Педагогика текста: от метафоры до технологии Татьяна Гелиевна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совместный проект Фонда поддержки образования образовательного центра «Участие» и «Школьной лиги Роснано» Технологии успешного обучения Образовательная.
Advertisements

1 Буева Ирина Ивановна, Буева Ирина Ивановна, заведующая кафедрой педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
LOGO Тенденции в инновационной деятельности учителя Иванова Ольга Анатольевна- д.п.н., профессор.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Тема : Повышение уровня компетентности и профессионального мастерства педагогов - основное условие модернизации системы музыкального образования Методическое.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Проект программы для младшего школьного возраста.
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» (Ян Амос Каменский «Великая.
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
ММО классных руководителей г.о.Химки 18 декабря 2014 года Руководитель ШМО классных руководителей МБОУ Гимназия 9 г.о.Химки Нагаева Любовь Николаевна Тема.
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
Представление мини-проекта: «»Мониторинг и оценка внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения ФГОС ООО»
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
© Чистяков Ю.А., РЦРО, 2013 г.. Самоуправление - это То же, что автономия (Автономия - право самостоятельного осуществления государственной власти или.
Транксрипт:

Педагогика текста: от метафоры до технологии Татьяна Гелиевна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

«Спроси у ЯНДЕКСА» Педагогика Текст Педагогика текста 7

1. Педагогика текста. Попытка определения. 2. Ракурс семиотического решения (коллективная монография 3. Опыт «инсайта и погружения» (проблемное поле конференций)

Педагогика текста научная метафора, позволяющая рассматривать текст в качестве самостоятельного носителя педагогических функций. Обучающая Развивающая Воспитывающая

Текст знаковая реальность разнообразной природы выражения, предполагающая возможность понимания интерпретации трансформации смысла и образа

Чтение – как социально- педагогический феномен.

Текст. Читатель. Социум. Феномен текста в современном педагогическом дискурсе мультимодальность нелинейность культурная амбивалентность

Мультимодальность текста использование звукового, визуального и тактильного способа передачи информации

Виды интеллекта по Г.Гарднеру Лингвистический Музыкальный Логико-математический Пространственный Телесно- кинестетический Внутриличностный Межличностный Интеллект естествоиспытателя Экзистенциальный

Педагогика текста. Опыт семиотического решения Вербальный текст Математический текст Визуальный текст

Педагогика текста. Опыт семиотического решения Акустический текст Текст ощущений Текст исследования

Педагогика текста. Опыт семиотического решения Текст общения Текст самопознания Текст экзистенции

Нелинейность гипертекстуальность интерактивность текстуальная продуктивность

Культурная амбивалентность ориентация содержания на межкультурную коммуникацию мужского и женского культурных начал культуры отцов и детей элитарной и массовой культуры национальных культур различных типов когнитивной культуры.

Текст. Читатель. Социум. в зоне особого педагогического внимания digital kids дети мигрантов семьи с низким уровнем жизни читатели – мальчики дети с особыми нуждами

Текст. Читатель. Социум. контекст информального образования читателя свободная познавательная деятельность без определенной структуры и целенаправленного характера спонтанно реализуется за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно- образовательной среде общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д. образовательный потенциал социума

Педагогика текста Опыт «инсайта и погружения» (проблемное поле конференций)

Открытое образование новое качество образования, ориентация на жизнь в открытом и меняющемся мире диалог средство созидания ценность эмоционально окрашенных событий образование как средство личностной самореализации и достижения социального успеха

Первый опыт

Проблемное поле 1) Художественный текст 2) Публицистический (научно-популярный) текст 3) Текст учебника 4) Невербальный текст 5) Текст в новом информационном пространстве

Проблемное поле Феномен NBICS: Нанотехнологии Nanotechnology; Биотехнологии Biotechnology; Информационные технологии Information technology; Когнитивные технологии Cognitive science; Социо-гуманитарные технологии Socio- humanitarian technology.

Педагогическая идеология конференции Дети. Игра. Наука. Стратегия опережения. ….. и, наконец, чтобы быть великим, не обязательно быть очень серьезным

Третья научно-практическая конференция Открытое образование. Педагогика текста Будем исходить из предположения, что код и шифр – это практически синонимы. «Передайте мне коды, пароли, явки…». Знать код – это условие для раскрытия смысла. Язык (по Ю.Лотману) это код + его история. Опасно, если «код» не раскрывают, а взламывают, так можно нарушить ход истории. Коты как природные интуитивисты легко раскрывают любые сложные ситуации и конструкции. Мы будем говорить о серьезном, не забывая, что «юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно».

Проблемное поле. Код. знание культурного кода дает доступ к смыслам эпохи диалог (по Ю.Лотману) плодотворен только тогда, когда каждый из его субъектов пользуется разными культурными кодами какой из путей в сложившейся культурной ситуации мы выбираем: возвращение к старым смыслам или культурную редукцию? какими чертами обладает язык нашей эпохи и что входит в наш культурный код? возможен ли в качестве культурного кода конкретный текст?

Проблемное поле. Кот :) Кот Котофеич Кот в сапогах Кот ученый... Чеширский кот Кот Бегемот Кот Матроскин Кот Леопольд Кот Базилио а также для Кошка, которая гуляла сама по себе

Четвертая научно-практическая конференция «Открытое образование. Педагогика текста. Актуальное чтение «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению».

Проблемное поле Может ли чтение рассматриваться как фактор формирования идентичности личности? нации? Возможен ли национальный «читательский канон» в современной ситуации развития России? Как изменилось молодежное чтение в связи с появлением и развитием сети Интернет? Представляет ли опасность «синдром Дон Кихота»? (Чтение как фактор риска ухода из реального мира.) Есть ли у взрослого поколения действенные инструменты влияния на молодежное чтение? Каковы преимущества и риски осуществления проекта «100 книг по истории, культуре и литературе народов России

Пятая научно-практическая конференция

«Коль не пороть мальчуганов, прощать баловство или грубость, Как же, позвольте спросить, молодежь мы тогда воспитаем?..» И.В.Гете. «Рейнеке-лис» Какова роль чтения в поиске ценностных и смысловых ориентиров? Как педагогу найти правильную интонацию в разговоре со школьниками о смыслах и ценностях? На какие тексты при этом стоит опираться? Возможно ли образование/воспитание вне текста?

«Бросьте латынь, говорите по-нашему – будет понятней…» И.В.Гете. «Рейнеке-лис» Каков должен быть современный текст, способный сыграть роль транслятора ценностей? Можно ли найти в классических текстах школьной программы смыслы, созвучные современному ребенку, или ценностно - смысловой разрыв безнадежно велик? Чем может быть опасен предлагаемый в школе текст?

«Лжи его, впрочем, поверили все – и он снова свободно Мог отправляться без всякого спроса, куда бы ни вздумал». И.В.Гете. «Рейнеке-лис» На какие смыслы и цели опирается современная школа, формируя ценности нового поколения? Принимаем ли мы смыслы и ценности, предлагаемые ФГОСом в качестве общенациональных? Если Незнайка был прав («Правду и сочинять нечего, она и так есть»), то можно ли воспитывать на основе художественных текстов (fiction)?

«…Вам приходилось Где-нибудь видеть подобных детей, отвратительных, злобных?» И.В.Гете. «Рейнеке-лис» Кто или что формирует смыслы и ценности современной молодежи? Как использовать демонизированные или идеализированные образы молодежи в воспитательно-образовательных целях? Что пишут молодые о себе сами (литература молодых последних лет)? Возможно ли педагогическое использование этого потенциала?

Книга, "идущая вам в руки", как говорили старые книготорговцы…