Терещенко Наталья Ивановна, доцент (педагогика), член корр. МАНЭБ, Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта имени Героя Советского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Advertisements

Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
Экспериментально-инновационная деятельность ресурсного центра в условиях реализации сетевого взаимодействия и введения ФГОС НПО Никулина Т.В., заведующая.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: Президент Союза директоров ССУЗ России Демин В.М год Доступность Качество Эффективность.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Опыт трехстороннего взаимодействия ГОУ СПО «КИТ», ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», НОУ «РЦПП «ЕВРАЗ-Сибирь» по реализации дуального обучения Корнеев Е.П., председатель.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Новосибирск, Квалификация вновь принятых не соответствует заявленным требованиям Экономисты Юристы Финансисты Бухгалтера Профессий, которые нужны.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Транксрипт:

Терещенко Наталья Ивановна, доцент (педагогика), член корр. МАНЭБ, Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева БТМ и АТ

Сегодняшняя реальность заключается в том, что мы столкнулись с дефицитом нужного нам количества высококвалифицированных рабочих рук и специалистов рабочих специальностей. По данным опроса – «в текущем году именно проблема нехватки высококвалифицированных рабочих рук, вышла на первое место, обогнав такие чувствительные, проблемные точки, как коррупция и административные барьеры. Нехватка высококвалифицированных нужных рабочих кадров вышла на первое место, обогнав по значению даже коррупцию и административные барьеры (выборка- 6 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса в 40 субъектах РФ). Проблема носит комплексный характер: отсутствие профессиональных стандартов и внятных требований к компетенции специалиста; низкий общественный престиж начального и среднего профобразования; несоответствие системы подготовки кадров реальным потребностям экономики, реальным потребностям рынка труда. Следует ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений. Важно, что в разработке профстандартов приняли участие и работодатели, и бизнес, и профсоюзы. Со своей стороны предлагаю дополнительно подумать об эффективных механизмах участия бизнеса в разработке образовательных программ и в оценке качества образования, уровня квалификации подготовленных специалистов.

Для этого в ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Ключевую роль в ней будут играть саморегулируемые организации бизнеса, их представители должны войти в органы управления сертификационных центров, осуществлять контроль за качеством работы этих структур. Подчеркну – государство окажет необходимую организационную и финансовую поддержку созданию такой схемы. Профессиональный сертификат должен служить гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждать высокую квалификацию конкретного человека. Задавая строгие требования к качеству подготовки специалистов, мы тем самым повышаем и общественный престиж таких профессий и гарантируем достойное трудоустройство.» (Пример Федерального частно - государственного партнерства проекта дивизиона спецтехники группы ГАЗ (в Брянской области - ОАО «Брянский Арсенал»- ПУ 2) «Опыт софинансирования в рамках нацпроекта «Образование». В качестве следующего шага мы начали трехлетний проект – начиная с 2011 года до 2013 года – по поддержке региональных программ подготовки высококвалифицированных рабочих кадров – ключевым условием является участие работодателей» ( сентябрь – октябрь 2011 г. ПЛ 3 разработка такой программы по отрасли машиностроение и инновационная образовательная программа ГБОУНПО ПЛ 3)

4 5. Формирование внешней независимой системы оценки качества профессионального образования МЕРОПРИЯТИЯ Создание Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования Формирование системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников Формирование моделей аккредитации образовательных программ и экспертизы результатов профессионального образования сентября 2011 года, г. Красногорск

Разработка и экспертиза образовательных программ, актуализация ФГОС Разработка профессиональных стандартов определение потребностей в кадрах Работодатели формирование гос. задания на подготовку распределение гос. задания Оценка качества подготовк и кадров сентября 2011 года, г. Красногорск

Щербакова С.Н. НИЖНИЙ НОВГОРОД Профессиональный стандарт по профессии Государственный образовательный стандарт Сертификация по требованиям профессионального стандарта Центром сертификации Профессиональное сообщество Организации (работодатели ) Учреждения профессионального образования Уровень требований: Высокий, Выше среднего, Средний, Минимальные, Без требований Затраты работодателя: На оценку, На поиск, На замену, На обучение, На текучесть

