Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Использование ИКТ на уроках в начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование ИКТ в начальной школе в условиях введения ФГОС. Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия 35» Города Владимира Войнилович Т.Е.
Advertisements

Из опыта работы учителя математики ГБОУ СОШ с.Курумоч Хохловой Г.В.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Активизация познавательной активности учащихся Учитель: Л.В.Лысых МОУ СОШ с.Гнилуша.
Применение ИКТ в начальной школе. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; игровая.
Использование мультимедийных презентаций на уроках ОРКСЭ Выполнила Кираджян Юлия Александровна, СОШ 27.
В начальной школе. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
« Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности; отыскание соответственных.
Использование ИКТ в начальной школе в условиях введения ФГОС.
МКОУ «Дмитриевская ООШ» Использование ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности в начальных классах Учитель начальных классов Хмель Алена Дмитриевна.
L/O/G/O РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Конструирование урока математики с использованием ИКТ.
МОУ Прыганская средняя общеобразовательная школа Крутихинский район Алтайский край Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе Материалы к педсовету.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Учитель математики : МБОУ « СОШ с. Амурзет » Машанова Т. И.
Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках геометрии Муниципальное общеобразовательное.
Классификация и структура типов уроков теоретического обучения и методов обучения.
МОУ «Чкаринская основная общеобразовательная школа» Использование ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности в начальных классах Без новых информационных.
Использование ИКТ на уроках Лобос С.А. – заместитель директора по УВР.
Транксрипт:

Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Использование ИКТ на уроках в начальных классах для обучения умственно отсталых детей Выполнила учитель начальных классов школы 39 г. Томска Китаева Оксана Борисовна

Наш век век всеобщей компьютеризации общества. Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий. Уроки с использованием ИКТ – очень хорошо вписываются в любую образовательную программу, используемую для обучения умственно отсталых детей.

Чаще всего, говоря об ИКТ, имеют ввиду работу со старшими школьниками и в меньшей степени говорится об использовании ИКТ в начальной школе. Но, как показала практика нашей работы, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. В результате применения ИКТ в процессе обучения умственно отсталых детей в начальной школе наблюдается стабильная положительная динамика.

Противоречие o Противоречие между большой ролью использования ИКТ в обучении младших школьников с умственной отсталостью и отсутствием методик с использованием ИКТ в начальных классах для умственно отсталых детей.

Проблема, цель, объект Проблема исследования: каковы методы и приёмы в обучении младших школьников с умственной отсталостью с использованием ИКТ. Цель исследования разработать комплекс методов и приемов работы с младшими школьниками, имеющими умственную отсталость с использованием ИКТ. Объект исследования – процесс обучения умственно отсталых детей в начальной школе с использованием ИКТ.

Предмет, гипотеза Предмет исследования – методы и приемы работы с младшими школьниками, имеющими умственную отсталость с использованием ИКТ. Гипотеза – работа с младшими школьниками, имеющими умственную отсталость, будет успешной, если мы будем использовать на занятиях различные формы и методы работы с ИКТ.

Задачи исследования : Изучить теорию о видах умственной отсталости и возможностях детей с данными проблемами. Изучить и обобщить опыт Российских коллег, занимающихся данной проблемой. Разработать новые методики, основываясь на теоретических знаниях и на опыте коллег.

Методология исследования Теоретическая база основывалась на трудах Л.С.Выготского, О.П.Гаврилушкиной, А.А.Катаевой, Э.Кулеша, Н.Г.Морозовой, Ю.А.Разенковой. Е.А.Стребелевой, исследователей Н.Ю.Боряковой, С.Я.Рубинштейн, У.В.Ульенковой, А.Р.Лурия, М.С.Певзнер, СЯ.Рубинштейн, Г.Е.Сухарева, Ж.И.Шиф и Российских коллег

Методы и этапы исследования: Метод обобщения и систематизации опыта и знаний. Этапы исследования: 1.Изучение теоретического материала по данной проблеме 2.Изучение опыта работы педагогов по использованию ИКТ в работе с умственно отсталыми детьми. 3. Анализ полученных результатов.

Научная новизна: Новизна может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю (по А.Ф.Ануфриеву). Использование ИКТ в школе уже давно не ново и учителя в современной школе уже давно используют компьютерные технологии в своей работе, но использование ИКТ для обучения умственно отсталых детей ещё нигде достаточно широко не освещалось и поэтому данная тема является новой.

