1 ФАС России и закупки Габестро Сергей Владиленович, Член Генерального и Координационного Совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Организация общественного контроля и работа экспертов при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд Сухадольский Георгий Александрович,
Advertisements

Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Общественное обсуждение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд.
1 АО ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (АО «КОРПОРАЦИЯ «МСП») Мероприятия, направленные на увеличение доли закупок.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» Создана в соответствии с Федеральным законом от г. 145-ФЗ «О Государственной компании.
Администрация города Волгодонска Тема семинара: « Нарушения, выявленные в ходе проверок за II полугодие 2015 года »
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Опыт Пермской ТПП в реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения.
Медведева Светлана Станиславовна Управляющий партнер ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» 8 (495)
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
ПЕРЕХОД НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ. Сферы регулирования 1 94-ФЗ: Размещение Контроль 44-ФЗ (КС): Планирование Контроль Размещение Исполнение Мониторинг Аудит.
Разъяснения основных изменений в законе «О Контрактной системе….»
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
Нормативно-правовое регулирование работы заказчиков на официальном сайте Порядок работы с 1 октября 2012 года.
Организация закупочной деятельности государственными образовательными учреждениями.
Реализация контрольных полномочий в части контроля в сфере закупок и внутреннего государственного финансового контроля в отношении муниципальных образований.
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
Транксрипт:

1 ФАС России и закупки Габестро Сергей Владиленович, Член Генерального и Координационного Совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Москва,

2 Мониторинг миллиардных госзакупок экспертами НАИЗ 2013 г г.

3 Общественное обсуждение гос./мун. закупок на сумму свыше 1 млрд. руб. (Поручение Правительства РФ от АД-П ) Изменения в КД – в единичных случаях (~5%) Обсуждения на ООС: Практика: Чаще обсуждают ТЗ, реже - документацию. Много «сорных» сообщений, направленных на отвлечение от спорных моментов. 65% БЕЗ сутевых комментариев (есть только объявления о слушании, публикации протоколов) 37% с комментариями участников обсуждения Варианты обсуждений: после опубликования извещения (ПП Пр-ва РФ АД-П ) до официального опубликования (г.Москва) Важно: Кто принимает участие? Какая квалификация? Зачем? Чем стимулирован?

4 Взаимодействие ФАС и НАИЗ Пример взаимодействия НАИЗ и ФАС: ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства», аукцион на повышение уровня обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения ( извещения ). Выдано предписание об устранении нарушений. Проверка общественными экспертами закупки на ООС Выдача замечаний заказчику через спец-форум ООС, участие в очных слушаниях Если заказчик не реагирует Передача материалов в ФАС России

5 Предлагаемые решения 1.Сместить общ.обсуждение закупки на этап, предшествующий официальной публикации извещения {примечание: в 44-ФЗ – начиная с этапа планирования}. 2.Профессионализация и стимулирование общественной экспертизы (применять гранты; госзаказчикам привлекать экспертные организации в т.ч. к формированию и обсуждению закупочной документации и др.) 3.Обязать ведомства отчитываться перед Экспертными/общественными советами (ЭС/ОС Открытого правительства, ЭС/ОС при ФОИВах, региональными ЭС/ОС) по итогам общественного обсуждения на форуме ООС. 4.Распространить общественный контроль закупок на иные этапы закупочного цикла (вплоть до исполнения договора).

6 ОЭСР Руководство по борьбе со сговором на торгах при осуществлении государственных закупок (Guidelines for Fighting Bid Rigging in Public Procurement), 2009 Присоединение России к ОЭСР планируется в период гг. Соискатели не должны знать точного числа и контакты других соискателей. Используйте максимальную анонимность всего закупочного процесса. Требуйте, чтобы соискатели с самого начала сообщали, намерены ли они использовать субподрядчиков, для недопущения манипуляций с заявками и раздела прибыли. Требуйте, чтобы соискатели раскрывали информацию о любых своих контактах с конкурентами. Подумайте, не следует ли обязать соискателей подписать Свидетельство независимого составления заявки Введите внутренние процедуры, обязывающие должностных лиц сообщать антимонопольным органам о подозрительных высказываниях или действиях, в дополнение к группе внутреннего аудита и счетной комиссии агентства по закупкам, и рассмотрите вопрос о том, как мотивировать должностных лиц на такие поступки... Целесообразно заблаговременно подготовиться к применению требований ОЭСР

