Анализ городских сообществ. Лекция 3. Смена парадигмы развития городов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. Современное развитие и модернизация пространства: социальный контекст. Лекция 2. Ч. 2. Смена парадигмы развития городов.
Advertisements

Города, создающие инновации: стратегии трансформации Виктория Желтова.
Транспортная политика преодоления территориальной разобщенности О. Н. Дунаев доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве.
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД ИРКУТСК- ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД. Главный ресурс города – люди: человеческий ум и творческие способности.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Актуальные вызовы развитию российских городов. Желтова Виктория Центр стратегических разработок «Северо-Запад»
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Проект концепции «Бренд Ярославля» 2012 год Ярославль.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВНЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.
"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
Тарасевич Михаил Александрович генеральный директор ЗАО «Завод «Людиновокабель» 25 февраля 2011 г.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА RESEARCH PROJECT OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL TOURISM: THEORY AND PRACTICE.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Калининградская региональная общественная организация Агентство поддержки культурных инициатив «ТРАНЗИТ» СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ.
1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ понимается как совокупность квалификационных характеристик людей, принимающих стратегические решения по управлению поселением,
Транксрипт:

Анализ городских сообществ. Лекция 3. Смена парадигмы развития городов

Концепция европейских «умных городов» - smart cities Умная экономика ( индикаторы – дух инноваций, предпринимательства; развитие международного сотрудничества) Умная экономика ( индикаторы – дух инноваций, предпринимательства; развитие международного сотрудничества) Умная мобильность (доступность транспортной системы, ее разнообразие ) Умная мобильность (доступность транспортной системы, ее разнообразие ) Умное правительство (участие населения в принятии решений, спектр и качество оказания социальных услуг, прозрачность управления) Умное правительство (участие населения в принятии решений, спектр и качество оказания социальных услуг, прозрачность управления) Умный образ жизни (культура, образование, здоровье, личная безопасность, социальная сплоченность) Умный образ жизни (культура, образование, здоровье, личная безопасность, социальная сплоченность) Умные люди (уровень квалификации, приверженность LLL, социальный и этнический плюрализм, креативность, открытость мышления, участие в общественной жизни) Умные люди (уровень квалификации, приверженность LLL, социальный и этнический плюрализм, креативность, открытость мышления, участие в общественной жизни) Умная окружающая среда (защита окружающей среды, борьба с загрязнениями, менеджмент ресурсов) Умная окружающая среда (защита окружающей среды, борьба с загрязнениями, менеджмент ресурсов)

Концепция европейских «умных городов» Как «умные города» участвуют в формировании городских сообществ? Как «умные города» участвуют в формировании городских сообществ?

Смена парадигмы развития городов Фордистский город («индустриальный ») Ресурсопотребление Ресурсопотребление Углеродная энергетика Углеродная энергетика Централизованные инфраструктурные сети Централизованные инфраструктурные сети Новый город (ресурсопроизводящий, постуглеродный) Ресурсопроизводство Ресурсопроизводство Постуглеродная энергетика Постуглеродная энергетика Благосостояние Благосостояние «Умные сети» «Умные сети» «Малая умная сеть» «Малая умная сеть»

Смена парадигмы развития городов Индустриальный Жесткая функциональная организация Жесткая функциональная организация Публичное пространство Публичное пространство Жилая зона Жилая зонаНовый Гибкая, функциональная организация пространства Гибкая, функциональная организация пространства Публичное пространство Публичное пространство Рабочее пространство Рабочее пространство Жилая зона Жилая зона «Третье место» «Третье место»

Смена парадигмы развития городов Индустриальный Экономика индустриального мира Экономика индустриального мира Традиционная индустрия Традиционная индустрия Наемные работники Наемные работники Mall-культура Mall-культураНовый Постиндустриальная экономика Постиндустриальная экономика Креативная и инновационная экономика Креативная и инновационная экономика «Свободные агенты» (интеллектуальный класс) «Свободные агенты» (интеллектуальный класс) Smart-потребление Smart-потребление

Смена парадигмы развития городов Ключевой вектор развития – экология и качество жизни Ключевой вектор развития – экология и качество жизни Ориентация городских поселений – креативный, интеллектуальный класс Ориентация городских поселений – креативный, интеллектуальный класс Конкуренция за талантливых людей Конкуренция за талантливых людей

