологии НОРМАТИВНЫЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ – 4 года КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО часа ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ - Выпускная квалификационная работа КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ – от 1 до 6

Концепция ООП ПБ Образовательная программа «Нефтегазовое дело» направлена на подготовку специалистов прикладного бакалавриата в области разработки нефтяных и газовых месторождений. В основе концепции ООП лежит стремление обеспечить высококвалифицированными кадрами предприятия нефтегазовой отрасли. Поэтому уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий - потребителей, основанных на принципах высокой технологичности, ресурсо и энергосбережения, экологической безопасности, широкого использования информационных технологий, компьютеризации проектирования и управления. Важная особенность программы связана с уникальной возможностью для выпускников участвовать в научно-исследовательской работе и использовать в процессе обучения и научных исследований новейшее инновационное оборудование Национального исследовательского Томского политехнического университета, проектного института «ТомскНИПИнефть», Института химии нефти Сибирского отделения РАН, предприятий-резидентов Томской особой технико-внедренческой экономической зоны. Заказчиками таких специалистов являются предприятия нефтегазодобычи компании ОАО «Газпром»; ОАО «ТомскНИПИнефть», ЗАО «Сибирская сервисная компания», ОАО «Норд Империал», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «Роснефть», сервисные буровые компании и др.

Основные критерии ООП ПБ Использование кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System) для оценки компетенций, а также дидактических единиц программы, обеспечивающих их достижение; Учет требований международных стандартов International Engineering Alliance (IEA) - Международного инженерного альянса, формирующих согласованные требования к компетенциям профессиональных инженеров, техников и технологов (International Professional Engineers Agreement/EMF, APEC Engineer Register, International Engineering Technologists Agreement/ETMF) и организаций, разрабатывающих и применяющих критерии аккредитации инженерного образования в университетах и колледжах (Washington Accord, Sydney Accord, Dublin Accord).

Характеристика профессиональной деятельности выпускников Область проф. деятельность: организация и проведение работ в области разработки и эксплуатации нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений (Н, Г и ГКМ). Объекты проф. деятельности: 1) технологические процессы разработки и эксплуатации Н, Г и ГКМ; 2) процессы добычи, сбора и подготовки продукции нефтяных и газовых скважин 3) нефтепромысловое оборудование и инструмент; 4) техническая, технологическая и нормативная документация; 5) первичные трудовые коллективы.

Характеристика требований АИОР к компетенциям выпускников программ СПО (техникум, колледж) – Т программ ВПО: прикладной бакалавриат – ПБ и бакалавриат – Б, согласованных с требованиями Dublin Accord (Т), Sydney Accord (ПБ), Washington Accord (Б,С) и EUR-ACE (М) 20

Профессиональные компетенции Фундаментальные знания БПБТ Применять базовые и углубленные математические, естественнонаучные, гуманитарные, социально- экономические и технические знания в междисциплинарном контексте для решения комплексных инженерных проблем, соответствующих направлению подготовки Применять базовые математические, естественнонаучные, гуманитарные, социально- экономические и специальные технические знания для решения прикладных инженерных проблем, соответствующих профилю подготовки Применять математические, естественнонаучные, гуманитарные, социально- экономические и специальные технические знания для решения практических технических задач, соответствующих специальности подготовки

Профессиональные компетенции Инженерный анализ БПБТ Ставить и решать задачи комплексного инженерного анализа, соответствующие направлению подготовки, с использованием базовых и углубленных знаний, современных аналитических методов и моделей Ставить и решать задачи прикладного инженерного анализа, соответствующие профилю подготовки, с использованием базовых и специальных знаний, современных аналитических методов Т. Выявлять и решать практические технические задачи, соответствующие специальности подготовки, с использованием нормативных методов анализа в определенных областях деятельности

Профессиональные компетенции Инженерное проектирование БПБТ Выполнять комплексные инженерные проекты технических объектов, систем и технологических процессов, соответствующие направлению подготовки, с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений Решать прикладные инженерные проблемы с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений, участвуя в проектировании технических объектов, систем и технологических процессов, соответствующих профилю подготовки Решать практические технические задачи с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений, содействуя проектированию технических объектов, систем и технологических процессов, соответствующих специальности подготовки

Профессиональные компетенции Исследования БПБТ Ставить и решать задачи комплексного инженерного анализа, соответствующие направлению подготовки, с использованием базовых и углубленных знаний, современных аналитических методов и моделей Проводить исследования при решении прикладных инженерных проблем, соответствующих профилю подготовки, работать с нормативными документами, базами данных и литературой, планировать и проводить эксперименты для достижения требуемых результатов Проводить исследования при решении практических технических задач, соответствующих специальности подготовки, работать с нормативными документами и каталогами, проводить стандартные испытания и изменения

