«РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СОВЕРШАТЬ УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ по ХИМИИ - задания С1 и С5» Саляхова Ольга Ивановна, учитель химии МБОУ «СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Окислительно- восстановительные реакции Яшина М.И.
Advertisements

ГИА по химии Блок В и С Версии 2010 и В 1-4 В1 – В4 Задания В1 – В4 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указана последовательность.
Терминология Степень окисления Степень окисления Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Окисление Окисление.
Окислительно- восстановительные реакции Цель: 1.Усвоить понятия: окисление, восстановление, окислитель, восстановитель. 2.Научиться составлять уравнения.
Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций.
Метод электронного баланса Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
(ОВР) Брожение Гниение Это единственный первичный источник энергии для всего живого: 6CO 2 + 6H 2 O C 6 H 12 O 6 + 6O 2.
Учитель химии МОУ школа 53 Щекочихина Т. Н.. Цель работы: рассмотреть методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Учитель химии МОУ СОШ 2 Денисова Н.В. Спирово. Тверской области.
ОКИСЛИТЕЛЬНО- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ 1.ОВР.Классификация ОВР. 2.Метод электронного баланса. 3.Метод полуреакций.
Цель работы: рассмотреть методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Презентация «Упражнение в расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса»
Автор: учитель биологии и химии МБОУ СОШ 17 Манукян Эмилия Завиковна.
Познавая бесконечное, наука сама бесконечна. Д.И. Менделеев.
Презентация к уроку по химии (9 класс) по теме: Презентация "Упражнение в расстановке коэффициентов методом электронного баланса"
ОКИСЛИТЕЛЬНО- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. Окислительно- восстановительными называют реакции, которые сопровождаются изменением степеней окисления химических.
Окислительно – восстановительные реакции Опорные понятия теории ОВР. Опорные понятия теории ОВР. Частицы, отдающие электроны – восстановители. Частицы,
Окислительно- восстановительные реакции. Цель урока: Закрепление, обобщение и углубление знаний об окислительно- восстановительных реакциях, расстановка.
Окислительно- восстановительные реакции Презентация для интерактивной доски 11 класс
Окислительно – восстановительные реакции Работу выполнил Учитель химии ГБОУ СОШ 1465 г.Москва Попова Светлана Анатольевна.
Транксрипт:

«РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СОВЕРШАТЬ УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ по ХИМИИ - задания С1 и С5» Саляхова Ольга Ивановна, учитель химии МБОУ «СОШ 20 с УИОП» Иванова Оксана Владимировна, учитель химии МБОУ «СОШ 16 с УИОП» город Старый Оскол 2013

«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам». М. Булгаков

Умение учащихся осуществлять умственные действия Логика учебного материала, требующего различных умственных операций Освоение учебного материала

Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на какие бы то ни было внешние средства познавательные задачи расчётные задачи

Исследователи умственной деятельности П. Я. Гальперин А. В. Запорожец Д. Б. Эльконин Л. С. Выготский А. Н. Леонтьева С. Л. Рубинштейн

Теория (планомерного) поэтапного формирования умственных действий В основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека: умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план, т.е. путем интериоризации. Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина

Теория формирования понятий ассоциативно-рефлекторной концепции освоения личностью социального опыта И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, Ю.А.Самарин, Е.Н.Кабанова-Меллер процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий (результат ассоциаций по смыслу, абстрагирования и обобщения знаний, которые относятся к изучаемому явлению)

ЦЕЛЬ создание условий для раскрытия и развития способностей обучающихся, с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности Не мыслям надобно учить, а мыслить. Иммануил Кант( ), немецкий философ

задачи поиск разнообразных педагогических приемов развитие инструментария получения знаний анализ результатов познавательной деятельности ускорение обучения детей через обогащение содержания образования

РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Познавательная деятельность

опорные знания по теме ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ знать учение о химической реакции свойства всех классов соединений уметь называть вещества составлять уравнения химических реакций определять степень окисления элемента окислитель и восстановитель

Окислительно-восстановительные реакции характеризуют признаки характер и состав реагентов и продуктов реакции их агрегатное состояние и взаимная растворимость механизм и скорость реакции тепловой эффект реакции…

1 группа умений определять, сравнивать ОЭО элементов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева умение определять степень окисления элементов в соединениях умение подсчитывать количество смещенных электронов умение уравнивать число электронов между окислителем и восстановителем умение расставлять коэффициенты в уравнениях реакций 2 группа умений умение предсказывать направление смещения электронов умение отличать окислитель от восстановителя, окисление от восстановления умение распознавать окислительно- восстановительные реакции умение объяснять сущность окислительно- восстановительных реакций умение предсказывать окислительно- восстановительные функции атомов и ионов.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ предварительная поэтапная отработка элементарных операций постепенное их усложнение и «свертывание» применение системы усложняющихся упражнений на определение степени окисления, на распознавание процессов окисления и восстановления, на подсчет числа электронов и лишь затем на расстановку коэффициентов использование алгоритмического предписания как некоторый ориентир действий при расстановке коэффициентов

