Общественные и естественные науки В.Костюшев, А. Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 6.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Естественные и общественные науки А. Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 6.
Advertisements

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Транксрипт:

Общественные и естественные науки В.Костюшев, А. Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 6

Структура лекции А. Проблема применимости методологии естественных наук к социальным. Б. Аргументы В.Дильтея и других противников применимости В. Проблема в контексте соотношения модернизма и постмодернизма

А. Проблема применимости методологии естественных наук к социальным. Позиция 1. Одни лишь методы естественных наук, приведшие к столь блистательным результатам, являются научными, и что лишь они во всей их полноте должны использоваться для изучения человеческих дел. Отказ от их использования не позволил социальным наукам развить объяснительные теории, по точности сравнимые с естественно- научными, и породил споры по эмпирическим основаниям небольшого числа наук, отвечавших этим требованиям, например экономики.

Позиция 2. Признается фундаментальное различие в структуре социального и природного миров. Следовательно, социальные науки всецело отличны от естественных (А.Щюц. Методология социальных наук. – М.:2004)

Аргументы: социальные науки являются идиографическими, им свойственны индивидуализирующая концептуализация и поиск единичных утвердительных суждений, в то время как естественные науки являются номотетическими, для которых характерны обобщающая концептуализация и поиск всеобщих достоверных суждений. Они имеют дело с постоянными отношениями, величина которых может быть измерена, могут проводить эксперименты, в то время как ни измерение, ни эксперимент не практикуются в социальных науках

Резюме позиции 2 Естественные науки должны иметь дело с материальными объектами и процессами, социальные же науки – с психологическими и интеллектуальными, следовательно, методом первых является объяснение, вторых – понимание.

Ошибка сторонников 2 позиции методологическую ситуацию, сложившуюся в одной социальной науке, распространяют на методы социальных наук вообще. История имеет дело с единичными и неповторяющимися событиями – значит - содержание всех социальных наук ограничено единичными ассерторическими утверждениями. Эксперимент едва ли возможен в культурной антропологии – можно забыть, что социальные психологи могут успешно использовать лабораторные эксперименты

Набор правил научной процедуры Имеет равную достоверность для всех эмпирических наук, изучают ли они объекты природы или деяния людей. И в естественных, и в социальных науках преобладают принципы вывода и обоснования, а также теоретические идеалы единства, простоты, универсальности и точности.

Б.В ильгельм Дильтей ( ), один из первых сторонников принципиального отличия наук, писал: «Первейшим отличием наук о духе от естественных служит то, что в последних факты даются извне, при посредстве чувств, как единичные феномены, между тем как для наук о духе они непосредственно выступают изнутри, как реальность и как некоторая живая связь Отсюда следует, что в естественных науках связь природных явлений может быть дана только путем дополняющих заключений, через посредство ряда гипотез. Для наук о духе, наоборот, вытекает то последствие, что в их области в основе всегда лежит связь душевной жизни, как первоначально данное. Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» ( Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: «Алетейя», 1996, с. 15.)

Э рнст Кассирер ( ) (Философия культуры, М. 1988): «У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. Это новое приобретение целиком преобразовало всю человеческую жизнь. По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности он живет как бы в новом измерении реальности.

Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека»

Символические интеракционисты (Кули, Мид, Блумер и др) отмечали не просто символическую опосредованность социального взаимодействия, но и ее интерактивный характер, проявляющийся в том, что значения, определяющие интерпретацию происходящего, конструируются в процессе совместной активности и реализуются в символической форме.

В рамках такого подхода Социальная феноменология обладает символической природой, продуктом и содержательным насыщением которой и является культура. Следовательно и изучаться она должна в контексте культурной детерминированности и на иных по сравнению с физической природой методологических основаниях.

В. Проблема в контексте соотношения модернизма и постмодернизма Ракурс перехода от культурно научной традиции модернизма к постмодернизму. Вне его рассмотрения крайне трудно понять качественные изменения, происшедшие как в социальных науках, так и в мировоззрении на протяжении последнего столетия.

Традиция модернизма в культуре основывающаяся на идеях европейского рационализма XVII века, характеризуется сформировавшимися в эпоху просвещения представлениями о принципиальной возможности открытия универсальных законов сущего. Их постижение, как ожидалось, приведет к воплощению гуманистических идеалов в практику гармонического реформирования природы и общества. В научном познании эта идея нашла свое воплощение в разработке методологии научного исследования, обеспечивающей открытие объективных законов.

Эта созданная в XIX веке методологию (М. позитивизма (?)) Включает в себя фундаментальные принципы операционализации и верификации, Обеспечивающие (?) подлинную научность и объективность результатов исследования. Реализация позитивистской методологии в социальных исследованиях нашла свое выражение в использовании количественных методов исследования и абсолютизации возможностей статистического анализа и математического моделирования. Изначально они были направлены на выявление универсальных закономерностей социального бытия.

Как считают ее критики, позитивистская методология оказалась менее продуктивной в отношении социальной феноменологии в силу ее символической и культурно детерминированной природы, предполагающей не непосредственное, а опосредованное изучение. Универсальное описание исходно предполагает однозначную интерпретацию изучаемого символического содержания. Доказать же однозначность и изоморфность научной интерпретации весьма проблематично

Применительно к социологии и социальной психологии это проявляется в их «утопании» в море эмпирической фактуры, практически не создающей возможностей для продуцирования принципиально новых идей, позволяющих качественно отлично рассматривать структуру и содержание изучаемых социальных феноменов (инсайтировать). Углубление же представлений возможно посредством дополнения ее возможностей ресурсами качественных или диалогических методологий плюралистического свойства.

Поиск новых решений резонировал с с постмодернистскими тенденциями в развитии науки и культуры, которые выражались в непринятии самой возможности получения универсального знания о сущем и его природе, утверждением активного, творческого, культурно-исторически детерминированного его характера. Применительно к социально-гуманитарному знанию они нашли свое выражение в постструктуралистской (Ж. Деррида ( )) и постмодернистской (M. Фуко ( ), Ж.-Ф. Лиотар ( ), Ж. Бодрийяр ( ) критике объективизма в научном познании.

Близкие позиции занимает и культурный конструктивизм отрицающий саму возможность обладания универсальным «над-знания» по отношению к человеческой сущности и ее природе. исходит из посылки об отсутствии рациональных или каких-либо иных очевидных оснований для исследований в области социально-гуманитарных знаний в аспекте нахождения однозначных и универсальных решений.

Его последователи считают возможным сосуществование различных теорий, методов и практик, отражающих определенные традиции или формы жизни, одновременно отдавая предпочтение принципу диалога как условия взаимообогащения и развития, а не «всеобщего равенства». К. Gergen и М. Gergen предлагают три пути возможного развития социально-гуманитарного знания: рефлексивное освобождение; многокультуризация методологии; рассмотрение теорий и исследований как культурных достояний