ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В ЛОГИКЕ ФГОС ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В ЛОГИКЕ ФГОС М.П.Черемных,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛЬ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (второй «подход к снаряду») МОДЕЛЬ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (второй «подход к снаряду») М.П.Черемных,
Advertisements

ФГОС среднего (полного) общего образования: нормативные основы Беляева Любовь Леонидовна, доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО.
ТЬЮТОРСКАЯ ПРАКТИКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ. ТЬЮТОРСКАЯ ПРАКТИКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ. М.П.Черемных, к.п.н., директор Гуманитарного.
Проект «Ступени школьной карьеры» М Модель: многопрофильная старшая школа с индивидуальными образовательными программами. «Старшая школа – не окончание.
ИОП Что это? О чем это?. Три периода в становлении юношеского возраста Первый период связан с постановкой жизненных целей, Второй – с определением условий.
XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и образовательный стандарт» XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и образовательный.
Готовность педагогического коллектива школы к введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
М ногопрофильная старшая школа с индивидуальными образовательными программами. Заказ на индивидуализацию образовательного процесса должен решаться через.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Среднее(полное) общее образование проект.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Введение стандартов второго поколения в основном общем образовании Пилотный проект внедрения ФГОС в 5 классах … с первого сентября 2012 года может быть.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 25 1 Маркова Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Схема организации тьюторского сопровождения профильного обучения в старшей школе ГИМНАЗИЯ МИИТ МОСКВА, 2012.
Транксрипт:

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В ЛОГИКЕ ФГОС ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В ЛОГИКЕ ФГОС М.П.Черемных, к.п.н., директор Гуманитарного лицея г. Ижевска, вице-президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, руководитель проекта «Школа Сколково в Ижевске» г. Пермь 9-10 октября 2013 г. Научно-практический семинар

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СШ 1.Несоответствие результатов школьного образования потребностям современного рынка труда; 2.Несогласованность процессов модернизации общего и высшего (профессионального) образования; 3.Несовершенство финансово-экономических схем и организационно-правовых форм деятельности существующей старшей школы; 4.Несоответствие существующей старшей школы особенностям юношеского возраста; 5.Кризис школы как базовой институциональной формы образования (потеря школой монополии на образование).

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ НА ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 1.Старшая школа – не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования (И.И. Калина); 2. Смена базовой институциональной формы в сфере образования: от «школы» к «индивидуальной образовательной программе» (П.Г. Щедровицкий); 3. Новый тип учреждения - интегрированное социальное учреждение, оказывающее многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения (Стратегия 2020, экспертная группа 8); 4. Ведущий процесс в юношеском образовании – образовательная рефлексия (= тьютор – ведущая педагогическая позиция в образовательном пространстве старшеклассника).

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СТАРШЕКЛАССНИКА У – «учитель», Т – «тьютор», СП – «социальный продюсер»

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1. Школа индивидуального образования (8-9 классы): Технологии творчества, исследования, проектирования, управления, коммуникации; Тренинги (коммуникативные, целеполагания, командообразования и др.); Деловые игры («Образовательная картография», «Индивидуальное учебное планирование» и др.); Тьюторские консультации, работа с портфолио. 2. Школа работы с Будущим, в т.ч. Школа проектирования карьеры (10-11 классы): Обучение по индивидуальной профильной программе; Предпрофессиональные стажировки и практики; Лекции визит-профессоров, мастер классы, «Школы»; Технологии управления собственным образованием; Тренинги, деловые игры (типа «География человеческих перспектив», «Город 3.0» и др.).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА «ОБРАЗОВАНИЕ - КАРЬЕРА» 1. Аналитический прогноз «Профессии Будущего (Города)», характеристики успешного профессионала; 2. Определение сферы будущей профессиональной деятельности и типа деятельности в сфере («матрица профессиональных проб»); 3. Анализ образовательной истории (актуальное портфолио), составление «Портфолио 2030»; 4. Картирование образовательных и иных социально-культурных ресурсов для построения карьеры; 5. Составление плана перехода к профессиональной деятельности; 6. Расчет ресурсов, корректировка плана, определение критериев успешной реализации карьерного проекта; 7. Составление ИОП на ближайший период; 8. Реализация ИОП; 9. Мониторинг качества индивидуального образования (соотнесение идеального и реального портфолио личных достижений).

МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ Образовательные области: 1.Политика, межкультурные и международные отношения; 2.Право, законодательство, правопорядок, оборона; 3.Экономика, финансы, предпринимательство; 4.Искусство, Культура, религия; 5.Техника, технологии, материальное производство; 6.Социальные коммуникации, массовая информация, сервис; 7.Природа, экология, здоровье человека, спорт; 8.Знаниевые и знаковые системы (в т.ч. науки, языки); 9.Образование, развитие человека; 10.Семья, род, воспитание детей. (по материалам В.С.Лазарева, Г.В.Резапкиной, М.П.Черемных и др.)

МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ Виды (способы) образовательной деятельности: 1.Творчество, изобретательство, дизайн; 2.Исследование, моделирование; 3.Проектирование, программирование; 4.Организация, руководство, управление; 5.Производство, изготовление продукта; 6.Сохранение, защита, воспроизводство; 7.Обслуживание, контроль. (по материалам В.С.Лазарева, Г.В.Резапкиной, М.П.Черемных и др.)