7 Изменения в КОАП по 223-ФЗ Позитив Понуждение к исполнению 223-ФЗ тех заказчиков, которые его нарушают Однако Вводится 28 видов новых штрафов, большая часть из которых – за мелкие нарушения, не имеющие общественной опасности и не ущемляющие ничьих интересов (просрочки на 2 дня в размещения положения о закупке, информации о размещенных заказах и т.д.) Это потребует огромных затрат на администрирование со стороны ФАС и возбуждению тысяч мелких дел (субъектов 223-ФЗ – от 200 до 400 тыс.) Это противоречит стратегии ФАС концентрироваться на крупных, значимых для конкуренции делах Кроме того, есть противоречия постановлению Конституционного суда от о соразмерности наказания – за неразмещение на сайте информации о закупке предлагается штраф в 500 тыс. руб. У многих субъектов 223-ФЗ годовая выручка сопоставима с этой суммой дублируются штрафы на компании и должностные лица

8 Предложения НАИЗ по штрафам за нарушения 223-ФЗ 1.Предусмотреть институт предупреждения. Штрафовать только после второго предупреждения. 2.Не штрафовать должностных лиц, они должны повергаться мерам дисциплинарного воздействия внутри компаний. 3.Не штрафовать за просрочку размещения информации о закупке, изменений в положение о закупке, сведений о заключенных договорах на 2 дня. 4.Ввести дифференциацию штрафов в зависимости от оборота компании или объема закупки. 5.Ввести пошлину за подачу жалобы, чтобы отсечь недобросовестных жалобщиков.

9 По ст.17, 18.1 Закона 135-ФЗ Проблема: ФАС может возбудить дело и приостановить любые торги, включая закупку офисной мебели малым бизнесом. Примеры дел, возбужденных ФАС по закупкам частных компаний: ООО «ПАУК» ООО «Северо-Западная Логистическая Компания» ООО «ТК Ядринский» ООО «Национальный винный терминал» ИП Ленский В.Б. ИП Войко С.И. ЗАО «Прогресс-Лизинг» Решение: вывести торги частного сектора из-под антимонопольного контроля и оставить антимонопольные требования только в отношении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ

10 Мониторинг систем закупок Мероприятие ДК по конкуренции Ключевое событие/результат Срок Вид документа Исполнитель 5.2. Создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности сформированы свод "лучших" и "худших" закупочных практик и механизм распространения "лучших" практик июнь 2013 г. решение Правительствен­ ной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринима­тельства Минэкономразвития России с участием общероссийских общественных организаций предпринимателей Дистанционный рейтинг качества управления закупочной деятельностью государственных корпораций и компаний с государственным участием был разработан и проведен рейтинговым агентством «Эксперт РА» по заказу НАИЗ. Методика рейтинга разрабатывалась при участии более 20 экспертов и топ-менеджеров. На проект методики получены заключения Счетной палаты, Федерального казначейства, Генеральной прокуратуры, Федеральной службы государственной статистики и Управления делами Президента РФ. КомпанияРейтинговый класс 1ГК «Росатом» Компании с высоким качеством управления закупочной деятельностью 2ОАО «РусГидро» 3ОАО ФСК ЕЭС 4ОАО «Холдинг МРСК» 5ОАО РЖД Компании с удовлетворительным качеством управления закупочной деятельностью 6 ОАО «Газпром» и Группа «Газпром» 7ОАО «Ростелеком» 8АК АЛРОСА 9ФГУП «Почта России» Компании с приемлемым качеством управления закупочной деятельностью ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники» 12АК «Транснефть» Итоги первого рейтинга 16 крупнейших по размеру выручки госкорпораций и компаний с госучастием (объемы их закупок в 2012 году превысили 3,5 трлн руб): ОАО «Совкомфлот», ОАО «Аэрофлот», ОАО НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Зарубежнефть» не оценивались, поскольку не опубликовали на ООС годовые планы закупок на 2012 год.

