Экзамены и мониторинги качества образования: роль и место в системе оценки качества образования В.А.Болотов вице-президент РАО, д.п.н. СЕССИЯ 1 Учебный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинги учебных достижений в системе оценки качества образования В.А.Болотов вице-президент РАО Семинар « Мониторинговые исследования и их место в.
Advertisements

Мониторинги и экзамены в системе оценки качества образования В.А.Болотов вице-президент РАО И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО.
Международные сравнительные исследования качества образования В.АБолотов вице-президент РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги образовательных.
Мониторинги учебных достижений Семинар « Актуальные вопросы развития региональной системы оценки качества образования » 5-6 декабря 2013 года, г. Казань.
Мониторинги качества образования: результаты, перспективы и зарубежный опыт Михайлова Елена Александровна, методист ОМКО.
Мониторинги качества образования: перспективы и возможности использования результатов Полянская С.Ю. начальник отдела ЭКО
Место формирующего оценивания в системе ОКО Вальдман И.А. Директор РТЦ ИУО РАО Семинар « Актуальные вопросы организации внутришкольной системы оценки качества.
В.А.Болотов вице-президент РАО И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Российский тренинговый центр Института управления образованием.
Программы оценки учебных достижений В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений.
Использование результатов национальных экзаменов и международных исследований. Опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ.
Представление учебного курса Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для.
Мастер-класс «Проектирование систем оценки качества образования» Международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового.
Российский опыт проведения процедур оценки качества общего образования в международном контексте Высшая школа экономики, Москва, Научный.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
Круглый стол по вопросам оценки качества образования с министром образования и науки Республики Татарстан В.А. Болотов Научный руководитель РТЦ ИУО РАО,
Ключевые аспекты использование результатов оценки на разных уровнях образования. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ 7 Учебный.
О мероприятиях по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, методическом сопровождении новой формы промежуточной аттестации.
Представление учебного курса Вальдман И.А., директор Российского тренингового центра Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика:
И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги учебных достижений: интерпретация и представление.
Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов.
Транксрипт:

Экзамены и мониторинги качества образования: роль и место в системе оценки качества образования В.А.Болотов вице-президент РАО, д.п.н. СЕССИЯ 1 Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги учебных достижений: интерпретация и представление результатов для различных групп пользователей» мая 2013 года, г. Москва

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Виды программ оценки качества учебных достижений Национальные экзамены: предназначение, виды и место в системе ОКО Мониторинги качества образования.

ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.

ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОКО 1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника. 2) Сертификация выпускников (подтверждение завершения обучения). 3) Селекция – отбор для продолжения обучения или получения рабочего места. 4) Оценка деятельности образовательных учреждений. 5) Оценка деятельности образовательных систем. 6) Оценка деятельности национальной образовательной системы.

ВИДЫ ПРОГРАММ ОЦЕНКИ Виды программ оценки Национальные экзамены Оценка на уровне класса Крупномасштабные исследования Национальные мониторинги ВступительныеВыпускные Формирующее оценивание Суммирующее (итоговое) оценивание вопросытесты наблюдения Международные сравнительные исследования

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ Выпускной экзамен Цель: Селекция/отбор для продолжения образования (например, при поступлении в Вуз) Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования? Цель: Сертификация учащихся Как освоил государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Вступительный экзамен

Сингапур. Национальные экзамены Национальные экзамены Экзамен повышенного уровня на получение сертификата о среднем образовании (12-й класс) Оценка на уровне школы Экзамен обычного уровня на получение сертификата о среднем образовании (10-й класс) Оценка на уровне школы Экзамен по окончании начальной школы (6-й класс) Оценка на уровне школы Школьное образование в Сингапуре учащихся учителей 900 директоров и заместителей школ Школы 173 начальные школы (1 – 6 классы) 155 средних школ (1– 4 классы) 13 Начальных колледжей 15 Школ смешанного уровня

Сингапур. Изменение подходов к использованию результатов экзаменов. От …К … Ограниченное использование результатов национальных экзаменов Многовариантные способы оценки школьников. Несмотря на то, что результаты национальных экзаменов остаются важными, всё больше используются и другие инструменты. Пример: Direct School Admission - Secondary (DSA-Sec) – испытание для поступления в среднюю школу (учитывает разные достижения и таланты учащихся). Использование результатов экзаменов для распределения учащихся. Результаты экзаменов используются для поддержки обучения. Пример: Специализированные школы. Оценка на уровне школы имеет тенденцию «подражать» национальным экзаменам. Оценка на уровне школы более целостная и всесторонняя. Пример: Целостная оценка (HAPpe). Школы оцениваются в основном по результатам экзаменов. Школы оцениваются на основании широкого списка критериев. Пример: Модель совершенной школы.

Сингапур. Роль национальных экзаменов Распределение учащихся по наиболее подходящим им образовательным маршрутам Не тестируй, если в этом нет необходимости. Тестировать следует по завершению цикла/ступени обучения.

МОНИТОРИНГИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НООДУ ВОУД

Определение. Мониторинг учебных достижений Мониторинг учебных достижений школьников – это стандартизированная процедура оценки результатов обучения, которая проводится на регулярной основе и имеет своей целью предоставление актуальной для управленцев и педагогов информации относительно уровня знаний и навыков различных групп учащихся, тенденций их изменений и факторов, оказывающих влияние на результаты обучения. ©Российский тренинговый центр ИУО РАО

Виды мониторингов учебных достижений Международные PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS … Межстрановые PASEC (франкоговорящая Африка), SACMEQ (англоговорящая Африка), LLECE (страны Южной Америки) Национальные NAEP (США), SIMCE (Чили), NAPLAN (Австралия), НООДУ (Кыргызстан)… Региональные Оценка на уровне штатов в США и Канаде

Цели и ключевые вопросы Цель: Выяснить, насколько эффективно работает система образования. Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения? Меняются ли результаты со временем?

