Иосиф Дискин РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА Презентация для обсуждения на Совете ВЦИОМ 26 апреля 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие гражданского общества: проблемы, цели, инструменты Иосиф Дискин Доклад на Семинаре ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ 17 января, 2013 г.
Advertisements

РОССИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И МИССИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Дискин И.Е. ДОКЛАД НА ФОРУМЕ НКО января 2015г.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Иосиф Дискин Доклад на заседании Комиссии ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ 8 ноября, 2012.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
МОДЕРНИЗАЦИЯ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ Иосиф Дискин ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МИРОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ФОРУМЕ ЯРОСЛАВЛЬ СЕНТЯБРЬ 2011Г.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ д.э.н. Дискин Доклад на Научном совете ВЦИОМ 10 февраля 2010 г.
Американская экономическая система и её функционирование.
Либерализм и консерватизм – две главные идеологии современности Выполнил(а).
Систематизация норм осуществлена в соответствии с юридико-техническими канонами Укрупнение статей дает более полное представление о цели и результате правового.
Российская политика и кризис И.М.Бунин доктор политических наук Президент фонда «Центр политических технологий»
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
Институциональные аспекты политики Возникновение и необходимость существования социально-политических институтов. Специфика содержания и функции. Ванюшина.
Тема: «Правовое регулирование экономических отношений».
11 класс Абалихина Ирина, Ширяева Екатерина. Цели проекта : 1. Изучить структуру современного общества. 2. Рассмотреть модели социальной структуры Российского.
Коррупция ( от лат. corrumpere « растлевать ») использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды,
МЕНЕДЖМЕНТ. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Транксрипт:

Иосиф Дискин РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА Презентация для обсуждения на Совете ВЦИОМ 26 апреля 2011 г.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА Сегодня много обсуждается «Россия, которую мы потеряли», «образ желаемой России», доминирует принцип – «нарисуем – будем жить»; «Окна возможностей» почти не обсуждаются, слово «компромисс» под подозрением; Почти не обсуждается специфика развития России (либо ее уникальность, либо обычность);

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА Гипотеза: ключевые факторы, определяющие «окна возможностей», функционирование комплекса формальных и неформальных институтов и доминирующие модели социального действия. Исходная интрига. Налицо явное противоречие: негативистские оценки современных социальных, экономических и политических процессов, (в теоретических концепциях и оценках видных аналитиков; широко распространенный социальный оптимизм населения, относительно высокий уровень инвестиционной активности частного бизнеса. Главная задача – выстроить удовлетворительную объяснительную конструкцию макросоциального и, соответственно, институционального функционирования современной России.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА Представимые России. Матрица представлений: неизменность институтов и моделей социального действия против с их кардинальных изменений последних десятилетий. Неизменность институтов: Представление 1. Неизменная пассивность населения, создающая всевластие Власти - «Русская система». Представление 2. Нерыночная природа российских институтов навсегда - «Теория раздатка». Представление 3. Рыночное развитие подмято бюрократической надстройкой - «Неоэтакратизм». Представление 4. Преемственность новых «сословий» и советской номенклатуры - «Сословная структура».

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА Представимые России Изменившиеся институты: Представление 5. «Россия - феодальное общество». Представление 6. «Россия – национальное государство». Представление 7. Вводимые формальные нормы не противоречат действующим неформальным практикам - «Новая институциональная теория». Неизменные модели социального действия. Представление 8. Кардинальное несоответствие формальных институтов и моделей социального действия. Этика ответственности. - «Абортивная модернизация». Представление 9. «Перманентная трансформация как причина слабости институтов и размытости моделей социального действия».