11 «Латиница» и иные искажения информации о закупке Автоматической выборкой выявлено 12,5 тыс закупок с искажениями По итогам ручной проверки 3,5 тыс потенциально «неслучайны» Из них 662 – с одним участником Снижение цены составило 1% вместо 6% «обычных» Выявлены примеры регулярных «связок» одних и тех же поставщиков Способы искажений: «латиница» – замена кириллических букв на аналогичные по написанию латинские. Например, «окон» и «окoн»; опечатки и грамматические ошибки – использование опечаток, а также грамматических ошибок, в том числе, в ключевых словах. Например, «поставка мсяо (гавядина)» или «поставку автамобиля»; отсутствие ключевых слов – в наименовании закупки используются только общие слова, не позволяющие однозначно определить предмет закупки. Например, «Лот N15» или «закупка товаров»; замена букв на похожие по написанию цифры – в этом случае буквы «о» и «б» могут заменяться на цифры «0» (ноль) и «6» (шесть). Например, «поставка ме6ели»; использование тире/переноса в корне слова – в этом случае знак тире размещается в корне слова, как при переносе текста по правилам русского языка. Например, «поставка мо-лочных про-дуктов»; разделение букв в составе слова пробелами или иными знаками – в этом случае каждая буква или часть слова отделена от другой пробелом. Например, «работ п о и з г о т о в л е н и ю п р о д у к ц и и (п о л и г р а ф и ч е с к а я)».

12 ТОП-нарушителей (из 662) Поз ици я Название региона Количество выявленных случаев нарушений, ед. 1Республика Дагестан Новосибирская область Санкт- Петербург 70 4Московская область 58 5Москва50 Пози ция Наименование органа Количество выявленных случаев нарушений 1 Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области 60 2 Министерство труда и социального развития Республики Дагестан 28 3 Верховный Суд Республики Башкортостан 21 4 Министерство здравоохранения Республики Дагестан 19 5Департамент здравоохранения города Москвы 17 ТОП регионовТОП министерств Предложение: Использование спец.программ для оперативного контроля руководителем действий непосредственного исполнителя, размещающего заказ. «Перископ» (локально на компьютере пользователя), On-line, ресурс

13 law.naiz.org Основания для разработки Текст НПА Описание проблем реализации норм права Предложение решений проблем в виде авторских версий норма права Рейтингование проблем и авторских версий «Сборка» текста НПА из авторских версий с максимальным рейтингом Экспертное сообщество Протокол Совещания у Министра РФ М.А.Абызова от АМ-П36-10пр (с участием А.М.Лаврова, В.А.Симоненко, Р.Е.Артюхина, В.В.Соловьева, А.Н.Шохина) Методика доработки НПА

14 Работа экспертов Старт – январь 2013г. Проблем: 65 Авторских версий: 25 1.Продление на торгах – не менее чем на 15 дней. 2.Невозможно всегда корректно планировать инновационные закупки на лет. 3.Нецелесообразность размещения сведений о закупке у единственного поставщика. 4.Фактический выход из реестра недобросовестных путем реорганизации (выделения и др.). 5.Возможность присоединения дочерних компаний к Положению материнской (для Холдингов) Топ главных проблем:

15 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Габестро Сергей Владиленович Член генерального и координационного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок, Общественный омбудсмен по закупкам, Присоединяйтесь! Руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам госзакупок и госинвестиций, Генеральный директор ООО «Фабрикант.ру»

16 ДОПОЛНИТЕЛЬНО

17 УТВЕРЖДЕН распоряжением Пр-ва РФ от р План мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в РФ Мероприятие Ключевое событие/результат Срок Вид документа Исполнитель 5. Развитие конкуренции при осуществлении закупок формирование механизма общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок с 2014 года проводятся общественные обсуждения закупок на этапе их планирования и определения поставщиков май 2014 г. постановление Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России с участием общероссийских общественных организаций предпринимателей создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности сформированы свод "лучших" и "худших" закупочных практик и механизм распространения "лучших" практик июнь 2013 г. решение Правительствен­ной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринима­ тельства Минэкономразвития России с участием общероссийских общественных организаций предпринимателей введение аудита эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд аудит за конечным результатом государственных и муниципальных закупок включен в компетенцию Счетной палаты Российской Федерации январь 2014 г. федеральный закон Минэкономразвития России внедрение механизма предотвращения конфликта интересов в сфере государственных закупок и муниципальных закупок установление ограничений на аффилированность поставщиков, членов комиссий по осуществлению закупок и экспертов январь 2014 г. федеральный законМинэкономразвития России