www.tempus.org.ua Таврійський національний університет імені В.І.Вернадського 159338-TEMPUS-1-2009-1-LV-TEMPUS-SMHES.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Київський національний університет ім. Тараса Шевченка TEMPUS LV-TEMPUS-SMHES.
Advertisements

Сухумский Государственный Университет, Грузия TEMPUS LV-TEMPUS-SMHES –
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ TEMPUS LV-TEMPUS-SMHES – HESDESPI.
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко TEMPUS LV-TEMPUS-SMHES.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Внедрение стандарта профессиональной деятельности на базе пилотных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью апробации и распространения.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
«Начальное профессиональное образование в условиях перехода на ФГОС третьего поколения» Профессиональное училище 30 г. Ангарск.
Лебедева Е.А. заместитель директора по учебно-производственной работе ОГБОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж»
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Организация рабочих групп по выполнению основных задач проекта TEMPUS IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских ВУЗов»
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Основные направления деятельности Центра развития профессионального образования Республики Татарстан (ЦРПО РТ) 2015 год А.В. Сидоренко, заведующий ЦРПО.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Проблемы, возникающие при разработке и использовании ПС, и пути их преодоления МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ.
Система профессиональных стандартов как основа структуры профессиональных квалификаций Машукова Наталья Дмитриевна директор Центра развития профессиональных.
Транксрипт:

Таврійський національний університет імені В.І.Вернадського TEMPUS LV-TEMPUS-SMHES – HESDESPI Розвиток системи вищої осіти для вдосконалення соціального партнерства з метою підвищення конкурентоспроможності у галузі гуманітарних наук Higher Education System Development for Social Partnership Improvement and Humanity Sciences Competitiveness Андрющенко И.А.

Профессиональный стандарт: европейский опыт «Профессиональный стандарт», или «Стандарт Профессии» в европейских странах - регламентирующий документ сферы образования, который определяет основные минимальные требования к конкретной профессии. Профессиональный стандарт - соглашение между рынком труда и образованием, в котором оговаривается содержание работ, выполняемых в данной профессии.

Профессиональный стандарт: европейский опыт -инициируется отраслевыми объединениями работодателей; -работодатели отвечают на вопрос «Чему учить?» -представители образования – на вопрос «Как учить?» РЕЗУЛЬТАТ: повышение качества профессионального образования (образование ориентировано на рынок труда, содержание образование соответствует ожиданиям работодателей).

Методика формирования проф. стандарта Профессиональный стандарт разрабатывается работодателями. Данная методика эффективно работает в европейских странах как один из важнейших элементов взаимодействия рынка труда и образования.

Методика формирования проф. стандарта Философия методики: только работающий в данной профессии лучше всего может охарактеризовать свои профессиональные обязанности, необходимые знания, умения и навыки; каждую профессию можно эффективно описать, определяя задания, которые необходимо выполнять представителю данной профессии.

Методика формирования проф. стандарта: 1.проведение анкетирования работодателей: результаты анкетирования могут быть использованы при подготовке «круглого стола» с работодателями для обсуждения следующих вопросов: востребованность специалистов (конкретной специальности, направления подготовки) на рынке труда; соответствие качества и содержания образования ожиданиям работодателей; 2. проведение «круглых столов» с работодателями, в ходе которых можно выявить потенциальных экспертов для участия в семинаре по разработке Профессионального стандарта.

Методика формирования проф. стандарта: формирование рабочей группы экспертов (работодателей в данной сфере), которые в присутствии наблюдателей (представителей образования и других заинтересованных сторон) с помощью модератора в течение 2 (3) дней разрабатывают Проф. стандарт.

Методика формирования проф. стандарта: Полученный в ходе семинара документ обсуждается и принимается в его окончательном виде, а затем отправляется на экспертизу, которая может осуществляться работодателями в данной сфере, не принимавшими участие в разработке стандарта.

Структура проф. стандарта: - общее определение трудовой деятельности и места работы; - профессиональные компетенции, - умения, - знания (распределенные по трем уровням: - представление, понимание и применение); - обязанности и задания.

