Светлана Георгиевна Кирдина Институт экономики Российской академии наук 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гражданский контроль как форма общественного участия Институт развития прессы-Сибирь (sibirp.ru)
Advertisements

Институциональные матрицы и развитие России Лекция на семинаре «Проблемы и пути использования инновационных технологий в государственном управлении», 25.
Элективный курс. 11 класс СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков.
С. Г. Кирдина Институт экономики РАН Институциональная самоорганизация: экономическая эволюция на основе матричного принципа воспроизводства институтов.
Российские госкорпорации – ответ на глобальные экономические вызовы КИРДИНА Светлана Георгиевна, д.с.н., зав. сектором, Институт экономики РАН, г. Москва.
Политическая система общества – это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть и управляющих делами общества 1. Институциональная.
Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1 Выполнила:Табулова Жанара Гомаровна, ученица 11»Б» класса Руководитель: Захарова С.Г.., учитель обществознания.
Автор: Учитель истории и обществознания высшей категории И.Е.Белов гимназия 205 Санкт-Петербурга.
ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ТОРИЯМИ ГОСУДАРСТВА: РАССМОТРЕНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ПРАВЛЕНИЯ; УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИИ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО.
Конституция Российской Федерации. Конституция – (лат. constitutio) – установление, устройство Конституция – Основной Закон государства. Определяет: устройство.
Самоуправление: основные понятия © Прутченков А.С.
Конева Наталья Сергеевна канд. юрид. наук, доцент Конституционное право России.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Р АЗДЕЛ « П ОЛИТИКА » Тема «Гражданское общество и правовое государство» Коняева Т.В.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Актуальность : Цель : Задача : Конститу́ция Росси́йской Федера́ции высший нормативный правовой акт Российской Федерации. высший нормативный правовой.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
ГРАНС-Центр © Проект сравнительных исследований некоммерческого сектора The Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project (CNP) И.В.Мерсиянова.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.
Транксрипт:

Светлана Георгиевна Кирдина Институт экономики Российской академии наук 1

В самом общем виде институциональный дизайн - это попытка изменения социальной системы в предполагаемом направлении на основе концептуального и абстрактного понимания системы. Предполагается, что институциональная теория служит эпистемологическим базисом для институционального дизайна ; он, в свою очередь, может рассматриваться как развитие (extension) институциональной теории в практическую область. Институциональный дизайн – сфера, где тестируются практическая релевантность институциональных идей и теории (l Dragos Aligica, считают Ostrom, 1993; Goodvin, 1996; Weimer, 1995; Koremenos, 2004; Aligica, Boettke,

Если вслед за Нортом понимать институты как правила игры, то институциональный дизайн есть процесс, при котором правила игры сначала предполагаются, затем проектируются и продвигаются. Институциональный дизайн - « преднамеренная попытка изменения свода формальных и неформальных правил, которые упорядочивают взаимоотношения между людьми в пространстве политических взаимодействий » (Klijn и Koppenjan, 2010). 3

Гражданское общество – заимствованная идеологема из обществ с определенной институциональной структурой. В понимании « гражданского общества » нет общей позиции «… нет ни одной сколько - нибудь научной работы по вопросам общественных наук, которые так или иначе не предпосылали бы в виде фундамента той или иной социологической теории » ( Питирим Сорокин, 1912) 4

Формы, особенности и перспективы становления и развития « гражданского общества » ( или участия граждан в общественной жизни ) определяются спецификой институционального устройства страны. Прежде всего, это определяется тем, доминирует ли в институциональной общественной структуре либо Х -, либо Y- институциональная матрица ( Кирдина, 2001). 5

Идентификация гражданского общества и государства ( Томас Гоббс и Джон Локк, середина XVII в. ): societas civilis как антитеза нецивилизованному « естественному » состоянию общества, ассоциировалось с государством и системой его властных органов, создаваемых гражданами. Противопоставление гражданского общества и государства ( Великие шотландцы Дэвид Юм, Адам Фергюсон, Адам Смит, XVIII в.): « специфическое по своему устройству и независимое от государства », гражданское общество представляет собой полностью индивидуализированные и непринудительные отношения, в отличие от общественных и политических институтов государства. 6

Расширение участия населения в социальной жизни – общемировой вектор развития Действует в пространстве союзов, ассоциаций, социальных движений, характеризуется высокой степенью самоорганизации. Предполагает наличие принятых и устоявшихся конституционных и правовых норм, легитимизированных общественным сознанием. Доступ к политической системе является центральным условием функционирования. 7

