Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественная культура эпохи Возрождения Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась.
Advertisements

Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Основные проблемы философии.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Западноевропейская философия в культуре Нового времени. Основные духовные ориентиры в культуре Нового.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Гуманизм Определение Возникновение Объект Предмет Задачи Цели.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс",
Гуманисты. Что такое гуманизм ?
РЫЦАРИ РЫЦАРИ Средневековыегорода Почему в средневековье система новых ценностей возникла в городах?
Предмет и задачи философии Предмет философии Историзм философии Методологическая и мировоззренческая функции философии.
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Проблемы теории диалектики. Эпистемология.
Философия эпохи Возрождения воспевает человека как творца мира и самого себя
Автор: Райшина Татьяна Валентиновна п. Целинный 2009 МОУ «Целинная СОШ.
Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего? Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в. * Свобода в деятельности человека.
Термин «Возрождение» Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по- итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности,
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия политики.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «СВОБОДА» и «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» КАК ОСНОВА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ. Сницарь Наталья Апполинарьевна – учитель истории МБОУ «Кокинской основной.
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: История философии как история самосознания человеческой культуры.
Транксрипт:

Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации

Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях философии Ренессанса и Реформации.

План лекции: 1. Предпосылки возникновения основных идей философии эпохи Возрождения. 2. Философская проблематика эпохи Ренессанса.

1-й проблемный вопрос: Каковы причины, породившие дух философии эпохи Возрождения?

Ослабление власти инквизиции; Возрождение к античности, духа исследователя; Гуманизм, человек провозглашается высшей ценностью (антропоцентризм); Великие географические открытия; Оживление светских настроений, куртуазность; Расцвет искусства, науки; Реформаторство (Мартин Лютер).

2-й проблемный вопрос: Философский смысл слов Мирандолы: «Не даем мы тебе, о Адам, ни твоего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению» «Речь о достоинстве человека»

Человек в эпоху Возрождения уже не уповает только на Божью благодать, но считает, что многое в его жизни зависит от его собственных усилий. Бог создал вещи мира, но человеческое общество не продукт Божьей воли, а результат де­ятельности людей. Философия Ренессанса воспринимается более как натурфилосо­фия, т.е. как философия природы. Широко распространяется идея пантеизма «Бог во всем». Бог как бы сливается с природой, а при­рода тем самым обожествляется. Но при этом Бог утрачивает свой трансцендентный характер, т.е. Он уже не «вне» Своего творения, а растворен в Нем. Появляется идея «прометеизма», согласно которой человек явля­ется сотворцом, сотрудником Бога. Антропоцентризм. Каждый человек является прежде всего лич­ностью, индивидуальностью, для которой характерны не только ду­ховные потребности, но и телесные. Человек должен жить на земле не только заботой о будущей загробной жизни, но и о жизни настоя­щей, не только уповать на Бога, но своими собственными действия­ми изменять мир вокруг себя. Принципиальное равенство всех людей. Выдающимся достижением гуманистической мысли была идея о том, что любая человеческая личность должна определяться только через ее личные заслуги и до­стижения, а не по благородству ее рода или принадлежности к тому или иному сословию. Свобода воли. Гуманисты считали, что Бог наделил человека спо­собностью «действовать и познавать», а потому человек в мире дол­жен вести себя активно. Именно свободная воля выделяет человека из животного мира и сближает его с Богом. Бог признается творцом всего сущего, а человек творцом цивилизации и культуры.

Литература Основная: 1. Философия медицины. Учебник для медицинских вузов под редакцией Шевченко Ю.Л. М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004 Дополнительная: 1.Антология мировой философии. В 4 т. М., Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., История диалектики XV-XVIII вв. М., История философии в кратком изложении. М., Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., Контрольные вопросы (обратная связь). Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое? Действительно ли главным принципом возрожденческой философии является антропоцентризм? Каковы философские истоки ренессанского гуманизма?