Анализ экономической политики в условиях перехода к «зеленой» экономике Майкл А. Трублад, Доктор экономических наук Директор отдела экономического развития,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
Advertisements

Переход к «зеленой» экономике в Казахстане Булат К. Есекин Руководитель рабочей группы «Зеленый Мост», Внештатный советник Министра ООС РК.
Сотрудничество и взаимодействие для улучшения окружающей среды в Центральной Азии – деятельность РЭЦЦА Конференция высокого уровня ЕС и ЦА по вопросам.
Программа «Бедность и Окружающая Среда» ПРООН Таджикистана Абдувалиев А., Рабиева Т – консультанты БОС ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И БЕДНОСТИ.
Тематическая область и межотраслевые стратегии – изменение климата Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 года Ташкент, Узбекистан.
1 Рабочее совещание ЕАОС/ЕЭКООН по основным показателям состояния окружающей среды для стран ВЕКЦА июля 2003, Санкт-Петербург Набор основных показателей:
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
Изменение климата: политика и приоритеты Федеральное Министерство Окружающей Среды, Германия Региональное и двустороннее сотрудничество с Центрально-азиатскими.
Область деятельности и межотраслевые стратегии – Деградация земельных ресурсов Семинар ГЭФ для стран-членов Восточная Европа 22 – 24 марта 2011 г. Киев,
Внедрение Системы Эколого- экономического Учета (СЭЭУ) Питер Харпер Председатель Комитет экспертов ООН по эколого-экономическому учету Семинар высокого.
1 Министерство экономики Кыргызской Республики Бишкек Концепция разработки Стратегия развития горнодобывающей отрасли Кыргызстана Концепция разработки.
1 Стратегия развития страны ( гг.) и инициатива в области бедности и окружающей среды. ПРООН-ЮНЕП Стратегия развития страны ( гг.) и инициатива.
Technical University of Denmark UNEP RISØ CENTRE Смягчение последствий изменения климата, устойчивое развитие и политические инструменты Кирстен Халснэс.
Этот проект финансируется Европейским Союзом РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Создание приемлемых условий для коммерциализации науки и технологий Джил.
Опыт развития сельских территорий и управления проблемными регионами в Германии Харальд Хоппе, Министерство инфраструктуры и сельского хозяйства, Федеральная.
Соглашение по реализации Межрегиональной Программы «Зеленый Мост» как основа для Зеленой Экономики Булат К. Есекин, независимый эксперт IV Астанинский.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
Современные проблемы развития экономики и окружающей среды Калабаева Тамара, доцент Международной Академии Бизнеса г.Алматы, Казахстан.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Транксрипт:

Анализ экономической политики в условиях перехода к «зеленой» экономике Майкл А. Трублад, Доктор экономических наук Директор отдела экономического развития, Миссия USAID в странах Центральной Азии Семинар по «зеленой» экономике Астана, 10 сентября 2013г.

Содержание презентации Концепции и определения Передовой опыт и уроки, извлеченные другими странами Политика США и исследования 2

Концепции, определения и обоснование, относящиеся к «зеленой» экономике 3

Определения «Зеленой» экономики Существует множество определений «зеленой» экономики Рабочее определение ЮНЕП : Это то, что приводит к улучшению благосостояния человека и к социальной справедливости, при значительном снижении экологических рисков и экологического дефицита. В своем простейшем выражении, «зеленую» экономику можно рассматривать как то, что предполагает низкое содержание углерода, с эффективным использованием ресурсов и включением социального аспекта. 4

Ключевые аспекты «зеленой» экономики Экономика Окружающая среда Социальный аспект Три столпа устойчивого развития 5

Элементы «зеленой» экономики Низкое содержание углеродов Высокая эффективность конечного использования Низкоуглеродные источники энергии Рациональное использование природных ресурсов Вода, леса, биоразнообразие, почва Устойчивость к изменению климата Улучшенные экологические практики Переработка отходов, качество воздуха и воды на местах Польза для всего населения Город и село 6