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА Представимые России Изменившиеся модели социального действия. Представление 10. «Архаизация – результат произошедших социальных изменений». Представление 11. «Результат социальных изменений - рационализация и индивидуализация». Куда ведет матрица? Ни одна представленная конструкция не может монопольно претендовать на роль фундамента для объяснительной схемы. Для ее создания нужна «мозаичная сборка», из отдельных концептуальных положений различных подходов.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА АРХИТЕКТОНИКА МАКРОСОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН Макросоциальные изменения прочные рамки, определяющие: характер функционирования социальных институтов; модели социального действия. Адаптационный кризис 90-х годов привел к пересмотру моделей социального действия у большинства населения. Прежние утратили актуальность, а новые нужно было еще выработать. Индивидуализм. Распространенный миф - доминирующий патернализм, зависимость населения от милостей всесильного государства; Две трети людей со средним достатком считают, что их материальное благополучие плод их собственных усилий; В результате социальной трансформации в нашей стране преобладают слои и группы, ориентированные на индивидуализм. Рационализация. Рационализированные, вполне адаптированные слои способны адекватно реагировать на мотивирующие сигналы, использовать предоставляемые возможности; Впервые в истории России появились массовые слои и группы, способные к самостоятельному решению собственных жизненных проблем- «новая Россия»; Эти слои создают базу для высокой социальной мобильности, предприимчивости и инициативы, обеспечивают адаптивность общества, эффективное функционирование его институтов, включая конкурентный рынок и плюралистичную демократию.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА АРХИТЕКТОНИКА МАКРОСОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН Безличностный индивидуализм. Двухсекторная этика. Гипотеза: в российском социуме не достает каких-то характеристик, необходимых для успешного функционирования институтов, рассматриваемых в качестве «нормальных»; Чем дальше соответствующее социальное пространство отстоит от человека, тем больше нужда в универсалистских ценностях, чем ближе, тем более значимы ценности партикулярные; Классическая «веберианская» модель трансформации - - по мере секуляризации и рационализации ценностно-рациональное поведение сменяется целерациональным. Россия – не классический случай: религиозные нормы - слабый социальный регулятор жизни, универсалистские ценности также. Слабы институты горизонтального контроля, столь значимые на Западе; Дефицит общественной морали - важный фактора низкой эффективности наличных социальных институтов; В нашем обществе распространено высокое чувство ответственности за «своих», за свое непосредственное окружение. Этот круг отношений регулируется партикулярными, ценностями;