Тренды, вызывающие смену парадигмы развития городов 1) Активизация нового поколения потребителей с новыми ценностями (эхобумеры = ) 2) Волна появления и использования «умных» вещей 3) Фундаментальные изменения отношений человека с природой (экологический фактор + тупиковый путь развития мира по энергозатратной модели

Тренды, вызывающие смену парадигмы развития городов (1) Согласно опросам, родители-эхобумеры ( ) отказываются от своих предпочтений в пользу детей «поколения Y» (1984 = 2003, миллениумы). Согласно опросам, родители-эхобумеры ( ) отказываются от своих предпочтений в пользу детей «поколения Y» (1984 = 2003, миллениумы). Выбор локации проживания, типа neighbourhood – за поколением миллениумов (интересная среда жизни, разнообразие социальных контекстов, возможности для самореализации) Выбор локации проживания, типа neighbourhood – за поколением миллениумов (интересная среда жизни, разнообразие социальных контекстов, возможности для самореализации) Увеличение числа неполных семей и одиноких людей (изменение, рождение новых городских сообществ) Увеличение числа неполных семей и одиноких людей (изменение, рождение новых городских сообществ)

Тренды, вызывающие смену парадигмы развития городов (1) Бебибумеры-пенсионеры – изменение образа жизни и предъявление новых требований к жизненному пространству Бебибумеры-пенсионеры – изменение образа жизни и предъявление новых требований к жизненному пространству Ключевые требования – к экологии и городской среде обитания Ключевые требования – к экологии и городской среде обитания

Тренды, вызывающие смену парадигмы развития городов (2) Умный дом – вещи связаны в информационные и энергетические сети Умный дом – вещи связаны в информационные и энергетические сети Повышение уровня управленческих функций внутри дома, внутри города Повышение уровня управленческих функций внутри дома, внутри города Упрочение роли не-человеческих технологий в формировании «машинного города» Упрочение роли не-человеческих технологий в формировании «машинного города»

Тренды, вызывающие смену парадигмы развития городов (3) Иссякают доступные для добычи природные истощаемые ресурсы Иссякают доступные для добычи природные истощаемые ресурсы В обществе достигнут консенсус относительно того, что человек влияет на климат В обществе достигнут консенсус относительно того, что человек влияет на климат Дороговизна энергоносителей и новые требования к экологии Дороговизна энергоносителей и новые требования к экологии

Новые вызовы для городов Старые города не вмещают новые поколения людей и вещей (трудно обеспечить себе тот образ жизни, которые каждый хочет; в Москве практически невозможно передвигаться пешком) Старые города не вмещают новые поколения людей и вещей (трудно обеспечить себе тот образ жизни, которые каждый хочет; в Москве практически невозможно передвигаться пешком) Поколение-миллениум меньше привязано к месту рождения (хорошо там, где интересно жить, хороший климат и много солнца ) Поколение-миллениум меньше привязано к месту рождения (хорошо там, где интересно жить, хороший климат и много солнца ) Важно распределение «драйва» среди людей, а непросто его наличие. Креативные пространства обеспечивают доступ к такому городскому «драйву» большему числу людей Важно распределение «драйва» среди людей, а непросто его наличие. Креативные пространства обеспечивают доступ к такому городскому «драйву» большему числу людей

Новые тренды в развитии городов 1) Креативные города – творчество и самореализация становятся основой всего. Сначала – создание условий для самовыражения, затем – появление возможностей на основе этого создавать инновационную экономику и производства 2) Ресурсосберегающие города. Portland – с 1996 г. развивается как post-carbon city: резкое сокращение автотрафика в городе, развитие общественного транспорта, переход к возобновляемым источникам энергии. Самое большое количество гибридных авто и «зеленых домов» - в Портленде; длина велосипедных дорожек с 2000 г. увеличилась в 5 раз, объем продаж бензина ежегодно сокращается на 5%.