Для чего нужен рост «зеленой» экономики в целом? Сохранение природных ресурсов для будущих поколений Результаты моделирования показывают более высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе, чем традиционные («коричневые») пути роста Создание больше рабочих мест в долгосрочной перспективе 7

Для чего нужен рост «зеленой» экономики в частности? Высокая товарная зависимость в Центральной Азии В настоящее время цены высокие, но могут снизиться в будущем Возможность «скачка» технологий и избежание блокировки в старых «коричневых» технологиях Возможность планировать новые разработки и площадки, используя эффективные конструкции 8

Неэффективное использование энергии в Центральной Азии Источник: Всемирный Банк, Показатели мирового развития 9 OECD average

Проблема диверсификации 10

Реальные цены на сырьевые товары подвержены значительным длительным колебаниям Цены корректируются с учетом инфляции 11

Передовой опыт и уроки, извлеченные другими странами 12

Обзор экономической политики «Один размер не подходит для всех» «Необходим набор политических инструментов» (ОБСЕ 2011) «Сочетание необходимых политических инструментов, в том числе ценовая политика, нормы и правила, общественное производство и прямые инвестиции, создание и распространение информации, образование и этическое воздействие, промышленная и инновационная политика» (Всемирный Банк (2012) 13

Шесть инструментов экономической политики по созданию «зеленой» экономики Интернационализация (внешность) Стимулирование Институциональное развитие Инвестиции Информация Присоединение Источник: ООН, Руководство по зеленой экономике - выпуск 3 (2012) 14

Некоторые общие инструменты политики Налог на «плохую» экономику Рыночные механизмы, например, «торговля выбросами» (инструмент экологической политики по предохранению от выбросов) Правила Комплексное планирование Инвестиции – Исследования & развитие – Инфраструктура – Человеческий капитал – Природные ресурсы 15

Принципы позитивной национальной стратегии устойчивого развития (NSDS)* Политика интеграции Принятие во внимание временных сроков для всех поколений Проведение глубокого анализа и оценок Координация между правительственными учреждениями и институтами по развитию Привлечение местных и региональных органов власти Поощрение участия заинтересованных сторон Разработка показателей и целей Мониторинг и оценка исполнения * 106 стран завершили NSDS по состоянию на 2009 (ООН 2012) 16

Положительные примеры недавних стратегий NSDS (позитивной национальной стратегии) устойчивого развития Приведено из Руководство ООН по «зеленой» экономике - выпуск 3 (2012) 17

Стратегия и технология «Зеленой» горнодобывающей промышленности

Примеры программ по «Зеленой» горнодобывающей промышленности Канада – «Зеленая» горнодобывающая инициатива (ЗГИ) Запущена в 2009 с вовлечением Министерства природных ресурсов Канады, горнодобывающих компаний, университетов, федеральных и местных правительств и неправительственных организаций Сформулированная цель: «ЗГИ нацелена на развитие инновационных энерго-эффективных технологий, необходимых для добычи с сохранением только чистой воды, ландшафтов и реабилитацией здоровых экосистем.» Финляндия – «Зеленая» программа по горной добыче Текеса Текес = Финское агентство по финансированию технологий и инноваций Имеет аналогичные программы по «зеленой» горно добывающей промышленности на сумму 78 млн. долларов США С участием правительства, промышленных предприятий и университетов Источник: Министерство природных ресурсов Канады, «Зеленая» горнодобывающая инициатива, 2013; and Keskenin, K, Tekes Green Mining Program, Power Point presentation, April 2013.