Инициативы гражданского общества являются важнейшей частью институциональных изменений. В рамках « гражданского общества » апробируются необходимые для общественного развития нормы и правила, которые в дальнейшем – если это оказывается целесообразным, - закрепляются на уровне создания новых политических, экономических и идеологических институциональных общегосударственных форм, то есть становятся новыми институтами. 8

« Сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти » ( курсив мой – С. К.). Связь с доминирующими, основополагающими, базовыми ценностями западных обществ ( в индексе CSI из 4 групп показателей 2 отражают ценности и « окружающую среду », которая, помимо политического контекста, также включает в себя базовые свободы, в индексе CSSI также представлены две основных группы показателей – индекс структуры гражданского общества и индекс ценностей гражданского общества ) 9

Гражданское общество - как идеологема – рассматривает активность граждан в сфере экономики, культуры и пр. в рамках демократического общества на основе либеральных ценностей. Гражданское общество как нейтральное в идеологическом и ценностном отношении представляет собой сферу самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций. Гражданское общество в таком понимании означает готовность и возможность населения активно участвовать в происходящих социальных процессах. 10

Активность населения протекает в различных институциональных средах, что определяет институциональное ее оформление в экономической, политической и идеологической сферах 11

X Y X- и Y- институциональные матрицы Редистрибутивная экономика Унитарно - централизованное политическое устройство Коммунитарная идеология ( Мы над Я ) Рыночная экономика Федеративное политическое устройство Индивидуалистская идеология ( Я над Мы ) 12

Россия, Китай, Индия, Европа и другие западные многие страны Азии и страны : США, Канада, Латинской Америки Австралия, Новая Зеландия 13

Революция Россия в начале ХХ в. Франция в конце XVIII в. 14

Стагнация и / или кризис СССР х США, Великая депрессия х 15

Сохраняется ключевая особенность явления, выраженная в понятии гражданского общества. Не содержится противопоставления подразумеваемой самодостаточности гражданского общества всему « остальному » обществу, подчеркивается включенность анализируемых действий в общесоциальный контекст как необходимой составной части. Подчеркивает роль гражданских инициатив как промежуточной фазы, предшествующей формированию политических и иных институтов. Актуальность в российском контексте (« народ безмолвствует »): 2008 г., Д. А. Медведев : «C читаю своей важнейшей задачей дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых, самых широких возможностей для самореализации граждан – граждан, свободных и ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны ». 16

Предложение исключить термин « гражданское общество » из научного дискурса, в силу неопределенности его в отношении России, уже высказывалась некоторыми исследователями ( Солонин, 2002, с ). Но адекватной замены этому термину не было предложено, хотя наличие форм гражданской активности российского населения исследователями, как правило, не оспаривается. Возможно, термин гражданское участие может послужить такого рода заменой. 17

Особенностью действия экономических институтов редистрибутивной экономики, к которым относятся условная верховная собственность, редистрибуция, кооперация, служебный труд и ограничение издержек, или Х - эффективность, является иное положение экономических субъектов по сравнению с рыночной институциональной средой. Они отличаются не столько независимостью и самостоятельностью, сколько включенностью, « вложенностью » в хозяйственные структуры. Такая « неотделенность » определяет специфику массового экономического поведения, предполагающего не столько борьбу, сколько сосуществование с этими структурами. 18

Фокусирование на бюджетном процессе и анализе того, насколько справедливо распределение национального богатства, а также осуществляется ли это распределение надлежащим образом. Задача - сократить разрыв между теми конституционными и политическими правами, которые имеют граждане страны, и их реальным участием в бюджетном законодательном процессе наряду с административными процедурами, осуществляемыми правительством. 19

Одним из первых и наиболее успешных проектов российской « гражданской журналистики » стало активное обсуждение региональных бюджетов, то есть активное гражданское со - участие в деятельности региональных органов власти См. материалы сайтов :. Портал гражданской журналистики ; Ассоциация общественной журналистики И. Дзялошинский. Журналистика соучастия : зарубежный и отечественный опыт comm/books/souchastie/Dzyaloshinsky_book_part3.pdf; Что такое гражданская журналистика Школа гражданских коммуникаций comm/books/souchastie/Dzyaloshinsky_book_part3.pdf 20

