Актуальность. «Загадки представляют большую ценность, т.к. развивают мышление, воображение, сообразительность. Расширяют кругозор, развивают речь, любознательность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития интеллектуальных способностей дошкольников через систему развивающих игр Разработчики технологии: педагог – психолог Ушакова И.Н. воспитатель.
Advertisements

Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы» МДОУ « Центр развития ребенка – детский.
Творческий отчёт по теме: «Умственное развитие дошкольниками средствами природы» Целовальникова Марина Дмитриевна Место работы: Муниципальное дошкольное.
Земля наш общий дом
«Развитие у детей словесно-логического мышления посредством занимательного игрового материала»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым д/с «Золушка» Город, в котором я живу Подготовил воспитатель Крушельницкая.
Научно-исследовательский проект Влияние игр, упражнений и занятий на развитие словесно-логического мышления дошкольников.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
МКОУ Елизаровская ООШ Дошкольная группа. Цель: - заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развивать желание больше узнать о каком-либо.
Проект « Игра всерьез » Воспитатель Прокопьева Анна Геннадьевна 1 квалификационная категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
МДОУ «Суксунский детский сад «Колокольчик» Автор: Чугина Ю.В. воспитатель.
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
- содержание экологического воспитания; - способы его реализации (методы, приёмы, технологии); - организацию и управление.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Проект «Зимушка- зима» Старшая группа «Улыбка» Воспитатели: Малина В.А Михайлова Г.П.
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Обобщение педагогического опыта учителя истории, МХК и обществознания Одинцовской гимназии 11 Елены Леонидовны Бессараб.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтынжарская средняя общеобразовательная школа имени Курмангазы Сагырбаева» дошкольное образование.
ПРОЕКТ: Автор: Геращенко С.Г. Учитель Мокро- Гашунской CОШ 7.
Тема: «Использование проектного метода как способа организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Транксрипт:

Актуальность. «Загадки представляют большую ценность, т.к. развивают мышление, воображение, сообразительность. Расширяют кругозор, развивают речь, любознательность. Тренируют память, внимание. Загадка, являясь одной из форм устного народного творчества, приобщает детей к истокам русской культуры, закладывает основу любви к своему народу» Гипотеза. «Если я смогу в течение года заинтересовать, пробудить желание отгадывать загадки, разработаю систему подходов, то к концу учебного года дети с удовольствием будут использовать загадки в свободной и учебной деятельности. Если систематически упражнять детей в отгадывании загадок, то к концу года у детей разовьется творческое отношение к учебной деятельности».

Цель. Разработать систему подходов, способствующих формированию познавательной активности у ребенка, посредством загадки. Задачи. 1. Определить этапы работы. 2. Создать условия для формирования познавательной активности у детей. Срок. 1 год. Объект. Раздел НОД «ЛОГИКА». Предмет. Механизм подачи материала в НОД по логике.

Этапы работы. Подготовительный: 1. постановка цели; 2. изучение теории и опыта работы других педагогов; 3. разработка диагностического инструментария; 4. анализ развивающей среды; 5. планирование содержания работы. Практический: 1. создание развивающей среды; 2. разработка содержания по теме и практическая работа по ней. Аналитический: 1. анализ данных диагностик. 2. сравнительный анализ полученных результатов. 3. вывод. Критерии ожидаемых результатов: 1. Улучшение качества обучения, динамика развития логического мышления. 2. высокий уровень подготовки детей к обучению в школе.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН сентябрь САМООБРАЗОВАНИЕ ознакомление с разделом «ЛОГИКА» М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Ю.Т. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Консультация психолога «Развитие мыслительных операций». РАБОТА С ДЕТЬМИ Беседа «Откуда пришла загадка?» Словесные игры «На что похоже», «Придумай сравнение», «Найди сходство и различие». Входная диагностика. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Знакомство с задачами раздела «Логика» (на родительском собрании). РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Анализ развивающей среды.