7 Обучение внутри компании предпочитают 66% работодателей Формирование корпоративной системы обучения обусловлено: дефицитом кадров, отвечающих требованиям компании, отсутствием на рынке учебных программ, отвечающих требованиям компании Корпоративные университеты: структуры, отвечающие за обучение персонала, управление знаниями, инновациями и корпоративной культурой инструмент стратегического управления и неотъемлемой частью бизнес-процессов В ряде компаний роль корпоративного университета выполняют учебные центры

ПРЕДПРИЯТИЕ ПС УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПС Знаний Ученики Программы Преподаватели Оборудование Материал Метод Персонал Оборудование

Адаптация новичков к корпоративной культуре фирмы (12 дней). Техническая ориентация (12 дней). Совершенствование мастерства на рабочем месте. Обучение на курсах. Экзамены на выдвижение. Бригадир – курс ориентации по работе лидера малой группы»: как обучать рабочих, как управлять. Мастер – курс ориентации по мотивации персонала; по технологическим аспектам управления: планирование, учет, контроль с позиций финансовой, экономической политики и локальных документов фирмы. АДАПТАЦИЯ – ИНДУСТРИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОИЗВОДТСВЕ

1) Число выпускников с 5-ым и более квалификационным разрядом; со смежными специальностями; 2) Число выпускников, владеющих инструментами и идеологией производственной системы TPS 3) Число учащихся, 2/3 времени подготовки которых проходит в процессе производства на производственных площадках профильных предприятий 4) Число модернизированных курсов, разработанных по компетенциям и согласованных с ведущими специалистами предприятий; 5) Проведение экзаменов в форме типичных для профильного предприятия рабочих заданий по профессии для данного квалификационного уровня; разделение экзаменов по частям – оценка за итоговый экзамен - сумма оценок за каждую часть; использование «составной формулы»: 1/3 тест; 1/3 - письменные ответы на открытые вопросы; 1/3 – устная презентация. 6) Число рационализаторских предложений преподавателей и учеников по совершенствованию организации учебного процесса, рабочих мест. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГОДОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ УЗ

Продолжение: 7) Число мастерских, организованных на принципах TPS 8) Число учеников, проходящих оценку по компетенциям на основе модели компетенций «РНП» 9) Число кружков технического творчества учащихся (выполнение усложненных технических заданий, требующих неординарной профессиональной подготовки) 10) Число дополнительных факультативов по естественно-научным и гуманитарным предметам. 11) Число прямых контрактов учащихся с профильными предприятиями 12) Число новых и модернизированных учебно-лабораторных комплексов 13) Число преподавателей, прошедших стажировки на профильном предприятии не менее 3-х недель, в том числе, не менее 2-х недель непрерывной стажировки 14) Число учебно-методических пособий в интерактивном доступе 15) Число учеников, обучающихся с использованием интерактивных методов и информационной системы Share Point Microsoft 16) Конкурс (чел/место) при поступлении КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГОДОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ УЗ

Материалы (схемы, чертежи, инструкции) Хранилище учебных материалов Ученики Мониторинг и развитие компетенций учеников Учебное заведение Предприятие

Внедрение «дуальной модели» профессиональной подготовки: 1/3 учебного времени – подготовка в лицее, 2/3 - на производственных площадках предприятия; Разработка и внедрение профессиональных стандартов по ключевым рабочим профессиям; Работа-стажировка ученика на предприятии не менее 8-ми месяцев в течение каждого года обучения; Ежегодное заключение контрактов непосредственно между предприятиями и учащимися лицея. Ежегодная оценка специалистами предприятия актуальности учебно- материальной базы и учебных материалов лицея, участие в экзаменах и учебном процессе; Модернизация содержания ключевых учебных программ и материалов по предметам профессиональной специализации Переподготовка преподавателей и мастеров по профессии и в области педагогических технологий. ФОКУС 2011/12: МАКСИМАЛЬНОЕ ПРИБЛЕЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ К ПРАКТИКЕ