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА АРХИТЕКТОНИКА МАКРОСОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН Безличностный индивидуализм. Двухсекторная этика. Процессы рационализации и индивидуализации, происходившие в постсоветский период, не сопровождались адекватными изменениями в механизмах социального контроля и социальной интеграции; Налицо разная степень ответственности за происходящее - концентрическая модель ответственности - уровень социальной ответственности снижается по мере удаленности конкретных социальных отношений – двухсекторная этика; В нашей стране возник феномен - «безличностный индивидуализм», введенный Борисом Капустиным; Макросоциальная среда держится на отношениях "лицом к лицу": семья, близкие друзья и т. д. Действенными регуляторами выступают не универсалистские, а партикулярные ценности.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ РОССИЯ: ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТОВ. Барьеры при создании объяснительной схемы. ситуация в социальной науке. Увлечение западным мейнстримом оставляет вне анализа специфику нашей страны. большинство эмпирических исследований не используют теоретические конструкции, отражающие российскую специфику. государственно-политическая практика не создает спроса на теорию. Чиновники подхватывали «модные» концепции, для подтверждения своей «продвинутости», «встроенности в тренд»; в умонастроениях власти преобладает волюнтаризм (Г.О. Павловский). отсутствие спроса со стороны активных слоев и групп, их «ядра», претендующего на идейно-политическое лидерство.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ РОССИЯ: ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТОВ. Запрос на перемены и адекватную теорию. поворот к развитию требует интеграции слоев и групп, которые способны: а) генерировать новые институциональные образцы; б) выступать в роли их рациональных и компетентных критиков; в) формировать запрос на институциональную реконструкцию. в «продвинутых» группах, в «Новой России» сложился новый институциональный запрос- смена существующего порядка. демократический порядок не очень нужен политическим партиям. Строгое соблюдение правил смертельно для «силовой бюрократии», стригущей купоны с административной ренты. Жизнь по правилам не нравится и части бизнеса, привыкшей «решать проблемы». Абстрактных мечтаний навалом, но реального, платежеспособного спроса на демократический порядок маловато.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ РОССИЯ: ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТОВ. Запрос на перемены и адекватную теорию. для функционирования демократии нужен либо неподкупный контролер, либо самоорганизация пассажиров, наказывающая «зайцев» демократического порядка. Но пока ни того, ни другого нет. в стране произошел политэкономический сдвиг – появился «покупатель» демократии, закона и порядка – «Новая Россия» (бизнес, ориентированный на нормы конкурентного рынка), часть «муниципалов», связанная с интересами населения, часть руководителей регионов, к ним примыкает часть «средних слоев», ориентированных на демократический порядок по идеологическим пристрастиям и в силу понимания связи своих интересов с позитивными социальными изменениями.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ РОССИЯ: ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТОВ. Генезис и характер наличных социальных институтов. ключевой фактор складывания современной систему - приватизация широко понимаемой правоохранительной системы. выработка предвидения последствий собственных действий - распространение «понятий» - принципа неотвратимости наказания. влияние «феномена Руссо», убеждение, что становление справедливых институтов возможно на основе рационального эгоизма, предвидения индивидами последствий их решений. при низком влиянии универсалистских ценностей, функционирование модернизованных институтов осуществлялось на базе сетей доверия, регулируемых партикулярными ценностями. Становление демократического порядка: улучшение условий конкуренции, снижение роли административного ресурса лежит через национализацию правоохранительной системы, защиту прав собственности. Шанс на успешную «институциональную реконструкцию» связан с появлением «Новой России» - массовых слоев и групп, ориентированных на самостоятельное решение собственных проблем, адаптированных и принимающих рациональные решения на основе собственного опыта.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ РОССИЯ: ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТОВ. Институциональные конвенции. Исходная гипотеза «теории конвенций» - «после сбора информации и переговоров разумные экономические агенты могут достигать соглашения по поводу нормального функционирования их отношений». Конвенция формируется в «сетях доверия» на основе рациональных представлений акторов о предвидимых последствиях их взаимодействия с соответствующими элементами институциональной среды. Под внешней оболочкой формальных институтов скрывается конвенционально выработанное взаимодействие неформальных норм. Результат формирования конвенции - представления о правилах игры - основы индивидуальных неформальных норм. Различие между институциональными системами, основанными на универсалистских и партикулярных ценностях. В первом случае главное - знание правил, во втором - доступ к акторам, манипулирующим этими правилами. Действующая институциональная конвенция далека от правовых норм и сомнительна с этической точки зрения, но она снизила институциональные риски.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ РОССИЯ: ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТОВ. «Путинская конвенция». В 2000-х сформировались две тенденции: первая – «олигархическая» - правительство реализует заказ «олигархов»; вторая – власть - «арбитр» конвенции. «Путинская конвенция» - система неформальных норм, определяющих меру нарушения легальных норм в зависимости от статуса ее участника. Сущность – размен лояльности и соблюдения ее норм на свободу предпринимательской активности. «Путинская конвенция» носила ограниченный характер, охватывала верхи политики и бизнеса. Другие существовали под «крышами» регионалов – «тяжеловесов». Конвенция отчасти компенсировала приватизацию правоохранительной системы, смягчала конфликты между ее ведомственными и региональными элементами, упорядочила административный ресурс, создала большие, чем прежде, гарантии собственности, предсказуемость институциональных отношений. Налицо новый этап институционального генезиса. Кризис проблематизировал институциональные основания, повысил роль рыночных и легальных механизмов.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ РОССИЯ: ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТОВ. Противоречия и тренды генезиса. Основные противоречия генезиса: противоречия между претендентами на повышение статуса и «защитниками ранее завоеванных высот»; противоречие между сторонниками status quo и группами, выступающими за равенство правил для всех. Складывания новой, точнее, скорректированной «медведевской конвенции» - сужение зазора между неформальными практиками и нормами закона, интеграция локальных конвенций, проникновение ее норм на региональный уровень. Слои и группы населения, рационально оценивающие, как свои наличные ресурсы, так и возможности, оценивают надежность институциональной среды существенно выше, чем это представляется большинству исследователей и экспертов.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА «Коридоры возможностей» и их политические рамки. Альтернативы институционального генезиса. позитивная эволюция институциональной конвенции, направленная на уменьшение «зазора» между ее нормами и требованиями закона; негативная эволюция институциональной конвенции, направленная на упрочение ее норм, устанавливающих латентную иерархию, предусматривающую соответствующие неформальные права на нарушение легальных норм («друзьям все, врагам закон»); разрушение институциональной конвенции, исчезновение прежней сколько-нибудь упорядоченной системы социальных норм, регулирующих наличное институциональное функционирование.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА «Коридоры возможностей» и их политические рамки. Разрушение институциональной конвенции. Альтернативы «разрушения»: исполнение норм существующего законодательства или становление нового, более справедливого закона. Эти цели абсолютно справедливы и пользуются массовой поддержкой. «Закон де Токвиля» не оставляет выбора: лучше эту повестку предложит власть, чем ее продавит улица. Проблема не в недостатках самих норм, а в характере их правоприменения. Должна смениться мотивация участников этого правоприменения. Если этим займутся представители существующей системы, то это лишь захлопнет крышку ее приватизации. Вероятнее всего, эта ветка генезиса ведет к альтернативе «негативной эволюции», к обновленной иерархии специальных прав, установленной «силовиками» и их союзниками. Угроза: между разрушением конвенции и «восстановлением законности» лежит период институциональной турбулентности. Разрушение порядка вероятно, его восстановление – нет,