Обзор «Зеленой» Горнодобывающей программы Канады (ЗГИ) Уменьшение отходов –Новые методы добычи и переработки для уменьшения объема отходов и количества загрязнений Инновации в области управления отходами –Оценка и разработка экономически эффективного / экологически обоснованного регулирования отходами и альтернативные технологий обработки Управление рисками экосистем –Изучение улучшенных инструментов для оценки и смягчения воздействий на окружающую среду / рисков Закрытие и реабилитация месторождений –Разработка и применение вариантов мелиорация месторождений, их закрытие и долгосрочный мониторинг

Основные пункты Финской «Зеленой» горнодобывающей программы Поддержка сырья и энерго-эффективность –Меньшее использование энергии в процессе –Меньшее количество пустых пород и отходов –Меньшее использование и сбрасывание воды Гарантия доступности минеральных ресурсов для будущих поколений –Новые запасы руды –Передовые технологии разведки –дробильно-сортировочное оборудование для низких сортов Сведение к минимуму неблагоприятных экологических и социальных последствий –Сокращения воздействия на окружающую среду и выбросов –Учет интересов заинтересованных сторон Обеспечение устойчивого использования земель после закрытия месторождений –Одновременный запуск плана по закрытию месторождения с планом по разработке месторождения, который регулярно обновляется в течении всего срока службы месторождения

Примеры «Зеленой» Горнодобывающих технологий Энергоэффективная фрагментация пустых пород –Плазменная технология с использованием взрывных ударных волн Улучшение водных «практик» –Обработка и повторное использование низких загрязненных процессов –Снижение потребления свежей воды путем пересмотра практик управления водными ресурсами на месторождении, включая использование новых методик уплотнения. Инновационный менеджмент отходов –Профилактика и обработка связанных с кислотностью повреждений, минимизация и переработка отходов и развитие альтернативного устранения отходов Контроль вентиляции –(В процессе исследования) - Обеспечение нужного количества воздуха только тогда, когда это необходимо в режиме реального времени, что может значительно сократить потребность в энергии или позволит увеличить производство

Благодарю за внимание! Более подробную информацию можно найти на 23

Политика США и исследовательский опыт 24

Опыт США Различные уровни власти имеют разные полномочия: – Федеральный уровень: регулирование, предоставляют субсидии штатам, платформы, стандарты, данные, исследования – Уровень штата: планирование, регулирование, налогообложение, образование – Местный уровень: «где шина встречается с дорогой» Разработка и осуществление политики может идти как сверху вниз и так и снизу вверх Штаты могут выступать в качестве лабораторий для инновационной политики Сильный акцент как на обязательные, так и добровольные меры 25

Экономическая теория США часто идет впереди экономической политики Существует несколько примеров: – Налоги на загрязнение – 1920 (Pigou) Загрязняющий платит (усвоение внешнего загрязнения ) Не имели место до 1960-х годов – Зеленый учет ВВП (1980 и 1990) – Зеленые измерения производительности (1980 и 1990) – Торговля разрешениями / ограничения выбросов и торговли (1980 и 1990) – Измерение эффективности с совместного производства товаров и вредных продуктов Данные очень ограничены, зачастую дороги для приобретения – Экономические агентства, такие как BEA (Министерство торговли) и ERS (Отдел сельского хозяйства) продвигают методы исследования 26

Штаты как лаборатории для «зеленой» политики Рассмотрим пример в Калифорнии* – Закон штата Калифорния по качеству Окружающей Среды(CEQA) – 1970 После разлива нефти в Санта-Барбаре – Повышение альтернативных источников энергии в течении десятилетий Включающие фермы с ветряными мельницами – Несколько стратегий по содействию чистому воздуху (следующий слайд) – Закон AB32 (2006) Приведет к сокращению парниковых выбросов в 2020 г. до уровня 1990 г. Внедрение системы по торговле выбросами Cap and Trade(вторая крупнейшая система после ЕС) Производители загрязнений должны уменьшить свои выбросы штатов следуют этому закону для того, чтобы промышленность избежала «лоскутные» правила * Если бы Калифорния была бы отдельной страной, то она заняла бы 12 место в мире по ВВП. 27

Калифорния и загрязнение воздуха Давайте изучим некоторые уроки Лос-Анджелеса, штат Калифорния -Качество воздуха в Лос-Анджелесе является одним из самых быстро улучшающихся в США 28