ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» Институт непрерывного образования ПетрГУ Современные модели повышения квалификации научно-педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-методическое сопровождение перехода образовательных организаций г. Москвы на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего.
Advertisements

Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
О работе методического совета в учебном году Уровневая подготовка в КГТУ Задачи по разработке основных образовательных программ по ФГОС ВПО.
Информационная культура преподавателя вуза: проблемы определения и становления Дорощук Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Дударева Ольга Борисовна группа 9 Модуль 1. Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы Задание.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Новые формы обучения в клинической ординатуре, аспирантуре ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России. Организация учебно - производственных комплексов с ДЗ Приморского.
Первые шаги реализации деятельности стажировочной площадки по организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Школа социального развития.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
«Создание в лицее условий для реализации основной образовательной программы в рамках введения ФГОС»
Проект Единое информационно- образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения как условие обеспечения современного качества образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
Модернизация системы повышения квалификации специалистов сферы образования как следствие реализации приоритетного национального проекта «Образование» Кеспиков.
Ученый совет ТИЭИ 24 июня 2014 года Первый проректор – проректор по учебно- методической работе В.В.Соколов 1.
Транксрипт:

ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» Институт непрерывного образования ПетрГУ Современные модели повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов

Сложившаяся система повышения квалификации НПР вузов Факультеты/центры повышения квалификации ППС на базе вузов Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (в от 24 апреля; 402 от 15 мая) 72-часовые программы / 1 раз в пять лет Ограниченная тематика программ Инновационные программы за внебюджет вуза

ограниченное количество программ повышения квалификации НПР, их низкая вариативность, слабая преемственность, и, как следствие, трудности в выстраивании маршрутов непрерывного научно- педагогического образования; ограниченность содержания программ, отсутствие достаточного количества программ в области научно-исследовательской, инновационной деятельности; образовательного менеджмента и др.; ограниченное количество образовательных технологий, применяемых при организации обучения НПР; отсутствие кадров для разработки и реализации программ повышения квалификации НПР; низкая мотивация НПР к обучению в системе ДПО вузов; низкая вовлеченность НПР в формирование заказа на программы повышения квалификации и др. Основные противоречия

Новые социально-экономические условия и требования профессиональное развитие кадров как механизм управления главным ресурсом вуза; повышение квалификации НПР как механизм решения тактических и стратегических задач; обновление законодательной базы ДПО: повышение квалификации 1 раз в 3 года, модульные курсы, компетенции, проф стандарты и др.

Основные групп профессиональных компетенций современного преподавателя психолого-педагогические компетенции, в том числе в области проектирования образовательных программ, проектов, образовательных технологий и др.; теории и методики работы со студентами, с взрослым населением, с одаренными и талантливыми студентами, со школьниками и др.; информационно-коммуникационные компетенции, в том числе в области дистанционного, электронного обучения, электронного документооборота; управления образовательной деятельностью обучающегося на основе информационно-коммуникационных технологий; исследовательские компетенции в предметной области (освоение нового инструментария научных исследований и разработок), в области образования (овладение инструментами исследования процесса и результатов профессионально-педагогической, образовательной деятельности); компетенции, связанные с защитой интеллектуальной собственности, организацией исследовательской деятельности и др.; «проектные» компетенции, необходимые для проектной и инновационной деятельности в области науки и образования; правовые компетенции, правовая грамотность в образовательном пространстве, необходимые для проектирования и реализации образовательных программ в условиях ФГОС, ФГТ; предметные компетенции.

Анкетирование «Актуальные направления профессионального развития ППС» (2012 год) Участники: профессорско-преподавательский состав, заведующие кафедрами, деканы факультетов, начальники управлений Вопрос: В развитии каких компетенций из предложенного списка нуждаются НПР: организация образовательного процесса; научная деятельность; инновационная деятельность; проектная деятельность; воспитательная деятельность; профориентационная деятельность; информационно-коммуникационные технологии, электронный документооборот; предметная область.

Организации образовательного процесса Необходимо: 60% респондентов 30% сформулировали заказ на развитие конкретных компетенций, знаний, умений, предложили темы и формы профессионального развития: владение современными образовательными технологиями и методами: применение активных методов обучения; умение проводить практические занятия в интерактивной форме; организация деловых игр (система разработки, организации и проведения деловых игр); использование кейс- технологий в процессе обучения, мультимедийных и современных информационных технологий и методов для активизации процесса обучения; инновационные педагогические технологии; технологии непрерывного образования; владение психологическими особенностями педагогического общения; методологические и методические вопросы использования балльно- рейтинговой системы оценки знаний студентов; составление УМКД, разработка рабочих программ дисциплин по ФГОС; современные информационные системы в образовательном процессе; концепция развития магистратуры в вузе, междисциплинарная кооперация в магистерской программе.