Характеристика. Главная задача - получение данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным стандартом или учебным планом. Как правило, результаты представляются в обобщённом виде, по группам учащихся.

Характеристика. В рамках Н/РМ изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения. Такая информация необходима для разработки политики на различных уровнях образования. Проводится: 1 раз в 2-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборки или ген. совокупности учащихся определённого возраста, используются тесты и вопросники.

Для чего проводится? Используется как источник информации для принятия решений о выделении ресурсов: - в целом для системы образования (например, на реформирование учебных планов, подготовку педагогических кадров); - некоторым категориям школ в целях ликвидации неравенства (школы в сельской местности, школы в регионах с неблагоприятными социально-экономическими условиями); - отдельно взятым школам (например, в качестве поощрения за высокие результаты, показанные учащимися в ходе тестирования).

ПРИМЕР: NAEP (США) – национальная оценка прогресса образования общенациональная выборка - 4, 8, 12-е классы оцениваются: учебные достижение в ключевых предметных областях (математика, английский язык, социальные науки, экономика, география, история США) инструментарий: тесты достижений и анкеты периодичность: не реже 1 раза в два года получатели информации: местные сообщества, политики, представители системы образования, широкая общественность Результаты NAEP публикуются в национальном докладе (The Nation's Report Card), представляющем широкой общественности информацию об академических достижениях американских школьников –

ПРИМЕР: NAPLAN (Австралия) National Assessment Program – Literacy and Numeracy (NAPLAN) – национальная программа оценки учебных достижений для учащихся 3, 5, 7 и 9 классов. Проводится ежегодно и отслеживает прогресс каждого учащегося. NAPLAN проверяет знание и навыки по 4 областям – чтение, письмо, правила языка (грамматика, пунктуация, орфография) и математические навыки.

ПРИМЕР: Национальная программа оценки качества образования SIMCE Программа действует с 1988 года Используются стандартизированные тесты по математике, испанскому языку и естественным наукам. Базируется на национальном учебном плане. Целевые группы: учащиеся 4, 8 и 10 классов. Участвуют все учащиеся и школы. Закреплена в законе об образовании. Управляется Министерством образования.

Пользователи результатов Политики и общественные деятели Управленцы системы образования Разработчики стандартов Авторы учебников Представители системы повышения квалификации Методические службы Специалисты по педагогическим измерениям Исследователи Родители СМИ

Международные сравнительные исследования качества образования

ЗАЧЕМ УЧАСТВОВАТЬ В МСИ? 1.Высокое научное и техническое качество проводимых исследований и вследствие этого высокое доверие к их результатам. Страны используют результаты международных исследований для реформирования системы образования. 2. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами. 3.Международные исследования способствуют обеспечению качества проведения национальных исследований в области образования

ЧТО ДАЁТ РОССИИ УЧАСТИЕ В МСИ? Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в стране и ее относительном положении в мировой системе образования с учетом международных представлений о качестве образования. Аналитический материал о требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов, создавать новые учебники, а также обновлять программы повышения квалификации учителей.

ЧТО ДАЁТ РОССИИ УЧАСТИЕ В МСИ? Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать в России систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов. Активное участие России в международных исследованиях и привлечение специалистов из разных организаций и практически всех субъектов РФ способствовало распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения мониторинговых исследований.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В МСИ В РОССИИ Комплексное использование результатов проводимых международных исследований для принятия управленческих решений. Проведение параллельно с международными исследованиями общероссийских мониторинговых исследований на тех же выборках учащихся. Проведение дополнительных углублённых исследований.

Что может дать нашим странам и регионам участие в совместном исследовании качества образования? Давайте обсудим вместе

Опыт Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана Национальные мониторинги Международ. срав. исследов. БелоруссияЕжегодный компл. мониторинг 4, 9, 11_ КазахстанВОУД, 9 ВОУД для выпускников вузов PISA, TIMSS КыргызстанНООДУ, 4 и 8PISA ТаджикистанНач. Школа, 2009_ Россиянач. школа (разработка), ширмашPISA, TIMSS, PIRLS, ICCS АрменияHAAS, BAASPISA, TIMSS

Основные отличия экзаменов и мониторингов ХарактеристикиНациональные мониторинги Экзамены ЦельОценка работы системы, выработка политики и мониторинг тенденций Сертификация и отбор ПериодичностьРаз в 2-5 лет по конкретному предмету Ежегодно Продолжительность 1-2 дняДо нескольких недель УчастникиВыборка или все ученики данного класса или возраста Все участники Охват учебного плана Ограничивается несколькими предметами Охватывает несколько предметов

Основные отличия экзаменов и мониторингов ХарактеристикиНациональные мониторинги Экзамены ФорматОбычно тест с множест. выбором и кратким ответом Обычно эссе и тест с множест. выбором Сбор доп. информации Обычно да, анкетыРедко Влияние на уч. процесс НезначительноеСильное (обучение под тест) Возможные последствия Низкие ставкиВысокие ставки Мониторинг тенденций ДаНет

Другие виды мониторингов Мониторинги социализации Мониторинги здоровья Мониторинг информационной открытости ОУ Ведомственные - для оценки хода реализации национальных приоритетов (например, КПМО) Мониторинг уровня воспитанности Мониторинг горячего питания Мониторинг по заработной плате учителя и средней в регионе …

Ваши вопросы