способы подбора коэффициентов в ОВР поэлементныйэлектронного балансаэлектронно-ионных схемметод полуреакций

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ 1 ГРУППЫ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ 2 ГРУППЫ Какой из элементов имеет большую электроотрицательность: Р или S? К какому элементу смещены электроны в соединении Н:Сl? Определите степень окисления каждого элемента в соединениях: а) N 2, N 2 O, NO 2,N 2 O 3, NH 3 б) NaNO 2, Ca(NO 3 ) 2, Cr(NO 3 ) 3, ВаМnO 4, Ва(МnO 4 ) 2. Изменится ли степень окисления при переходе от а)Сl 2 NaCl; б) FeCl 3 FeCl 2 ? Какой процесс происходит: окисление или восстановление? В данных переходах определите число электронов, приобретаемых или отдаваемых элементом, укажите процесс (окисление или восстановление): б) S 0 … SO 4 ; б) 2Cl - Cl 2 Пот данным схемам превращения веществ составьте схему перехода электронов для элементов у которых изменяются степени окисления: а) HNO 3 NO; б) NaClO 3 NaCl; в) ZnS SO2 г) NaClO 3 O2 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ 1 ГРУППЫ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ 2 ГРУППЫ Какой из элементов имеет большую электроотрицательность: Р или S? К какому элементу смещены электроны в соединении Н:Сl? Определите степень окисления каждого элемента в соединениях: а) N 2, N 2 O, NO 2,N 2 O 3, NH 3 б) NaNO 2, Ca(NO 3 ) 2, Cr(NO 3 ) 3, ВаМnO 4, Ва(МnO 4 ) 2. Изменится ли степень окисления при переходе от а)Сl 2 NaCl; б) FeCl 3 FeCl 2 ? Какой процесс происходит: окисление или восстановление? В данных переходах определите число электронов, приобретаемых или отдаваемых элементом, укажите процесс (окисление или восстановление): б) S 0 … SO 4 ; б) 2Cl - Cl 2 По данным схемам превращения веществ составьте схему перехода электронов для элементов у которых изменяются степени окисления: а) HNO 3 NO; б) NaClO 3 NaCl; в) ZnS SO2 г) NaClO 3 O2

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ 1 ГРУППЫ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ 2 ГРУППЫ По данным схемам составьте схемы электронного баланса и уравнения окислительно- восстановительных реакций: MnO2 + HCl Cl2 + MnCl2 + H2O Из данного перечня выберите уравнения ОВР и укажите их тип: а) РСl5 +H2O H3PO4 +HCl; б) NaNO3 NaNO2 +O2; в)NO2 +SO2 SO3+NO К схемам реакций составьте электронный баланс, указав окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Расставьте коэффициенты. а) Cu(NO3)2 CuO +NO2 +O2; б) NO2 +NO N2O3 Найдите и исправьте ошибки в следующих схемах: а) Al +HNO3 Al(NO3)3 + H2O; б) MnO2 +H2SO4 MnSO4 +SO2 + H2O; в) Fe2O3 +HNO3 Fe(NO3)3 +NO +H2O Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель. а) Fe SO4 + KMnO4 +… … + MnSO4 +… +H2O; б) NaNO 2 + KMnO 4 + …. ….+ ….+ K 2 SO 4 +…

18 Причины затруднений в решении задач на вывод формулы вещества некорректное оформление; решение не математическим путем, а методом перебора; неверно составленная общая формула вещества; ошибки в уравнении реакции с участием вещества, записанного в общем виде.

Формулы, связывающие количество вещества с массой и объёмом n = m/M; m = nM n = V/ V m ; V = nV m Формулы, связывающие плотность вещества с объёмом и массой, молярным объёмом и массой ρ = m/V = nM/nV m = M/V m ; M = ρ V m

Важнейшие формулы, необходимые для вычисления массовой доли элемента в соединении n * Ar(Э) w(Э) (в %) = *100%, Mr (вещества) Молярной массы вещества по известной относительной плотности его паров по другому веществу D B (A) = M(A)/M(B) M(A) = D B (A). M(B)

Статистика ответов на задания части С ( учебный год)

Результаты государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников IX классов (за 3 года) Учебный год Кол-во уч-ся в классе, изучающих данный п редмет (всего) Кол-во уч-ся, выбравших предмет Результаты на «5»на «4»на «3» на «2» Кол-во % % % %

Результаты единого государственного экзамена по химии (за 3 года) Учебный год Кол-во уч-ся в классе, изучающих данный предмет (всего) Кол-во уч-ся, выбравших предмет Результаты Средний балл Преодолели минимальный порог (36 баллов) Не преодолели минимальный порог (36 баллов) Мин. балл по ОУ МБОУ «СОШ20 с УИОП» Макс. балл по ОУ МБОУ «СОШ20 с УИОП» , ,

24 Желаю всем творческих успехов! «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» К.Д. Ушинский