Новые тренды в развитии городов 3) Концепция «third place» (Ray Oldenburg) «Первое место» - жилье/дом «Второе место» - работа Создание локальных под-центров – одновременно и территория общения, и место отдыха, и место работы. Сеть кофеен Starbucks – пример использования концепции в своей бизнес-модели Umpqua Bank (штат Орегон) – место для жизни в neighbourhood. Это Starbucks банковской индустрии; store instead of branch

Концепция «third place» Рэй Ольденбург: Зачем люди ходят в кафе? Из страха… перед боссом, сварливой женой, ревнивым мужем, перед одиночеством. Рэй Ольденбург: Зачем люди ходят в кафе? Из страха… перед боссом, сварливой женой, ревнивым мужем, перед одиночеством. К сочетанию З.Фрейда рецепта «простого человеческого счастья» = К сочетанию З.Фрейда рецепта «простого человеческого счастья» = «работа + любовь/дом» добавил «убежище» - кафе, бар, кинотеатр, банк, почтовое отделение, центральная улица!

Концепция third place Функции «третьего места»: Функции «третьего места»: - Выравнивание статуса присутствующих в этом пространстве - Инициирование политики «снизу» - grassroots politics, - Укоренение традиций публичных ассоциаций - Предоставление психологической помощи

Новые тренды в развитии городов 4) Идея пешеходного масштаба города – до «третьего места» человек должен дойти пешком! «Новый урбанизм» - плотная городская среда, насыщенная коммуникациями, саморегулируемая, спонтанная Возвращение к «новому урбанизму» - Jane Jacobs The Death and Life of Great American Cities, 1961

Новые тренды в развитии городов 5) Города, производящие, а не потребляющие энергию (Европа, США, Япония, Южная Корея – к 2020). Принятие «умных домов» в качестве стандартов, переход от пассивных (здания с низкими энергозатратами на отопление) к энергопроизводящим домам (утилиты для производства энергии «прошиты» в домах - ветряки, солнечные батареи, тепловые насосы). Принятие «умных домов» в качестве стандартов, переход от пассивных (здания с низкими энергозатратами на отопление) к энергопроизводящим домам (утилиты для производства энергии «прошиты» в домах - ветряки, солнечные батареи, тепловые насосы).

Кризис американских пригородов (the suburbs) Поколение бэбибумеров за пешеходное планирование, против автотрафика (Valdosta, GA) Поколение бэбибумеров за пешеходное планирование, против автотрафика (Valdosta, GA) The Mall-culture (кондиционированный сарай с магазинами, 1956) - по 100 ТЦ в год закрывается в США. Замена – европейского типа плотные торговые улицы, возвращение к «человеческому масштабу» The Mall-culture (кондиционированный сарай с магазинами, 1956) - по 100 ТЦ в год закрывается в США. Замена – европейского типа плотные торговые улицы, возвращение к «человеческому масштабу» Suburbs становятся разнообразнее, очеловечиваются: пригороды Бостона – жильцы высаживают деревья, прокладывают дорожки, формируются communities Suburbs становятся разнообразнее, очеловечиваются: пригороды Бостона – жильцы высаживают деревья, прокладывают дорожки, формируются communities

Особенности трансформации российских городов Создание мотивов для жизни в публичном пространстве – формирование центра города, публичных пространств типа «третьего места» Создание мотивов для жизни в публичном пространстве – формирование центра города, публичных пространств типа «третьего места» Повышение пешеходной доступности рекреационных зон Повышение пешеходной доступности рекреационных зон Создание мотивов пребывания в центре города для жителей и гостей (обычно 25% и 75%) Создание мотивов пребывания в центре города для жителей и гостей (обычно 25% и 75%) Создание городов, отвечающих интересам как пенсионеров, так и молодежи (поколение-миллениум) Создание городов, отвечающих интересам как пенсионеров, так и молодежи (поколение-миллениум) Отказ от жесткого функционального зонирования: жилье – офисы – промышленность, т.е. отказ от маятниковой миграции «дома – работа». Смешение пространств – жилье, офисы, торговля, спорт, рекреации Отказ от жесткого функционального зонирования: жилье – офисы – промышленность, т.е. отказ от маятниковой миграции «дома – работа». Смешение пространств – жилье, офисы, торговля, спорт, рекреации Повышение креативности городского пространства (создание квартала дизайна и искусства, как в европейских и американских городах). Повышение креативности городского пространства (создание квартала дизайна и искусства, как в европейских и американских городах). Масдар в ОАЭ, проект футуристического постуглеродного города, с участием IBM: « Мы его построим, многому научимся и по всему Персидскому заливу будем потом экспортировать свои компетенции»

