Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников (из опыта работы) МОУ Мордвиновская сош, 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»» Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Advertisements

Выступление учителя начальных классов Малолетовой О.А. МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа 1» Реализация программы духовно – нравственного.
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников к родному краю посредством использования проектного метода» Манушкина Светлана Николаевна МДОУ «Центр.
Использование метода проектов как средства повышения интереса к изучению коми языка Автор: Терентьева Татьяна Александровна, учитель коми языка и литературы.
Девиз студии: «Ни дня без строчки!» Направление деятельности Организация журналистской и стихотворной работы обучающихся. Организация работы секции «Авторская.
Литературно-краеведческое объединение «Истоки» существует 11 лет. Цель программы: воспитание активной нравственной и гражданской позиции, патриотизма,
Учителя русского языка и литературы Ямникской средней школы Демянского района Омельченко Веры Степановны.
Воспитателя МДОУ «Детский сад 98 комбинированного вида»
« Реализация личностно - ориентированного подхода в процессе внедрения в практику работы школы элементов народной педагогики ».
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
Востриков Николай Сергеевич Педагог дополнительного образования МОУ ДОД МЦ «Развитие», м.р. Алексеевский Более 35 лет возглавляет военно-патриотическое.
Первая ступень – это обращение к писателю в начальных классах. Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее.
Использование музыкального краеведческого материала в процессе обучения и воспитания Константинова Ирина Ивановна учитель музыки МОУ Татевской СОШ им.С.А.Рачинского.
Срок реализации проекта: С 1 февраля по 14 мая. - Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края. - Развивать эмоционально.
Нижегородская обл.,Бутурлинский район, МОУ Б. Якшенская сош. Руководитель кружка: Кондукова Г.И. Преподаватель ОБЖ год.
Высшее Образование – высшее, Воронежский педагогический университет, 1995 год первая Категория –первая 22 года Стаж работы -22 года Мое педагогическое.
Комогорцева Светлана Александровна, учитель Некрасовской средней общеобразовательной школы.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает.
Маненко Лариса Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 59 ст. Северской, участница краевого конкурса образовательных учреждений казачьей направленности,
Реализация национально- регионального компонента на уроках русского языка и литературы.
Транксрипт:

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников (из опыта работы) МОУ Мордвиновская сош, 2010

ЦЕЛЬ: Знакомство с различными формами и методами краеведческой работы учителей русского языка и литературы Мордвиновской сош

ЗАДАЧИ: Повысить статус патриотического воспитания; Приобщать обучающихся к изучению культуры родного края, творчеству местных писателей, поэтов, художников; Привлечь внимание общественности села и района к краеведческой работе.

Интерес к литературе как к духовному наследию человеческой культуры останется и ему всегда будет сопутствовать интерес ко времени создания произведения, фактам жизни автора, а главное к той среде, в которой жили прообразы созданных его воображением героев и он сам. Изучением этой среды, соотнесенной со временем, и занимается литературное краеведение.

Литературное краеведение – область науки, которая находится на пересечении интересов специалистов по истории литературы, историческому краеведению, этнографии, фольклору и лингвистике. Но ближе литературное краеведение к истории литературы с учетом использования совокупности сведений изо всех упомянутых дисциплин.

Работы над краеведческими темами самих учеников, руководимых учителем, воспитывают навыки самостоятельной работы с книгой и газетой, знакомят с архивами и музеями, развивают самостоятельность в оценке художественных явлений, пробуждают творческие способности учеников.

В последние 15 – 20 лет произошла утрата идеалов. Д.И.Лихачев говорил: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащая других, обогащаться самому духовно». Эти взгляды ученого оформились в профессиональную позицию педагогического коллектива школы.

Путь становления гражданина мы определили так: постижение (понятие и принятие) истории и традиций своей семьи, своего села – малой родины, их места в России.

