ТЕМА 1. "История психологии как наука" Курс "История психологии" выход С о с т а в и т е л ь: к.пс.н. Нагоев Б.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
Advertisements

Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Транксрипт:

ТЕМА 1. "История психологии как наука" Курс "История психологии" выход С о с т а в и т е л ь: к.пс.н. Нагоев Б.Б.

2 ТЕМА 1: "История психологии как наука" Вопросы темы: 1.Предмет истории психологии. 2.Периоды в исследовании истории психологии. 3.Понятие парадигмы. Периоды развития науки. 4.Методы истории психологии. 5.Задачи истории психологии. Основные понятия темы Творческие задания (для самостоятельной подготовки) Примерная тематика рефератов Литература выход

3 ВОПРОС 1. Предмет истории психологии История психологии – это область знаний, исследующая историю развития представлений, теорий, практик направленных на человека. Как научное знание история психологии возникла не очень давно. История науки выступает как "самосознание" науки. Без этого у науки нет движения вперед, развития познания, оно обречено "топтаться на месте". История психологии - "самосознание" психологии как науки. История психологии - это одновременно и психология, и история идей. Рассмотрение истории психологии зависит от того, кто ее пишет: психолог или нет. выход

4 ВОПРОС 1. Предмет истории психологии Психология как и любая научная деятельность развивается в системе взаимодействия ряда факторов: 1.Социальные факторы 1.Социальные факторы. Наука не функционирует изолированно от общества. Все научные проблемы, идеи, теории и т.д. зарождаются и преобразуются под воздействием социальной практики, материальных потребностей общества, производства (алхимия появилась потому, что люди хотели получить золото из других, более дешевых материалов). С каждой эпохой менялась жизнь людей и отношение к человеку - это обуславливало продвижение психологического знания (сравните учение Гиппократа о темпераментах и современное предстваление о типах ВНД); выход

5 ВОПРОС 1. Предмет истории психологии Факторы развития науки (продолжение): 2.Предметно-логические факторы. Развитие научного знания определяется не только зависимостью от общества. Она также в свою очередь влияет на общество, так как у нее свой строй и логика развития. Речь идет о смене структур научного мышления. Та или иная структура мышления создает определенное видение, под углом зрения которого воспринимаются, затем, объясняются те или иные факты (если в прошлом одним из распространенных методом мотивации в учении было телесное наказание, то теперь в современной педагогике наказание считается недопустимым); выход

6 ВОПРОС 1. Предмет истории психологии Факторы развития науки (продолжение): 3.Личностно-психологические факторы. Важным аспектом научного познания является личность самого ученого. Деятельность ученого, как и любая другая несет на себе отпечаток субъекта ее осуществляющего: цели, потребности, мотивы, и т.д. Г. Гельмгольц: "… было бы не справедливо говорить, что сознательной целью моих работ являлось с самого начала благо человечества. На самом деле меня толкало вперед неодолимое стремление к знанию" выход

7 ВОПРОС 2. Периоды в исследовании истории психологии периодов Можно выделить ряд периодов повышенного интереса к истории психологии. 1.Конец XIX - начало XX века В этот период выходят первые труды по истории психологии ( Бретт Д. "История психологии" - 4 тома, гг. ) Это время характеризуется формированием научной психологии. Появляются первые обобщения. Основной тезис: "История психологии имеет короткую историю, но долгую предысторию". выход

8 ВОПРОС 2. Периоды в исследовании истории психологии В этот период делается вывод: элементы психологического знания были в разных науках и в определенный момент они фокусируются в одну науку - научную психологию. выход

9 ВОПРОС 2. Периоды в исследовании истории психологии 2.конец 20-х - начало 30-х гг. Появляются отдельные течения в психологии. Э. Боринг: "психология это экспериментальная наука" ("Экспериментальная психология" г.). Следовательно, то, что пользуется экспериментом, есть наука - все остальное остается предпосылками (не наука). выход

10 ВОПРОС 2. Периоды в исследовании истории психологии Существует много предпосылок, но они дают не одно направление (1 ствол), а несколько направлений. неопозитивизм Развивается неопозитивизм - философская доктрина: попытка обоснования научности познания. Выдвигаются предположения о том, что развитие психики подчинено единым законам. выход

11 ВОПРОС 2. Периоды в исследовании истории психологии гг. ХХ века. На Западе неопозитивизм сходит со сцены. Идет отказ от мнения о единых законах развития психики. Т. Кун: рассматривает науки как сообщества эволюционирующие в конкуренции друг с другом ("Структура научных революций" г.). К концу 80-х годов под давлением критики теория Т.Куна была потеснена. выход

12 ВОПРОС 3. Понятие парадигмы. Периоды развития науки Существует некий общий порядок решения научных задач - парадигма. "Парадигма - это система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период." Если есть понятия, единый язык - такая наука парадигмальная. Для каждой науки характерна одна парадигма (или несколько). выход