Технологии профориентационной работы Необходимо: 25% респондентов : умение устанавливать контакты, поддерживать связь с образовательными учреждениями региона; готовность работать с выпускниками школ; владение технологиями составления буклетов, презентаций. Воспитательной деятельности в высшей школе Необходимо: 15% респондентов

Проектная деятельность Необходимо: 40% два профессиональных дефицита: владении методологией написания индивидуальных и коллективных заявок в сфере грантово-проектной деятельности; приобретении практического опыта управления проектами. Научно-исследовательская деятельность Необходимо: 60% 30% формулируют запрос: владение методами статистического анализа данных на базе программ SPSS, Statgraphics, Statistica, Mathematica, Maple и др.; разработка и оптимизация современных наукоемких технологий в различных технических областях с учетом экономических и экологических требований; готовность к научной интеграции; методология прикладных исследований в сфере политики; в т.ч. в области организации и поддержки научных исследований: существующие системы и технологии поддержки научных исследований. профессиональные знания и коммуникация на английском языке; оформление научных статей, библиографических ссылок и др.

Основные актуальные направления профессионального развития в области научно-исследовательской деятельности: методология научного исследования; современные методы исследования; интеграция научных исследований; информатизация научной деятельности (информационно- коммуникационное обеспечение научной деятельности); государственная поддержка научной деятельности; правовое обеспечение научно-изобретательной деятельности, коммерциализация результатов научной деятельности; технология подготовки и публикации научных текстов; индекс цитирования, РИНЦ, Web of Science, Scopus и др., импакт- фактор и др. организация научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Информационные и коммуникационные технологии Необходимо: 70% респондентов: умение работать в интегрированных информационно-аналитических системах (ИАИС) управления вузом, с РИНЦ, библиотечными ресурсами и т.п. электронный документооборот; организация электронного архива документов; создание рабочих программ и КИМов в системе дистанционного обучения; создание мультимедийных электронных образовательных ресурсов, ресурсов для дистанционного обучения; работа с интерактивной доской; разработка и исследование методик анализа, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования информационных систем;

Предметные компетенции Необходимо: 50% Другое : Знание иностранных языков

Наивысший интерес: информационные и коммуникационные технологии (70%), образовательный процесс (60%), научная деятельность (60%). «Средний» интерес предметные компетенции (50%), инновационная (40%) и проектная деятельность (40%). Наименьший интерес технологии профориентационной работы (25%), технологии воспитательной деятельности (15%). Подробнее: Игнатович Е.В. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вузов // Современные проблемы науки и образования. – – 1 URL:

Как? 1. Новые механизмы формирования заказа на программы повышения квалификации Заказ государства (Минобрнауки, Роспотребнадзор и др.) Заказ вуза (Ученый совет, ректорат, управления) Заказ структурного подразделения (Факультет/Институт, КАФЕДРА) Индивидуальный / коллективный заказ ППС Подробнее: Коржов С.Т., Игнатович Е.В. Формирование заказа на программы повышения квалификации научно-педагогических кадров вуза // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал – С

2. Институционализация неформального и информального образования проблемные, информационные, инструктивные семинары, инструктивные совещания, тренинги, учебные, образовательные семинары; научные, научно-методические мероприятия; изучение нормативно-методических документов, в т.ч. инструкций, рекомендаций и др.; проектирование ООП, рабочих программ, УМКД, других документов; чтение статей и интервью в области предметной деятельности, методики, педагогики и образования; культурно-образовательные выезды за рубеж с целью обмена опытом (не стажировки); руководство выпускными работами обучающихся, слушателей; подготовка отзывов, рецензий на научные и учебно-исследовательские работы; подготовка научных, методических статей; подготовка учебников, учебных, учебно-методических пособий; выполнение проектов (научных, социально-образовательных), в т.ч. подготовка отчётов по их результатам; исполнение обязанностей, замещение; научный, образовательный, методический, «предметный» консалтинг; разбор кейсов или кейсовых ситуаций вне рамок учебной среды и др.

Формы информального образования: работа в составе советов (ученых, учебно-методических, воспитательных и др.); подготовка к учебным занятиям, разработка заданий для самостоятельной работы студентов; поиск в сети Интернет; чтение информационных писем (приглашения на конференции, курсы и т.п.); спонтанное обсуждение темы, вопроса в профессиональном сообществе; взаимодействие с обучающимися в Интернет-среде (электронная почта, социальная сеть); вопросы, комментарии обучающихся и мн. др. Индивидуальные образовательные программы ППС на 1-3 года Подробнее: Игнатович Е.В. Формы профессионального развития научно- педагогических кадров вуза // Современные проблемы науки и образования. – – 6; URL:

Потенциалы: Развитие стажировок на базе инновационных вузов (весь комплекс компетенций) Участие в работе конференций, он-лайн обсуждений как форма повышения квалификации Постоянно действующий методологический семинар на базе факультетов/ институтов (научно-исследовательская, инновационно-производственная, проектная, предметная деятельность) Конструктор индивидуальных образовательные маршрутов: серии семинаров с приглашением ведущих специалистов Банк инновационных программ ДПО для НПР

Благодарю за внимание! Игнатович Елена Владимировна, к.п.н., доцент в.н.с., заместитель директора Института непрерывного образования ПетрГУ (8142) Электронный журнал Института непрерывного образования ПетрГУ «Непрерывное образование: XXI век» Приглашаем авторов к сотрудничеству! 25 июня 2013 г. презентация первого номер