октябрь САМООБРАЗОВАНИЕ Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». Консультация преподавателя – филолога «Особенности обучения отгадыванию загадок». В.И. Цыбульник «Игры для детей». РАБОТА С ДЕТЬМИ Составление плана коррекционной работы. НОД с использованием описательной загадки (мебель, посуда). Словесные игры» Пара к паре», Узнай предмет по описанию», «Я начну, а ты закончи» (человек, который водит машину это...). РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Тематический стенд «Загадка и её роль в развитии детей». РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Картотека описательных загадок. Дидактическая игра «Профессии». Книга «Загадки разных народов».

ноябрь САМООБРАЗОВАНИЕ Д.И. Садовников «Загадки русского народа». Просмотр НОД по развитию речи в подготовительной группе. РАБОТА С ДЕТЬМИ НОД с использованием описательной загадки (овощи, фрукты). Словесные игры «Что бывает...(кислым, горьким, холодным), «Что я назвала лишнее», «Слова – близнецы». РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальная консультация «Игровые упражнения на классификацию и обобщение». РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Книга «Азбука в загадках» Дидактическая игра «Ассоциации» Анализ развивающей среды на других возрастных группах

декабрь САМООБРАЗОВАНИЕ Е.В. Федорова «Интеллектуальные игры для развития мышления». Изучение опыта работы С.М. Даниленко «Развитие умственных способностей в учебной деятельности детей старшего возраста». РАБОТА С ДЕТЬМИ НОД с использованием описательной загадки (звери). Словесные игры «Узнай по описанию», «Поиск общего», «Скажи наоборот». Вечер загадок. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Показ НОД по разделу «Логика». РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Книга «Загадки о животных». Дидактическая игра «Дары природы» (классификация)

январь САМООБРАЗОВАНИЕ Н.В. Ёлкина, Тарабарина «1000 загадок». Л.Е. Стрельцова «Литература и фантазия». Т.И. Гризик «Знакомим детей с окружающим миром и развиваем речь» РАБОТА С ДЕТЬМИ НОД с использованием описательной загадки (птицы, насекомые). Словесные игры «Объяснялки», «Сыщик» (поиск предметов по заданному признаку). КВН Игра «Юные натуралисты». РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Папка-передвижка «Игры на досуге, чтоб не знали скуки». Домашнее задание «Поиск интересных сведений о животных». РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Дидактическая игра «На что похоже».

февраль САМООБРАЗОВАНИЕ Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников». О.В. Пуляевская «Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению» РАБОТА С ДЕТЬМИ НОД с использованием моделирования загадки; загадки, основанные на отрицательном сравнении. Вечер загадок (явления природы). Викторина «Самый умный». РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Показ КВН Домашнее задание «Придумай сравнение». РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Дидактическая игра «Моделирование загадки» Книга «Загадки о природе».

март САМООБРАЗОВАНИЕ Л.М. Житникова «Учите детей запоминать». Посещение НОД по развитию речи (с использованием загадок РАБОТА С ДЕТЬМИ Составление загадок по заданной модели. Словесные игры «На что похоже», «Сочинялки». Составление ребусов. Викторина «Умники и умницы». Беседа «Школьные принадлежности». РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Домашнее задание «Поиск интересных загадок». РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Книга «Устное народное творчество».

апрель САМООБРАЗОВАНИЕ Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» РАБОТА С ДЕТЬМИ НОД, с использованием образных загадок (человек). Диагностика. Конкурс загадок. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Практикум для родителей «Мой ребенок и я - выдумщики». Домашнее задание «Составь кроссворд. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Книга «Загадки детям». Картотека ребусов. Картотека загадок, придуманных детьми.

май САМООБРАЗОВАНИЕ Т.Т. Ляшко «О чем поведает дверной замок» (приемы развития речи). РАБОТА С ДЕТЬМИ Брейн-ринг «В гостях у сказки». Словесная игра «Придумай загадку про...». Викторина для эрудитов. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Домашнее задание «Придумай загадку про животного любой климатической зоны» РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Альбом для рисования «В мире загадок» (сочинения талантливых дошколят).