Формы умственной отсталости: Существует три формы умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. Дебильность - легкая степень умственной отсталости. Имбецильностью (лат. - слабый, незначительный) средняя степень умственной отсталости. Идиотия (греч. - невежество) является наиболее тяжелой степенью

Классификация форм и методов работы Акцентируя своё внимание на особенностях каждого ребёнка можно классифицировать формы и методы работы с ними: Для глубоко умственно отсталых детей информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся Для детей с задержкой психического развития и детей с легкой умственной отсталостью можно применять методы и формы работы, которые требуют элементарного анализа, можно предложить задания на развитие логического мышления. Для детей – аутистов с несохранным интеллектом подойдёт только задание, которое включает в себя повторяющиеся элементы, количество элементов небольшое, зависит от того сколько единиц информации может удерживать ребёнок в памяти, без длительных пояснений, даётся чёткая инструкция. Для имбецилов и детей с умеренной умственной отсталостью необходимы небольшие по объёму задания, но немного посложнее, чем для глубоко умственно отсталых, систематически повторяющиеся изо дня в день.

Работа проводится в школе 39

Классификация типов урока для умственно отсталых детей 1. Урок усвоения новых ОУД (компьютерная презентация) 2. Урок практических занятий, отработка ОУД (компьютерная игра) 3. Урок проверки ОУД (компьютерные тренажёры) 4. Комбинированные уроки

Формы обучения умственно отсталых детей с использованием ИКТ в начальных классах Словесные Метод демонстраций Демонстрация презентаций Демонстрация фильмов Демонстрация слайдов Метод иллюстраций Иллюстрация слайдов Иллюстрация презентаций Использование интернет ресурсов и как иллюстрация и как демонстрация Использование интерактивной доски и как иллюстрация и как демонстрация Наглядные Объяснение материала с использованием слайдов, презентаций и интерактивной доски) Проговаривание слайдов Обсуждение фильмов Рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске) Беседа (по фильму) Практические Упражнения (Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса возраста и индивидуальных особенностей учащихся.) Устные упражнения Письменные упражнения Практические работы (использование тренажёров)

Варианты организации деятельности с презентациями могут быть следующими: 1.Учитель объясняет тему с использованием презентации. 2. Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти. 3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.

4. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части. 5. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке. 6. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.

7. Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка вставить небольшой текстовой фрагмент. Например, обобщающий урок по теме «Поздравительная открытка» 8. Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения». Создание учебных презентаций-фильмов. Использование таких фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, позволяет создавать опорные схемы для лучшего усвоения материала. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. Уроки с использованием презентаций-фильмов в начальных классах для обучения умственно отсталых детей, для некоторых являются чуть ли не единственным способом овладения знаниями

Понимая всю важность внедрения ИКТ в практику учителя, мы выделили основные направления работы: использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников; проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, нами используются мультимедийные средства. Так, например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасные фильмы о буквах и звуках.

Формы работы 1. Игра – тренажёр (для отработки навыков грамотного письма и счёта были созданы учебные игры – тренажёры. Например, благодаря индивидуальной игре – тренажёру «Зайка в школе» можно проверить знания и по русскому языку, и по математике, и по окружающему миру) 2. Работа с презентацией (для изучения нового материала создаются презентации) 3. Просмотр фильмов (изучение нового материала) 4. Работа с интерактивной доской (изучение нового материала, закрепление и повторение)

Вывод: Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна и на данный момент недостаточно изучена. В своей работе мы успешно используем ИКТ для обучения умственно отсталых детей, использую методы презентации и компьютерных игр на уроках, презентации к урокам разрабатываю самостоятельно с учётом индивидуальных способностей каждого учащегося (презентации прилагаются). Считаем, что данная работа поможет молодым специалистам в работе с умственно отсталыми детьми.

Фрагмент урока русского языка

Интегрированный урок труд, математика, информатика.

Фрагмент урока с использованием презентации

Урок ИЗО для наглядности использовались картинки из интернета.

Урок труда, используем иллюстрации из интернета.

Урок математики интегрированный.

Учащийся 39 школы

Фрагмент из презентации урока «Знакомство с азбукой»