Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор МГППУ, ведущий научный сотрудник ПИ РАО n_shumakova@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Advertisements

Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Одарённость детей Старший воспитатель Полохова В.Ю. Тангуй 2014.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
"Условия успешной работы с одаренными детьми". Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
1 Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В.
Работа с одаренными детьми Диброва Светлана Федоровна МОУ СОШ 5 Кореновский район Краснодарский край.
Одаренные дети Каусова Нурия Кубашовна. : Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
«Потребность выполнить себя» (Гегель). Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2015/ 2016.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких.
Из опыта работы с одаренными детьми учителя высшей квалификационной категории Евлаховой Ольги Вячеславовны. МОУ СОШ 74 г. Воронежа.
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Задатками называются анатомо - физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей.
Транксрипт:

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор МГППУ, ведущий научный сотрудник ПИ РАО

Цивилизационный слом Дело не в том, что в процессе исторического развития детства к нему прибавляется еще один временной отрезок, а в том, что и бывшие ранее отрезки качественно изменяются». «Детство не только удлиняется, но и качественно изменяет как структуру, так и особенности всех своих стадий. …стадии, находящиеся «внизу», в каждую новую историческую эпоху существенно преобразуют свои психологические черты, роль в процессе целостного … развития детей… Дело не в том, что в процессе исторического развития детства к нему прибавляется еще один временной отрезок, а в том, что и бывшие ранее отрезки качественно изменяются». Д.Б.Эльконин

Скорость удвоения информации 1750 лет 1750 лет 1900 (150 лет) 1900 (150 лет) 1950 (50 лет) 1950 (50 лет) В 2000 году цикл удвоения – 5 лет В 2000 году цикл удвоения – 5 лет В период с 2001 по 2011 гг. информация удваивается раз в полгода В период с 2001 по 2011 гг. информация удваивается раз в полгода

Эволюция представлений Одарённый ребёнок – ребёнок с выдающимися интеллектуальными способностями. Одарённый ребёнок – ребёнок с выдающимися интеллектуальными способностями. Одарённость IQ Одарённость IQ Одаренный ребёнок – ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Льюис Терман Интроверсия Нон-конформизм Социальная изоляция Менее счастливы Предпочитают быть с другими, но переносят одиночество легче, чем обычные дети Хотят иметь друзей, но не нуждаются в них очень сильно 2025% высокоодаренных имеют социальные и эмоциальные проблемы (в 2 раза выше среднего показателя) Наиболее успешные из испытуемых Термана, в подростковом возрасте были самыми несчастными

Триада Дж. Рензулли Joseph S. Renzulli University of Connecticut Board of Trustees Distinguished Professor Doctor of Laws

Три компонента одаренности (2010) Опережающее развитие Способность маршировать в такт «своему барабанщику» Стремление совершенство- ваться

Структура общей одаренности (исследование Е.И.Щеблановой) Основные факторы: интеллект творческое мышление познавательная мотивация (исследовательская мотивация и надежда на успех) мотивации избегания (боязнь неудачи и тревожность) самооценка (общая и академическая) регуляция деятельности.

Структура общей одаренности в 1 классе ИС и ТС – учительские оценки способностей 1, 2, 3, 4 – KFT-баллы Ор – оригинальность Р – разработанность НУ – надежда на успех БН – боязнь неудачи ТА – творческая активность ОТ и ЭТ – общая и экзаменационная тревожность, НМ – нарушения мышления при стрессе

Структура общей одаренности в 5 классе

Структура общей одаренности в 9 классе

Выводы одаренность развивается в течение всей жизни талант не является стабильной характеристикой, он может возрастать и убывать на протяжении всей жизни под влиянием образования, особого учительского интереса к ребенку, семейной стабильности, социального окружения …

Саванты Типы талантов у савантов Изобразительное искусство Музыка Счёт

Рисунки «савантов» Надя, 5 лет Леонардо да Винчи

Запись процесса рисования (2 минуты)

Характеристики Высокие способности в 1 или более сферах Уровень развития способностей не просто высокий по сравнению с другими способностями, а абсолютно высокий (уровень одаренного человека) Умственно отсталые (IQ=40-70, не выше) Часто аутисты, 4:1 соотношение М : Ж Сильные социальные трудности, отсутствие привязанности к другим людям, скудная речь, ригидные, высокие vs способности Хорошо решают субтесты «Складывание кубиков» и «Сборка объекта»

Особенности одарённости, проявляемые в рисунках младших школьников Художественно одарённые дети стремятся воплощать образы, близкие к реальной жизни. Их рисунки отличаются законченностью, плавностью линий, многоцветностью, эмоциональной выразительностью. Интеллектуально одарённые школьники часто выбирают фантастические сюжеты, оторванные от реальности, быстро переходя от одной детали к другой.

Исследование креативности детей 7-8 лет с разными видами одаренности Художественно одарённые «Осьминог» «медуза» «рыба» «дельфин» «юбка с лентами» «парик» «кит» «пенёк с корнями» Интеллектуально одарённые «Толстая морковка» «космический корабль» «кастрюля, из которой идёт пар» «метеорит летит через атмосферу» « гриб, у которого не доросло плодовое дерево» « мороженное в стаканчике» «электричество из трубы»

Континуум обычные одаренные с атипичным развитием

Выводы Талант может проявляться специфически необходимо расширить понятие одаренности. Талант может проявляться специфически необходимо расширить понятие одаренности. Существуют неуспешные в академической сфере одаренные дети. Существуют неуспешные в академической сфере одаренные дети.

Воспитание Природа Родители, побуждающие детей к занятиям, создают богатую для развития окружающую среду. При наличии достаточной энергии и преданности делу со стороны родителей, не так сложно воспитать из ребенка вундеркинда. Скрипачи мирового класса тренируются в 2 раза больше, нежели те, кто стал учителем музыки. Родители могут создавать богатую окружающую среду в ответ на высокий уровень способностей ребенка. Соотношение между количеством тренировок и достижениями не исключает возможность того, что врожденный талант необходим для усердного труда. Усердный труд при отсутствии таланта не приведет к высоким достижениям.

Одаренность и талант: новый взгляд расширение понятия, специфичность таланта расширение понятия, специфичность таланта признание существования неуспешных в академической сфере одаренных детей признание существования неуспешных в академической сфере одаренных детей одаренность развивается в течение всей жизни одаренность развивается в течение всей жизни талант не является стабильной характеристикой, он может возрастать и убывать на протяжении всей жизни под влиянием образования, особого учительского интереса к ребенку, семейной стабильности, социального окружения талант не является стабильной характеристикой, он может возрастать и убывать на протяжении всей жизни под влиянием образования, особого учительского интереса к ребенку, семейной стабильности, социального окружения … если талант не реализуется, то это связано не с тем, что он исчез, а с тем, что исчезло стремление к совершенствованию, потребность в его развитии. если талант не реализуется, то это связано не с тем, что он исчез, а с тем, что исчезло стремление к совершенствованию, потребность в его развитии.

Спасибо за внимание!