Профессиональные компетенции Инженерная практика БПБТ Создавать, выбирать и применять необходимые ресурсы и методы, включая прогнозирование и моделирование, современные технические и IT средства для решения комплексных инженерных проблем, соответствующих направлению подготовки, с учетом возможных ограничений Выбирать и применять необходимые ресурсы и методы, включая прогнозирование и моделирование, современные технические и IT средства для решения прикладных инженерных проблем, соответствующих профилю подготовки, с учетом существующих ограничений Применять необходимые ресурсы и методы, современные технические и IT средства для решения практических технических задач, соответствующих специальности подготовки, с учетом заданных ограничений

Профессиональные компетенции Специализация и ориентация на рынке труда БПБТ Демонстрировать компетенции, связанные с особенностью проблем, объектов и видов комплексной инженерной деятельности, соответствующей направлению и профилю подготовки, на предприятиях и в организациях – потенциальных работодателях Демонстрировать компетенции, связанные с особенностью проблем, объектов и видов прикладной инженерной деятельности, соответствующей профилю подготовки, на предприятиях и в организациях – потенциальных работодателях Демонстрировать компетенции, связанные с особенностью задач, объектов и видов практической технической деятельности, соответствующей специальности подготовки, на предприятиях и в организациях – потенциальных работодателях

Универсальные компетенции Проектный и финансовый менеджмент БПБТ Использовать базовые и углубленные знания в области проектного и финансового менеджмента, в том числе менеджмента рисков и изменений для управления комплексной инженерной деятельностью, соответствующей направлению подготовки, при работе индивидуально и в команде Использовать базовые и специальные знания в области проектного и финансового менеджмента, в том числе менеджмента рисков и изменений для управления прикладной инженерной деятельностью, соответствующей профилю подготовки, при работе индивидуально и в команде Использовать знания принципов проектного и финансового менеджмента для управления практической технической деятельностью, соответствующей специальности подготовки, при работе индивидуально и в команде

Универсальные компетенции Коммуникации БПБТ Осуществлять эффективные коммуникации в профессиональной среде и обществе, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки Использовать базовые и специальные знания в области проектного и финансового менеджмента, в том числе менеджмента рисков и изменений для управления прикладной инженерной деятельностью, соответствующей профилю подготовки, при работе индивидуально и в команде Осуществлять эффективные коммуникации в профессиональной среде и обществе, документировать свою работу, четко давать и выполнять инструкции, презентовать и защищать результаты практической технической деятельности, соответствующей специальности подготовки

Универсальные компетенции Индивидуальная и командная работа БПБТ Эффективно работать индивидуально и в качестве члена или лидера команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных инженерных проблем, соответствующих направлению подготовки Эффективно работать индивидуально и в качестве члена или лидера команды с делением ответственности и полномочий при решении прикладных инженерных проблем, соответствующих профилю подготовки Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды при решении практических технических задач, соответствующих специальности подготовки

Универсальные компетенции Профессиональная этика БПБТ Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать нормам профессиональной этики и правилам ведения комплексной инженерной деятельности Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать нормам профессиональной этики и правилам ведения прикладной инженерной деятельности Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать нормам профессиональной этики и правилам ведения практической технической деятельности

Универсальные компетенции Профессиональная этика БПБТ Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать нормам профессиональной этики и правилам ведения комплексной инженерной деятельности Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать нормам профессиональной этики и правилам ведения прикладной инженерной деятельности Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать нормам профессиональной этики и правилам ведения практической технической деятельности

Универсальные компетенции 2.6. Социальная ответственность БПБТ Вести комплексную инженерную деятельность по направлению подготовки с учетом социальных, правовых, экологических и культурных аспектов, вопросов охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, нести социальную ответственность за принимаемые решения, осознавать необходимость обеспечения устойчивого развития Вести прикладную инженерную деятельность по профилю подготовки с учетом социальных, правовых, экологических и культурных аспектов, вопросов охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, нести социальную ответственность за принимаемые решения, осознавать необходимость обеспечения устойчивого развития Вести практическую техническую деятельность по специальности подготовки с учетом социальных, правовых, экологических и культурных аспектов, вопросов охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, нести социальную ответственность за принимаемые решения, осознавать необходимость обеспечения устойчивого развития 32

Универсальные компетенции 2.7. Образование в течение всей жизни Осознавать необходимость и демонстрировать способность к самостоятельному обучению и непрерывному профессиональному совершенствованию 33

Линейный график учебного процесса

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! ВАШИ ВОПРОСЫ?