ФРАГМЕНТ МАТРИЦЫ Экономика, финансы, предпринимательство Искусство, Культура, религия Социальные коммуникации, массовая информация, сервис Знаниевые и знаковые системы (в т.ч. науки, языки) Творчество, изобрета- тельство, дизайн Участие в форсайт- сессиях, разработка сценариев развития рынка труда, новых видов бизнеса и профессий; изобретение новых финансовых инструментов Практикование новых видов искусства (флеш-мобы, компьют. дизайн, авангардное искусство и др.); филос.-онтологич. построения Дизайн социальной среды; изобретение новых медийных форматов; создание бренда; обоснование новой профессии Научный доклад, публикация в научном журнале; изобретение новых языковых средств; программирование Исследова- ние, моделиро- вание Экономический анализ; разработка экономических моделей; проведение маркетинговых исследований, исследований рынка труда Культурологические, искусствоведческие, религиоведческие исследования; моделирование новых образцов одежды, жилища, социально- культурной среды Социологическое исследование, мониторинг СМИ, маркетинговые исследования, прогноз развития социальной ситуации, картирование среды Методология; история и философия науки; исследование семиотических практик; прогнозы, сценарии развития наук Проектиро- вание, программи- рование Разработка бизнес- плана, программы соц.- экономического развития территории; проведение Фестиваля бизнес-идей; разработка «дорожных карт» Продюсирование, режиссура, создание сценариев; программы развития этнической культуры и межкультурных коммуникаций PR-кампания; программа социальных преобразований; проектирование новых типов коммуникации, создание новых сервисных структур Программы научных исследований и разработок; проектирование научно-методической работы; программы развития научных школ

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ИОП Общая схема построения образовательной области: Образовательная область Базовые компоненты Теоретический материал Практические пробы Рефлексивно- аналитическая работа Лекции, семинары, тренинги Индиви- дуальная учебная деятель- ность Стажер - ские (полевые) практики Социаль - но- культур - ные проекты Рефлек- сивные сессии Тьютор - ские консуль- тации Выбор способа деятельности, изучения, освоения

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ИОП Компоненты Образовательной программы школы (= ИОП): а) набор обязательных учебных предметов (русский язык и литература, иностр. язык, история, математика, естествознание, физкультура, ОБЖ) = требования ФГОС ОСО; б) набор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека (выбор школы); в) набор профильных предметов и элективных курсов по выбору учащегося; г) система предпрофессиональных (стажерских) практик; д) система развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору учащегося; е) система внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики, исследования, социально-культурные проекты и т.д.); ж) система тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, система работы с портфолио, набор рефлексивных ситуаций (сессий, консультаций, написания эссе и др.).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СШ (версия Гуманитарного лицея) Общие учебные предметы на базовом уровне Предметные областиПредметыКол-во часов в год ФилологияРусский язык35 Литература70 Иностранный язык 70 Общественные наукиИстория70 Математика и информатика Алгебра и начала анализа; геометрия 105 Естественные наукиЕстествознание70 Физкультура, экология, ОБЖ Физкультура ОБЖ Итого обязательный «предметный» инвариант – 560 час./год (16 час. в нед.)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СШ (версия Гуманитарного лицея) Учебные предметы по выбору из обязательных областей Предметные областиПредметыКол-во часов в год (базов. углубл.) ФилологияРусский язык- 105 Литература- 175 Иностранный язык Второй ин. яз Общественные наукиИстория География Экономика Право Обществознание Математика и информатикаИнформатика Естественные наукиФизика Химия Биология Физкультура, экология, ОБЖЭкология35 -

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СШ освоение образовательных программ на уровне государственных требований (ЕГЭ), готовность к освоению европейских образовательных стандартов; навыки индивидуального образования и самообразования, опыт планирования, проектирования и программирования собственного образовательного маршрута; социально-коммуникативные, предпрофессиональные, предпринимательские компетенции, готовность к продолжению образования и выстраиванию карьеры;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СШ академическая, профессиональная и социальная мобильность; умение ориентироваться и адаптироваться в меняющихся ситуациях; умение использовать ресурсы открытого образования; правовая (знание своих прав и обязанностей) и экономическая (знание основ организации собственного бизнеса) грамотность; физическая и психологическая культура, принятие ценности здорового образа жизни, стрессоустойчивость; умение выстраивать коммуникацию в различных социальных ситуациях, умение работать в команде.

ИДЕЯ ПРОЕКТА СТАНДАРТА СШ: ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ 1.Традиционно-предметное содержание во ФГОС ОСО + определен предел кол-ва предметов – 9(10); 2.Одна примерная основная образовательная программа (РАО). Выход: инициировать иные примерные ООП; 3.Инертность мышления родителей (незначительная) и педагогов (значительная). Выход: успешные прецеденты; 4.Не ясны риски финансово-экономической модели. Выход: нужна апробация модели.

Идея слайда: А.А. Тёров

Благодарю за внимание!