С открытия школы в 1990 году сразу же началась работа по созданию школьного музея. Здесь проводят экскурсии для учащихся, ветеранов войны и труда, гостей.

Проводились литературные гостиные: «Пройду своим путем, хоть горестно, но честно» (творчество Ю.П.Жадовской), творчество Марии Петровых, И.Сурикова, Л.Ошанина и многих других.

Традиционным стало участие в конференции «Люблю тебя, мой край родной», где ребята занимают призовые места.

Литературным краеведением стали заниматься с 1997 года. Ученица 10 кл. Четырина Нина заняла 3 место в районе (работа по Н.А.Некрасову). В 1999 году ученица 10 класс Дремина Василина заняла в области 2 место (работа по творчеству Ю.Жадовской).

Мы участвуем в районных и областных филологических чтениях: год – Колпаков Илья подготовил презентацию о Н.А.Некрасове (областные филологические чтения); – Кузнецова Анна, 11 класс 2 место в районных филологических чтениях («Летние зори Ф.И.Балашова»); Гагарина Екатерина, 11 класс, 3 место; – Плешевникова Яна, 7 класс («Жизнь и творчество поэта-земляка Е.П.Гусева») – Плешевникова Яна, 8 класс («Судьба драматурга-земляка Н.И.Филимонова») 3 место в районных филологических чтениях; диплом 2 степени в областных филологических чтениях.

Проводим различные виды уроков, где формируем гражданские качества личности подростка: «Ярославские женщины в истории культуры», «Умейте домолчаться до стихов», «Пройду своим путем, хоть горестно, но честно» (Ю.Жадовская), «Раненое сердце» (Н.А.Некрасов)…

Участие во внеклассных мероприятиях: литературная композиция, посвященная В.И.Далю (2 место); участие в областном конкурсе «Вдохновение» (Николаев Антон, 2007г); областные конкурсы сочинений «Честь и слава державы» (5 учащихся), «Будущий избиратель» (3 место); участие в районных конкурсах чтецов (призовые места) У

Литературные экскурсии: - Карабиха; Сергиев - Посад; - Кострома; Суздаль; - Москва.

Работа по краеведению начинается с детского сада, начальной школы. Каждый год учащиеся проводят Масленицу для детей детского сада, Колядки, Посиделки, экскурсии по селу, в лес, на луг.

Поддерживаем связь с сельским Домом культуры: - День деревни; - Масленица; - День пожилого человека; - «От рядового до генерала» (игра); - 8 Марта;

Традиционными стали встречи с земляками- поэтами, проведение литературных конференций.

Краеведение включено и в учебный план школы. (5, 6, 9 классы; электив в 9 классе «Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь…»). На уроках русского языка и литературы занимаемся проектной деятельностью.

«Открыли» для себя поэта-земляка Ф.И.Балашова, который родился в д.Мордвиново и свое поэтическое творчество связывает с родными местами.

В краю родном, под синью неба, Где нежно ластится река, Хочу вкусить ржаного хлеба, Парного выпить молока.

Ф.И.Балашов познакомил нас со своим другом – поэтом Е.Гусевым, членом Союза писателей России, лауреатом Всероссийских поэтических конкурсов им. М.Ю.Лермонтова 2005г, им Н.Рубцова 2006г., редактором газеты «Ярославская культура».

Е.Гусев пишет стихи о Родине, о России, о Ярославле: О, древний град! О, город юный! Ты красоты и мощи сплав. Тебя под гуслей голос струнный Воздвиг на Волге Ярослав.

В 2006 году в областном конкурсе на создание музыкальных произведений о Ярославле, посвященном 1000-летию города, песня на его стихи «Мне нравится бродить с тобою по городу» (композитор Г.Митяев) заняла 1 место.

16 февраля 2009 года в нашей школе по данной теме был проведен районный семинар учителей русского языка и литературы, где учителя Городничая Л.А., Сидорова Л.Н., Тестова Г.В. познакомили со своим опытом работы.