С учетом особенностей исторически сложившейся институциональной структуры России это : трансляция обращений по инстанциям иерархической политической структуры и через эту деятельность – влюченность в процесс управления и выполнение необходимых контролирующих функций ( см. исследования юристов, посвященных анализу гражданского общества в России и отмечающие его значение как « соисполнителя » функций управления страной наряду с государственными властными структурами ). 21

Развитие российского гражданского общества в форме активного гражданского участия реализует важнейший императив социального прогресса, который заключается в росте одновременно свободы и ответственности все более широких масс населения, их осознанного участия в общественной жизни. В то же время специфика гражданского общества зависит от институциональных оснований, от того, какие институты исторически доминируют в общественной структуре той или иной страны. Поэтому важно принимать их во внимание. Повторяя Д. Норта, мы можем сказать : « институты имеют значение ». 22

Ostrom V Opportunity, Diversity and Complexity. In V. Ostrom. D. Feeny and H. Picht. Rethinking Institutional Analysis and Development: Issues, Alternatives, and Choice. San Francisco: ICS Press, Institute for Comparative Studies. Weimer D Institutional Design. Boston: Kluver Academic Publishers. Goodvin R.E The Theory of Institutional Design. New York: Cambridge University Press. Koremenos B., Lipson C. and Snidal D. (eds) The Rational Design of International Institutions New York: Cambridge University Press. Mathauer I., Carrin G The role of institutional design and organizational practice for health financing performance and universal coverage. World Health Report (2010) Background Paper, No 36.World Health Organization. Aligica P.D., Boettke P Institutional Design and Ideas-Driven Social Change. Notes from an Ostromian Perspective // The Good Society, vol. 20, # 1, pp Кирдина С. Г Институциональные основы гражданского общества. / Гражданское общество : зарубежный опыт и российская практика./ Под ред. А. Е. Лебедева, А. Я. Рубинштейна. Санкт - Петербург : Алетейя. С Кирдина С. Г Гражданское общество : уход от идеологемы // СОЦИС ( Социологические исследования ), 2, с

Материально - технологическая среда является ключевым фактором доминирования институциональной матрицы. Среда может быть коммунальной, то есть взаимосвязанной, интегрированной, когда разделение на части ведет к ее уничтожению как единой системы, ИЛИ Среда может быть некоммунальной, с возможностью самостоятельного функционирования ее отдельных частей. В коммунальной среде институты X- матрицы доминируют, а в некоммунальной - Y- матрицы. 24

В странах устойчиво ( явно или скрыто ) доминирует один тип матрицы ( Х или Y), при этом институты другой матрицы являются комплементарными ( дополнительными ). Тип доминирующей институциональной матрицы не меняется на протяжении исторического развития государства. Основной фактор доминирования той или иной матрицы – характеристики материально - технологической среды ( преимущественно коммунальной или некоммунальной ). 25

26

27

Функции экономических институтов Базовые институты редистрибутивной Х-экономики Базовые институты рыночной Y-экономики Движение благ Редистрибуция (аккумулирование – согласование– распределение) Обмен (купля–продажа) Закрепление благ Верховная условная собственность Частная собственность Взаимодействие экономических субъектов Кооперация Конкуренция Организация трудаСлужебный трудНаемный труд Сигналы обратной связи (эффективности) Ограничение издержек Х-эффективность Рост прибыли Y-эффективность 28

Функции политических институтов X-институты унитарной политической системы Y-институты федеративно- субсидиарной политической системы Территориальная организация государства Административное деление (унитарность) Федеративная структура (федерация) Устройство системы управления Иерархическая вертикаль во главе с центром (сверху) Самоуправление и субсидиарность (снизу) Порядок принятия решений Общее собрание и единогласие Многопартийность и демократическое большинство Замещениe управленческих позиций НазначенияВыборы Механизм обратной связи Обращения по инстанциям Судебные иски 29

Функции идеологических институтов X-институты коммунитарной идеологии Y-институты индивидуалисткой идеологии Главный принцип социального действия КоллективизмИндивидуализм Нормативное представление о социальной структуре ЭгалитаризмСтратификация Доминирующие социальные ценности ПорядокСвобода Трудовая мотивация Ориентированная на благополучие Денежно- ориентированная Тип социального восприятия Обобщение (интегральность, холизм) Специализация (атомизация, упрощение) 30

Соотношение стран с доминированием Х - и Y- институциональных матриц в мировом ВВП, выборка,