Обучение одаренных школьников 8–9 классов на физическом факультете МГУ: успехи и перспективы Рыжиков Сергей Борисович phys-school@rambler.ru Директор Вечерней.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
WINTER Template Использование ИУМК на уроках физики Автор : Дракина Е.А. учитель физики МОУ лицей 6 г.Ессентуки.
Advertisements

МОУ Летниковская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Использование информационных технологий на уроках физики. Автор: учитель физики.
Разработала: преподаватель высшей категории Зеленкина Т.М. КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников Н.В.Новожилова, к.п.н., доцент АПКиПРО.
ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫСШЕЕ, ВГПИ-1985 ДОЛЖНОСТЬ: УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ ПРЕПОДАВАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА И ИНФОРМАТИКА КАТЕГОРИЯ: ВЫСШАЯ (2011 ГОД) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ:
Лаборатория Компьютерных Технологий в Физико-Математическом Образовании Создана 1 января 2008 года ( Решение Ученого Совета НТГСПА от г.)
Особенности использования ЭОР на уроках информатики Учитель информатики МБОУ – лицей 32 Идрисова А. А.
Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников Н.В.Новожилова, к.п.н., доцент АПКиПРО.
Преподавание элементов теории вероятностей и статистики в средней школе ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА» В.
Роль тьютора в создании единой информационной среды ученика на примере работы « пилотных» классов по введению ФГОС в начальной школе ГБОУ СОШ «Школа здоровья»
Проблемы изучения теории вероятностей и статистики в школе.
Цифровая коллекция лабораторных работ по физике Авторы: д.п.н. Шаронова Н.В., к.п.н. Федорова Ю.В. Предметная область: естествознание Предмет: физика Ступень.
«Использование электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности на уроках физики» Гичан О.В. учитель математики и физики.
- практическая помощь обучающимся в подготовке к ЕГЭ по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление знаний ; - создание условий.
Цель: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи: Создание системы внеурочной работы, дополнительного.
Цели применения компьютера для индивидуализации учебного процесса, как средство наглядности учебного процесса (презентации), путь поиска информации из.
Министерство образования Республики Марий Эл МУ «Отдел образования» администрации МО «Оршанский муниципальный район» МОУ «Табашинская основная общеобразовательная.
МАОУ «Ярковская средняя общеобразовательная школа» Ганихина Светлана Александровна Преподаватель географии. Руководитель районного методического объединения.
Информационные технологии Дисциплина информационных технологий Охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные.
Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения географии Региональная научно-практическая конференция «Гуманитарное образование.
Транксрипт:

Обучение одаренных школьников 8–9 классов на физическом факультете МГУ: успехи и перспективы Рыжиков Сергей Борисович Директор Вечерней физической школы при физическом факультете МГУ Москва, 2011

Особенности работы ВФШ работа с одаренными школьниками 8-9 класса (редко 7-го класса) занятия бесплатные занятия факультативные преподаватели – студенты (больше энтузиазма, чем профессионализма) работа в режиме «занимательная физика»

Основные цели ВФШ повышение интереса к физике профессиональная ориентация Обучение считается успешным, если школьник решил продолжить обучение в физ.-мат. классе (или понял, что физика – это не для него)

Новые условия Постоянно растущий объем научных знаний требует перехода от усвоения определенного набора тем учебника к умению учиться.

Причины, делающие физику малопривлекательной в глазах школьника Зависящие от учителя: – оторванность от жизни – несоответствие уровня техники Независящие от учителя: – малое финансирование науки – малая престижность в обществе

Уровень техники, окружающий школьника в повседневной жизни: Компьютеры Сотовые телефоны Лазерные диски MP3–, DVD– плееры Цифровые фото–, видеокамеры Спутниковое телевидение GPS–навигация, Wi –Fi Лазерные указки, светодиоды LCD–мониторы, энергосберегающие лампы Smart – карты, flash–карты... и многое другое

Уровень техники в школьном учебнике соответствует уровню техники XVII – XIX веков, частично, первой половине XX века; нанотехнологии не упоминаются вовсе. «Меловая физика» – задачи, существующие только на кончике мела: невесомые блоки, бруски и тележки без трения, двигатели без потерь тепла…

Причины, приведшие к засилью «меловой физики»: плохое обеспечение лабораторным оборудованием; слабость математического аппарата школьника, вынуждающая ограничиваться равноускоренным прямолинейным движением, пренебрегать сопротивлением воздуха, потерями тепла... и т.д.