Учитель Ивняковской сош Серова Г.К., присутствующая на конференции, написала такое стихотворение: Встретили нас чаем, пирожками, И теплом сердец своих горячих. Словно в гости к близким мы попали. Не умеют, видно, здесь иначе. Дарят всем улыбку и участье, Каждому приветливое слово. Семинары – небольшое счастье, Но еще приехать мы готовы. Посидеть всем вместе и послушать О заслугах ваших, о поэтах… И теплее сразу стало в душах, А сердца полны добра и света.

Наши гости:

В дальнейшем мы планируем познакомить учащихся с творчеством Натальи Родионовой и другими поэтами.

Когда мы были на экскурсии в Карабихе, экскурсовод Григорий Владимирович Красильников, узнав, что из Мордвинова, сказал, что Н. А. Некрасов бывал в наших местах (это он узнал из архивных данных).

Нам стало интересно: а где был Некрасов, с кем из наших земляков встречался. Вместе с ученицей Плешевниковой Яной мы поехали в областную библиотеку, работали в отделе «Редкой книги», в областном архиве. По крупицам собирали данный материал и узнали, что Н. А. Некрасов был в Дегтево у Н. И. Филимонова. Захотели узнать: кто такой Н. И. Филимонов?

В ходе работы, которая продолжалась около года, нам удалось узнать, что происходил Николай Иванович Филимонов из Ярославского старинного, но захудалого дворянского рода. Родился в селе в Дегтево Ярославского уезда в семье поручика. Работая в архиве, нам удалось выяснить, что настоящая дата рождения Н.И.Филимонова относится к 1804 году, а не к 1805.

Н.И.Филимонов окончил Ярославское Демидовское высших наук училище, служил поручиком Драгунского полка, где на бивуаках познакомился с А.С. Пушкиным, писал водевили и пьесы для Александринского театра (Петербургских и Московских театров). В своем имении Дегтево организовал провинциальный театр, который, видимо, и посетил Н.А.Некрасов.

Написал водевили: «Билет пятиклассной лотереи», «Круговая порука», «Три рода воспитания»; драму в стихах «Князь Серебряный». Хорошо знал 8 языков, поэтому перевел с французского «Мельничиха в Марли», комедии Мольера «Школа мужей», «Сганарель», «Мнимый рогоносец» и комедию-водевиль «Сюзетта».

Умер Н.И.Филимонов в марте 1870 в земской больнице после продолжительной болезни.

Использование краеведческого материала при изучении литературы очень многое дает и для собственно литературного развития школьников, служит более серьезному усвоению ими целого ряда важнейших литературоведческих проблем.

Увлекательный краеведческий материал позволяет ярче, нагляднее осветить и связи писателя с жизнью, и особенности творческого акта, понять закономерности историко-литературного процесса.

Список литературы Ф.И.Балашов. Летние зори. Некрасовский районный, краеведческий музей. 2007г. Биографический сборник Демидовского университета, Ярославль, Рыбинск г. ГАЯО фонд 213. опись 1 дело 2950, ст 15, 15 об, 17. Т.В.Громова. Организация исследовательской деятельности. Ж «Практика административной работы в школе». 7, 2006г. Е.П.Гусев. Лики любви. Стихи, рассказы, очерки, переводы.- Ярославсль, – 528с. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. Внеклассная и внешкольная работы по литературе.– М.: Просвещение, 1970 А.П.Тарасов. Некрасов в Карабихе. Ярославль. Верхнее-Волжское книжное издательство, 1989, -222 с. Л.А.Черейский. Пушкин и его окружение: (словарь – справочник). 2-е издательство, дополненное и переработанное. – Д.: Наука, Ленинградское отделение, 1988 г., 544 с. ЯГВ, , 11 Вольф. Хроника петербургских театров. М.Д.Янко. Литературное краеведение в школе.– М.: Просвещение, 1976