Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимофей Гагарин
1 XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и образовательный стандарт» XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и образовательный стандарт» Тьюторская позиция в проектах образовательных стандартов нового поколения Черемных М.П., директор Гуманитарного лицея г. Ижевска, ст. науч. сотр. Института развития образования УдГУ, вице-президент Межрегиональной тьюторской ассоциации г. Томск 8-10 октября 2009 г.
2 ЭПИГРАФЫ 1. «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов». (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке) 2. «Старшая школа – не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования» (И.И. Калина)
3 ДВА ПОДХОДА К СТАНДАРТАМ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, с. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет) / Под ред. А.И.Адамсккого. – М.: Эврика, – 48 с.
4 В ТО ЖЕ ВРЕМЯ… Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года 216н и 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г и соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.
5 В ТО ЖЕ ВРЕМЯ… Приказом Минздравсоцразвития РФ от от 14 августа 2009 г. N 593 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в том числе, по должности тьютор (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования).
6 Тьюторская модель образования старшеклассников: принципиальные подходы
7 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТАРШЕКЛАССНИКА У – учитель Т – тьютор СП – социальный продюсер
8 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Параметры сравнения «Старый институт»«Новый институт» Базовая институциональная форма ШколаИндивидуальная образовательная программа Ролевая матрица (институция) Учитель - ученикУчтитель / тьютор / социальный продюсер – учащийся (с ИОП) Базовый процессУчениеОбразовательная рефлексия Основной предмет концептуализации Программа обучения Программа образования
9 КОНЦЕПЦИЯ РАО Принцип открытости: соблюдение баланса интересов всех субъектов образовательной деятельности в процессе разработки стандарта. Стандарт как общественный договор. Базовый подход к содержанию: деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования.
10 КОНЦЕПЦИЯ РАО Индивидуальные образовательные программы: -изучение отдельных предметов (образовательных модулей) в других учебных заведениях, -самостоятельное изучение учащимися интересующих их предметов (при консультативной поддержке учителей), -участие учащихся в различных видах социально-творческой деятельности и в дополнительном образовании.
11 МАКЕТ «ЭВРИКИ» Из глоссария: Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий
12 МАКЕТ «ЭВРИКИ» Принципиальные требования к организационно- педагогическим условиям образования старшеклассников: 1. Индивидуализация образовательного процесса; 2. Расширение пространства социальной реализации учащихся; 3. Организация пространства рефлексии и мыследеятельности; 4. Переход от «знаниевого» к «способному» содержанию образования.
13 МАКЕТ «ЭВРИКИ» Индивидуальная образовательная программа – основная ОП старшей школы. ИОП старшеклассника должна: -продолжить формирование и развитие общекультурной компетентности; -сформировать предпрофессиональную и методологическую компетентности – теоретическое и практическое освоение ключевых сфер деятельности современного человека -Обеспечить выбор и применение способа освоения ключевых сфер деятельности.
14 Набор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека (инвариантная часть Базового образовательного плана): политика и управление; экономика и предпринимательство; социальные коммуникации; знаниевые и знаковые системы (в том числе и наука, и языки); искусство и дизайн; техники и технологии; здоровье и безопасность. МАКЕТ «ЭВРИКИ»
15 Требования к содержательному наполнению образовательной области: а) теоретический материал[1] - представление ведущих идей и понятий, описывающих данную человеческую практику, историческое развитие основных предметно-деятельностных линий в этой сфере, способы и формы осуществления данной практики в современном мире, прогноз перспектив развития данной практики человеческой деятельности;[1] б) практическая работа (проба) учащегося в данной сфере – реализация творческого замысла, проведение исследования, разработка и реализация проекта, работа с моделями, демонстрирующими отдельные элементы или сферу в целом; в) рефлексивно-аналитическая работа учащегося (самостоятельно, или с тьютором, или с научным консультантом) – формирование целостного видения предмета, системной организации предмета, понятийных взаимосвязей и тематических обусловленностей, иерархии знаний и т.д.). [1][1] Может быть представлен как в форме лекций и семинаров, так и в формах различных текстов (учебных пособий, дайджестов, Интернет-ссылок и т.д.) МАКЕТ «ЭВРИКИ»
16 Общая схема образовательной области Базового образовательного плана старшей школы: Образовательная область Базовые компоненты Теоретический материал Практические пробы Рефлексивно- аналитическая работа Лекции, семинары, тренинги Индиви- дуальная учебная деятель- ность Стажер - ские (полевые) практики Социаль - но- культур-ные проекты Рефлек- сивные сессии Тьютор - ские консуль- тации Выбор способа деятельности, изучения, освоения МАКЕТ «ЭВРИКИ»
17 И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ… Из проекта РАО Приказа Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009 год): «Для развития потенциала одаренных и талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» (стр. 24).
18 И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ… Из проекта ИПОП «Эврика» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (проект)/ Под ред.. А.И. Адамского, А.Б. Воронцова. – М.:ОИРО, 2009): «При формировании ООП НОО образовательное учреждение… обязано обеспечить обучающимся и их родителям возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы…» (стр. 37). «Для реализации ООП начального образования в ОУ необходимо обеспечить наличие и деятельность набора специалистов, включающего: …- тьютора, осуществляющего индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса…» (стр. 40).
19 1.Обе версии стандартов нового поколения - и проект РАО, и проект ИПОП «Эврика» - позволяют реализовать тьюторские модели. 2.По Концепции РАО: в рамках существующего института общеобразовательной школы, но, преимущественно, во внеучебной (дополнительной образовательной) деятельности и для талантливых детей или детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.По версии «Эврики»: как в рамках существующего института школы, так и при сетевом взаимодействии школы с другими ресурсными центрами образования - другими школами, вузами, музеями, кадровыми агентствами, бизнес-структурами и т.д. - не только во внеучебной (дополнительной образовательной) деятельности, но и, в большей мере, при освоении базовых образовательных областей всеми детьми. ВЫВОДЫ
20 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.