Возможные пути развития: использование более сложных (олимпиадных) задач, в которых рассматриваются более точные модели, приближающие условия к реальности; чтение лекций с демонстрацией физических экспериментов; чтение научно-популярных лекций, создание интернет ресурсов, брошюр и т.п. (недостаток – поверхностный взгляд на проблемы); проведение проектно-исследовательских работ

Планирование научного эксперимента На основании существующий знаний строятся гипотезы; Планируется и проводится эксперимент для проверки (уточнения) гипотез Проведение эксперимента без предварительных расчетов не дает полного представления о современной физики

Ложная альтернатива : либо ограничиться простейшими далекими от реальности моделями, что приведет к большим расхождениям между теорией и экспериментом; либо отказаться от расчетной части, что не дает полного представление о научном методе познания

Численное моделирование Существующие методики использования компьютера в обучении физике зачастую сводятся либо к ускорению арифметических вычислений (компьютер как большой калькулятор), либо к использованию уже готовых расчетных (и не всегда ясно как работающих) программ (напр. «Открытая физика») Автор использует компьютер для: численного интегрирования движения (без упоминания термина «интегрирование»; решения трансцендентных уравнений; расчета статистических распределений.

«Плюсы» и «минусы» численного моделирования можно существенно расширить круг решаемых задач по физике можно использовать при проведении проектных работ эвристическое значение при решении задач повышенной сложности все, что связано с компьютером, вызывает у школьников повышенный интерес знакомство с методом, широко используемым в современной науке численные расчеты не должны заменять умение решать задачи аналитически вычислительные эксперименты не должны заменять натурных

Проблемы преподавания численных методов существует много вузовских учебников по численным методам, но практически нет учебников, адаптированных для школьников; отсутствие в программе по физике – не требуется ни при ЕГЭ, ни при сдаче вступительных экзаменов в Вуз; не часто встречаются школьники, умеющие программировать (можно использовать Excel).

Опыт проведения проектно- исследовательских работ со школьниками 2000 – – 2010 летние школы; 2001 – – 2011 Вечерняя физическая школа при физическом факультет МГУ; 2006 – – 2011 лицей «Вторая школа»

Заключение Простейшие численные методы с использованием электронных таблиц (MS Excel или OpenOffice) успешно усваиваются учениками 7-11 классов. Использование численных методов наряду с лабораторным экспериментом позволяет проводить со школьниками проектно-исследовательские работы высокого уровня.

Материал доклада изложен в трудах Рыжикова С.Б. Физическое образование в вузах, 2002, 3 Информатика и образование, 2007, 10; 2008, 8; 2011, 6. Физика в школе, 2008, 3. Вестник МГУ, серия 20 (педагогическая), 2008, 2; 2011, 3. Школа будущего, 2011, 1. В трудах конференций ФССО, СФП, МПГУ.

Материал доклада изложен в трудах Рыжикова С.Б. Классический опыт Галилея в век цифровой техники. Учебное пособие. М. МЦНМО – имеется электронная версия. Беседы и компьютерные расчеты, касающиеся нескольких занимательных задач механики. М. МГДД(Ю)Т, , в 5 частях.

Дополнительная информация Видеозаписи лекций с демонстрациями для школьников, прочитанных Рыжиковым С.Б на физическом факультете МГУ, были сделаны при содействии Фонда поддержки фундаментальной физики и фонда Дмитрия Зимина «Династия» и выложены на общедоступном сайте