«Мастер-парки» - десятки компаний, локализированные в периметре УЗ, которые основаны выпускниками, в которых работают они сами, как предприниматели, в которых работают, как работники, студенты. Развитие УЗ, как мастер-парков вытянет за собой новую архитектурно- организационную концепцию УЗ НПО и СПО 21 века в РФ. Это особенно актуально в условиях физического и морального устаревших зданий и сооружений современных УЗ на территории РФ. Механизм реализации новой архитектурно-организационной концепции актуализирует к жизни механизмы эндаумента через девелоперские проекты, где выгодоприобретателями будут УЗ нового поколения. От «рабочих нового поколения» – к «УЗ нового поколения»

15 НПО, СПО Центр сертификации предприятия Департамент 1.Включение НПО и СПО в зону эксперимента 2.Согласование и утверждение календарных планов 3.Согласование и утверждение программ и методик …. 1.Разработка профессиональных и образовательных стандартов 2.Разработка методик и рамочных программ 3.Повышение квалификации преподавателей НПО и СПО…. 1.Обеспечение условий для прохождения практики 2.Заключение договоров с абитуриентами 3.Актуализация учебно-материальной базы НПО и СПО…. 1.Внедрение смешанной модели обучения 2.Профориентация 3.Кружки технического творчества, факультативы 4.Повышение квалификации преподавателей, освоение новых методов преподавания 5.Разработка и внедрение новых программ обучения

Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Регламент работы с предприятием ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДПР -ИЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕД-Е 1 Выпуск учащихся: Квалификационный разряда 4-й и выше, 2-3 смежные специальности, Владеющих инструментами и идеологией TPS, Учет потребностей профильного предприятия Контракт учащегося с профильными предприятиями: Предварительный отбор абитуриентов, Целевое практическое обучение, Место для практики и оплачиваемая работа в процессе обучения (не

Регламент работы ОБЯЗАТЕЛЬСТВА департа мент ПРЕДПР -ИЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕД-Е 4 Участие в работе Совета (сертификация) Стратегический бизнес-план Консолидированный бизнес-план Мониторинг изменений профессиональных квалификаций по ключевым профессиям: Создание и последующее обновление профессиональных и образовательных стандартов, Подготовка рамочных учебных программ по профессиям для НПО, СПО, контрольно оценочных материалов, экзаменационных методик, стандартов и заданий, рекомендаций преподавателям и др.. Сертификация системы обучения и персонала НПО, СПО на основе критериев качества ISO Терещенко Н.И.18

KPI ЦЕЛЬКРИТЕРИЙ 1 Организовать систему подготовки высококвалифицированных рабочих в ресурсном центре машиностроительного секторе Конкурс при поступлении Количество выпускников, имеющих квалификацию не ниже 5 разряда и владеющих 2 смежными специальностями Количество прямых контрактов учащихся с профильными предприятиями Количество выпускников, владеющих инструментами Производственной системы TPS Количество преподавателей, прошедших стажировку на профильном предприятии не менее 3-х недель 2 Создать центр непрерывной подготовки и переподготовки специалистов рабочих профессий для предприятий Единый центр для подготовки и переподготовки специалистов с использованием ресурсов лицея и предприятий Количество рабочих с предприятий, прошедших повышение квалификации 3 Обеспечить переход на «смешанную» модель подготовки рабочих в профтехучилищах: 70% времени обучения на производственных площадках профильных предприятий, 30% времени обучения в лицее. Количество новых разработанных профессиональных стандартов, программ обучения и методических пособий Проведение экзаменов по профессии с использованием рабочих заданий профильного предприятия соответствующего квалификационного уровня Количество внедренных рац. предложений преподавателей и учеников по совершенствованию и организации учебного процесса Количество учащихся, обучающихся: по «смешанной модели», с использованием интерактивных методов, с использованием информационной системы Share Point Microsoft и других инновационных методов Количество модернизированных программ и курсов, разработанных по компетенциям и согласованных с ведущими специалистами предприятий Число кружков технического творчества и факультативов Русина Е.П.19