Сертификация модераторов В рамках проекта в мае 2011 года в Риге (Латвия) был проведен 2-недельный семинар по подготовке модераторов из Украины, Молдовы, Грузии и Армении. ЦЕЛЬ: подготовить модераторов для проведения семинаров с работодателями в своих странах по запросам университетов, проф. ассоциаций, других отраслевых объединений и всех заинтересованных сторон.

Сфера применения проф. стандарта: - при разработке учебных планов подготовки специалистов, - переподготовки специалистов и курсов повышения квалификации, - при оценивании учебного плана подготовки специалиста (в процессе лицензирования и аккредитации специальности);

Сфера применения Проф. стандарта -при государственной проверке качества образования (экзамен, дипломная работа, квалификационный экзамен, аттестация и т.д.); -при разработке должностных обязанностей, подготовки интервью для собеседования при отборе персонала, -при оценивании соответствия работника занимаемой должности, а также самооценке работника или студента.

1-2 декабря 2010 года на базе Таврического национального университета им. В. И. Вернадского был проведен семинар по разработке профессионального стандарта «Специалист по управлению социокультурными проектами и программами». Состав рабочей группы был сформирован после проведения круглого стола с работодателями (октябрь 2010 г.) и обработки данных анкетирования. Модератор - Сниедзе Йома (Латвия). Результат: работодателями разработан Проф. стандарт, на основании которого в дальнейшем разработаны новые модули. Опыт разработки и использования Проф. стандарта в Украине

Внедрение проф.стандарта в учебный процесс Профессиональный стандарт как инструмент взаимодействия университета с работодателями позволяет: - своевременно реагировать на актуальные изменения на рынке труда (введение новых курсов, специализаций); - оптимизировать проведение практик (с возможностью дальнейшего трудоустройства);

Внедрение проф.стандарта в учебный процесс - привлекать работодателей к итоговой государственной аттестации выпускников (оценка качества образования); - повышать интерес студентов к обучению (высокий уровень мотивированности в получении знаний и практического опыта); - повышать привлекательность специальности для абитуриентов.

Внедрение проф.стандарта в учебный процесс Полученный в ходе семинара Проф. стандарт активно используется в ТНУ и других университетах – членах консорциума. Напр.: в гг. в учебный процесс подготовки культурологов в ТНУ введены 2 новых учебных модуля (в каждом - 9 дисциплин). Оба модуля – менеджмент культуры, менеджмент этнокультурных проектов – появились в учебном плане как реакция на запрос работодателей, формализованный в Проф. стандарте.

Оценка результатов внедрения Проф.стандарта в учебный процесс - рабочей группой проекта были разработаны анкеты для оценки новых модулей (январь- февраль 2012); - проведено анкетирование студентов по результатам апробации новых модулей (апрель-май 2012); - проведено анкетирование преподавателей (апрель-май 2012); - европейскими экспертами проекта проанализированы результаты анкетирования(см. Итоговую публикацию).

Рекомендации по внедрению Проф. стандартов: 1. П.с. должны стать нормативными документами, имеющими официальный статус; 2. П.с. должны охватывать профессиональные роли от начального уровня до уровня профессионала высокой квалификации (управленца, руководителя в данной сфере); 3. П.с. должны разрабатываться работодателями в данной отрасли; возможен также «облегченный», но менее эффективный, на наш взгляд, вариант – совместные семинары для работодателей и представителей образования для разработки ПС;

Рекомендации по внедрению Проф. стандартов: 4. Разработка П.с. должна предшествовать разработке учебного плана подготовки специалиста; функции и ответственность должна быть разделена между социальными партнерами следующим образом: работодатель как реальный участник рынка труда наиболее эффективен в разработке ПС и оценке качества подготовки специалиста (квалификационные экзамены, практики и т.д.), представители образования наиболее эффективны в разработке учебного плана, содержания подготовки специалистов, методик формирования навыков, умений, знаний, компетенций;

Рекомендации по внедрению Проф. стандартов: 5. П.с. должны периодически обновляться с помощью проведения повторных семинаров; цель: избежать «неповоротливости» вузовского или др. образования (рынок меняется быстрее, чем содержание образования); 6. П.с. должны стать основой для итоговой оценки качества образования, в которой активное участие должны принимать работодатели; 7. Форма и структура П.с.как документа должна быть обсуждена в экспертном сообществе; в результате должна быть принята единая форма этого документа.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Контактная информация: Андрющенко Ирина Александровна