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА «Коридоры возможностей» и их политические рамки. Негативная эволюция институциональной конвенции. «Негативная эволюция» институционального генезиса – упрочение иерархии, связанных с ней специальных прав на нарушение легальных норм. Она будет «продаваться» под лозунгами «стабильности». Опасения слома порядка широко распространены во всех слоях и группах населения. Большинство элитных групп - нетто- бенефициарии существующего порядка. Устойчивое его функционирование требует его легитимации. Его источники: традиция, харизматический лидер и рациональное право. Ни первого, ни третьего у нас нет. По поводу лидера – сомнения. Без легитимности конвенция будет под атакой тех, кто лишен ее благ. Политическое измерение такого развития - авторитаризм. Демократические ориентаций активных слоев влекут: массовый натиск на устои конвенции, снижает ее регулятивные возможности и привлекательность. Результат: либо «разрушение» с самыми драматичными, если не трагическими последствиями, либо «прозрение» демиургов конвенции, осознание ими перспектив альтернативы.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА «Коридоры возможностей» и их политические рамки. Позитивная эволюция институциональной конвенции. В экспертных кругах существует скептическое мнение относительно ее перспектив, скромные усилия Президента сталкиваются с заматыванием и прямым саботажем. Усиление административного нажима без роста политической поддержки – путь к сплочению сил сопротивления, к «негативной эволюции». Политический прессинг должен быть частью целостной кампанию, подкрепленную идейно-политическим натиском. Главный барьер – уклонение влиятельных групп от политической борьбы за национализацию правоохранительной системы. Слабость социально- политической субъектности сторонников «позитивной эволюции» снижает шансы на успех. Высокая рациональность этих сторонников, осознание ими собственных интересов, дает шанс на выстраивание новой диспозиции, необходимой для активной борьбы за позитивную эволюцию, в целом. Налицо очень узкий и довольно рискованный «коридор возможностей»: слабый прессинг порождает ответную реакцию сторонников status quo, оставляет мало шансов на успех, а слишком сильный, но мало рационализированный - ведет к очень опасным сценариям. От руководства страны, нужен не только подвиг личного политического мужества, но и глубокое понимание происходящего вместе с немалым искусством политического лавирования.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА «Коридоры возможностей» и их политические рамки. «И нерционный» сценарий – интеграция «институциональной конвенции». Сценарий - результат относительного равновесия сил поддержки «негативной» и «позитивной эволюции». Он основан на расширении факторов формирование иерархии, рассматриваемой конвенции, все большее значение должны приобретать реальные заслуги. В ее рамках вырастет влияние правовых норм. Сценарий имеет шанс лишь при сохранении стабильности, авторитета арбитров конвенции. Риски: замедление социальной динамики, снижение экономического роста. В действие вступает «закон де Токвиля» - запрет стоять на месте при раскрученных ожиданиях перемен. Если разрывы между конвенциональными и легальными нормами все же сузятся, то шансы на успех модернизации возрастут. Возможен внезапный срыв в «развал». Он связан с пугливостью наших элит, с их неверием в устойчивость существующей системы.

РОССИЯ, КОТОРАЯ ВОЗМОЖНА Что делать: изменение диспозиции. Развитие социально-политической субъектности. Все группы, заинтересованные в переменах, должны - превратить свой эвентуальный спрос в актуальный, действовать в соответствии со своими интересами. Снижение издержек – «правоохранительный демпинг». Повышение спроса на демократический порядок необходимо подкрепить возможностью смены места в диспозици для тех, кто этого захочет. Общественный контроль – контроль снизу. Гражданское общество более всего заинтересовано в ориентации институтов с на общественные интересы. Здесь общность интересов гражданского общества и высшей власти страны, Горизонтальный контроль – разрушение приватно ориентированных институциональных связей. «Позитивная эволюция» требует переформатирования сложившихся горизонтальных связей. Необходимо снижение влияния их приватных ориентиров, повышение роли позитивного горизонтального контроля. «Контроль сверху» и политическая эволюция. К ритерии преобразований: «респонсивность», интегральность политической системы и ее стратегическая ориентация на решение национальных приоритетов.