13 ВОПРОС 3. Понятие парадигмы. Периоды развития науки допарадигмальный период Науки проходят нечто вроде эволюции, когда науки конкурируют за парадигмальность. Это - допарадигмальный период (период эволюции). В итоге побеждает только одна наука. парадигмальный период Побеждает та наука, которая может объяснить большее количество фактов. Тогда наступает парадигмальный период (наука называется парадигмальной). послепарадигмальный период С течением времени идет накопление некоторого количества фактов, при объяснении которых наука начинает испытывать трудности (или вовсе не может объяснить их). Тогда наступает послепарадигмальный период - нет единой парадигмы, появляются новые науки "претенденты". Так длится некоторое время пока не победит одна наука, и тогда все повторяется вновь. выход

14 ВОПРОС 4. Методы истории психологии Специфика истории психологии в том, что она не изучает историю научного знания только для того, чтобы составить хронологию его формирования. Важным моментом является вопрос о производстве этого знания как это происходило, почему это происходило именно в то время, именно в этом месте, именно таким способом, а не иначе. Знать это крайне важно, так как ученый не имеет права тратить время и силы на открытие давно известного и уж тем более выдавать старые факты и идеи за новые. Для этого используются различные средства. выход

15 ВОПРОС 4. Методы истории психологии Историческая рефлексия ученого Историческая рефлексия ученого. Любой ученый, какой бы проблемой он не занимался, всегда опирается на уже известные факты. Поэтому наука, научный труд - труд коллективный, предполагающий кооперацию усилий ученого не только с современниками, но и предшественниками. А кооперация с предшественниками и означает не что иное, как общение с прошлым, с теми, кто прежде вкладывал энергию в познание данного объекта. выход

16 ВОПРОС 4. Методы истории психологии Предрефлексивный уровень. Исследуя проблему, ученый может специально не интересоваться тем, "что было сделано до него". Но уже использование имеющихся знаний подталкивает его к тому, что бы "иметь дело с прошлым". Ученому приходится выбирать "точку отсчета" в своем исследовании, решать с чего начать. А это выбор. Выбор, начиная с теоретических подходов, методов исследования и т.д. Чем он обусловлен? Тем как преломились предшествующие знания в сознании ученого, а иногда и на бессознательном уровне. выход

17 ВОПРОС 4. Методы истории психологии Рефлексия при обращении к "истории вопроса". Социальная миссия ученого - быть генератором новых истин. Поэтому он должен задавать себе вопрос о том, кто в прошлом изучал эту проблему. Ответив на этот вопрос, он сможет говорить о новизне своего собственного вклада в развитие знания. выход

18 ВОПРОС 4. Методы истории психологии Творческий диалог с прошлым. Интерес к прошлым воззрениям, идеям, теориям не ограничивается только желанием "не повторяться". Важно также знать, как они появлялись, к чему они приводили: двигали науку вперед или тормозили, уводили на ложный путь познания. Такой интерес к прошлому позволяет наметить перспективные пути исследования уже в современности. Зачастую, именно творческий диалог с прошлым позволяет найти выход из кризисной ситуации. выход

19 ВОПРОС 5. Задачи истории психологии Задача истории психологии - реконструировать закономерную связь былых деяний, смысл которых состоял в производстве научного знания о психике. какблагодаря чему Только тогда, когда историческое исследование выяснит, как были достигнуты те или иные результаты, благодаря чему возникло новое знание, оно приобретает достоинство научного. выход

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Конец лекции выход

21 Основные понятия темы Предмет истории психологии Методы истории психологии Персонализм Контекстуализм Историческая рефлексия ученого Рефлексия при обращении к "истории вопроса" Творческий диалог с прошлым Историография психологии Факторы становления психологии как науки Парадигма Допарадигмальная наука Парадигмальная наука Постпарадигмальная наука Непарадигмальная наука выход

22 Творческие задания Варианты заданий в рамка системы зачетных единиц (з.е.): Составить таблицу (схему) этапов развития психологии с древнейших времен – (0,2 з.е.) Составить кроссворд (по данной теме) – (0,3 з.е.) Составить блок из контрольных вопросов (по данной теме) –(0,3 з.е.) выход

23 Примерная тематика рефератов (докладов, сообщений) Подготовить реферат (доклад, сообщение) на тему: "История психологии – как самосознание психологической науки" "Методы истории психологии" "Значение парадигмы в развитии науки" выход

24 Литература Основная Основная: Ждан А.Н. Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. – М.: Изд-во МГУ, Марцинковская Т.Д. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, Ярошевский М.Г. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, Ярошевский М.Г. Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Мысль, выход

25 Литература Дополнительная Дополнительная: Кун Т. Кун Т. Структура научных революций. - М., Петровский А.В.Ярошевский М.Г. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: в 2-х кн. - Ростов-на-Дону, Якунин В.Я. Якунин В.Я. История психологии. - СПб., выход