Диагностика «Готовность детей отгадывать загадки» (начало учебного года) Проводится индивидуально с каждым ребенком. 1. Уровень осведомленности – объем знаний об окружающем мире. Определяются методистом или психологом. Данные результаты используются в диагностики. 2. Уровень воображения – умение уходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, использовать при построении продуктов воображения. Используется игра «Придумай сравнение». а). Еж колючий, как... б). Мяч прыгучий, как... Низкий уровень – ребенок называет одно общепринятое сравнение. Средний уровень – называет 2-3 сравнения. Высокий уровень - называет 4 и более сравнений.

Диагностика «Готовность детей отгадывать загадки» (начало учебного года) 3. Умение выделять существенные признаки предмета или явления. Игра «Найди сходство и различие» а). «Чем похожи яблоко и арбуз?» б). Чем отличается снег от воды?» Низкий уровень – ребенок называет 1-2 признака. Средний уровень – ребенок называет 3-4 признака. Высокий уровень – ребенок называет 5 и более признаков.

Диагностика «Готовность детей отгадывать загадки» (начало учебного года) 4. Умение объяснить и доказывать правильность своих суждений. Детям предлагается отгадать 2 загадки. Что за птица? Спиною зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка, И полоска шарфика. (синичка) Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч) Низкий уровень – ребенок не дает правильного ответа, не дает объяснение своей отгадке. Средний уровень – ребенок не дает правильный ответ, но пытается доказать правильность своих суждений. Высокий уровень – ребенок правильно отгадывает загадку и использует объяснительную, доказательную речь.

Диагностика «Умение отгадывать загадки» (конец учебного года) Проводится индивидуально с каждым ребенком. 1. Уровень осведомленности – объем знаний об окружающем мире. Определяются методистом или психологом. 2. Уровень воображения. Используется загадка. Над тобой, надо мной Пролетел мешок с водой, Наскочил на давний лес, Прохудился и исчез. (туча) Вопрос: «Что за мешок с водой, который может летать»? Низкий уровень – ребенок не может отгадать, о каком явлении идет речь, даже после наводящих вопросов. Средний уровень – ребенок использует различные сравнения для определения характерных признаков, но нуждается в помощи взрослого. Высокий уровень – ребенок самостоятельно строит продукт воображения.

Диагностика «Умение отгадывать загадки» (конец учебного года) 3. Умение выделять существенные признаки предмета или явления. Ребенку предлагается отгадать три вида загадок разной степени сложности. а). В загадке про «рысь» перечисляются существенные признаки объекта: Меньше тигра, больше кошки, Над ушами – кисти-рожки, С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь. б). Загадка про «автобус» представляет совокупность существенных и несущественных признаков: Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем. носит обувь из резины И питается бензином.

Диагностика «Умение отгадывать загадки» (конец учебного года) 3. Умение выделять существенные признаки предмета или явления. в). Загадка про «жука» основана на отрицательном сравнении, где выделение существенных признаков основано на методе исключения: Черен, да не ворон, Рогат, а не бык. С крыльями, а не птица. Низкий уровень – ребенок не может отгадать загадку по перечисленным признакам. Средний уровень – ребенок отгадывает загадку по перечисленным признакам, но не может выделить существенные признаки во второй загадке. В\С уровень – ребенок отгадывает первую и вторую загадки, но не может использовать метод исключения в третьей. Высокий уровень – ребенок самостоятельно выделяет признаки в трех загадках.

Диагностика «Умение отгадывать загадки» (конец учебного года) 4. Умение объяснить и доказывать правильность своих суждений. Низкий уровень – ребенок не аргументирует свою отгадку. Средний уровень – ребенок объясняет ход рассуждений, но при помощи взрослого. Высокий уровень – ребенок уверенно использует приемы отгадывания в доказательной речи. Определяется параллельно, при загадывании загадок (смотри выше). Уровень определяется в каждом виде загадок, потом выводится средний показатель.

«В мире загадок» словотворчество дошколят АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