Инновационный город «Сколково» Ядро – аспирантские, магистерские исследовательские модули университета Ядро – аспирантские, магистерские исследовательские модули университета Кипящий вокруг ядра «бульон» из малых фирм (компании существуют в проектном режиме - легко создаются и быстро распадаются) Кипящий вокруг ядра «бульон» из малых фирм (компании существуют в проектном режиме - легко создаются и быстро распадаются) «Заказчики» и «промышленные партнеры» (связаны с созданием опытных образцов и запуском инновационных продуктов в серию) «Заказчики» и «промышленные партнеры» (связаны с созданием опытных образцов и запуском инновационных продуктов в серию) Жилая зона: Жилая зона: - для «оседлых» резидентов (социальные, образовательные сервисы) - для мобильной молодежи (апартаменты) Общие принципы пространства – пешеходный масштаб, связанность с окружающими населенными пунктами, наличие жилья, предполагающего высокую мобильность населения

Инновационный город «Сколково» Город – как многослойная карта Город – как многослойная карта Каждый слой живет по своим правилам и законам Каждый слой живет по своим правилам и законам Город создается по принципу компьютерной программы «с открытым кодом» (существуют рамки/правила развития места, при этом сам проект является гибким и открытым). Машинный город (Амин, Трифт)? Город создается по принципу компьютерной программы «с открытым кодом» (существуют рамки/правила развития места, при этом сам проект является гибким и открытым). Машинный город (Амин, Трифт)?

Инновационный город «Сколково» Каковы характеристики повседневности инновационного городского поселения? Каковы характеристики повседневности инновационного городского поселения? «Просто жизнь (Амин,Трифт) в Сколково»? Каково содержание и взаимодействие элементов: «Просто жизнь (Амин,Трифт) в Сколково»? Каково содержание и взаимодействие элементов: - экологическая среда - практики биополитики - ощущения? Какие из пяти типов современных городских сообществ (Амин,Трифт) будут развиваться в Сколково и что этому будет способствовать? Какие из пяти типов современных городских сообществ (Амин,Трифт) будут развиваться в Сколково и что этому будет способствовать?

Брэндинг городов Использование специфики, отличий города для упрочения его конкурентных преимуществ Направлен на следующие группы: 1) обыватели, являющиеся потребителями разнообразных товаров и услуг, посещающие разные страны и города в качестве туристов 2) квалифицированная рабочая сила, чья внутренняя и внешняя миграция значительно возросла за последние 10 лет 10 лет 3) Инвесторы, находящиеся в постоянном поиске наиболее эффективного размещения своих капиталов

Брэндинг городов Коммуникационные программы для указанных целевых аудиторий: 1) интересен социо-культурный аспект, связанный с наличием уникальных природных мест, историей и культурными достопримечательностями региона 2) важны экономический и инфраструктурный аспекты (ожидаемый доход, возможность приобретения жилья, рекреационные возможности) 3) ключевая заинтересованность лежит в сферах макроэкономики, государственной и региональной политики

Формирование имиджа территории, управление имиджем Имидж территории – это существующая в сознании совокупность устойчивых (но необязательно системных и верных) представлений о территории. Он складывается из трёх составляющих – одной объективной (характеристики территории, отражающие объективную действительность) и двух субъективных (личный опыт, личное представление о территории, с одной стороны, и чужие мнения, стереотипы и слухи о территории – с другой).

Стадии формирования имиджа города Репутация города становится источником информации и также влияние на формирование его имиджа !!!

Результаты анкетирования жителей города Лермонтов Ставропольского края

Опрос целевой аудитории для выявления имиджа концентрируется на следующих направлениях: Осведомленность о городе: есть ли вообще у респондента представление о данном месте; Благосклонное отношение к городу: мнение о нем в целом; Происхождение имиджа: какая информация способствовала возникновению имиджа и из каких информационных источников она поступила; Семантика имиджа: по каким характеристикам города респондент составляет представление о нем (сначала выясняется, какие параметры территории города являются для респондента главными, имиджеобразующими, а затем предлагается оценить состояние данных параметров в городе).

Что может лечь в основу имиджа города?