Технология формирования временного коллектива в детском оздоровительном лагере Лепнева Ольга Алексеевна, доцент кафедры управления НИРО, кандидат педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа детского лагеря У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. Жан де Лабрюйер.
Advertisements

Программа воспитательной работы с классом «Твой выбор» Составила: Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский.
Педагог - организатор. 1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся. 2. Изучает возрастные и психологические.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Тема педагогического совета Педагогическое взаимодействие- важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
Автор проекта – Сычева Наталья Александровна МБОУ «Гимназия 1» г. Новосибирска.
Лагерь «Мечта» 18 дней радости и счастья. Автор: Петрова Елена Игоревна учитель начальных классов МАОУСОШ 2 г. Окуловка.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Творческое развитие учеников во взаимодействии с учителем Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Лицей 21» Табарокишвили Натальи Ивановны.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Формирование конструктивных моделей взаимодействия в системе «Учитель -Ученик Родитель» как элемент внеучебной деятельности школы.
Создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний период, укрепления физического, духовно- нравственного, эмоционального здоровья детей,
Технология коллективно творческое дело Подготовили: Жекотова Л.В. и Никитина Л.С. – педагоги доп.обр.
Курагинский дом детского творчества образовательное учреждение дополнительного образования детей образовательное учреждение дополнительного образования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа» Детская организация «Республика Лучистая» Основана в 1998 году.
Организация со- самоуправления в классном коллективе.
«Личностно ориентированное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 11» города Калуги. 20 декабря 2012.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Далайская средняя общеобразовательная школа 11» Программа летнего школьного оздоровительного лагеря.
Создание условий для личностного развития детей Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательном учреждении.
Транксрипт:

Технология формирования временного коллектива в детском оздоровительном лагере Лепнева Ольга Алексеевна, доцент кафедры управления НИРО, кандидат педагогических наук

Пирамида Маслоу Физиологические потребности (пища, сон и т.п.) Потребности в безопасности и отсутствии страха перед будущим Потребность в принятии и любви Потребность в уважении и компетентности Потребность в самоактуализации

Ценности Безопасность человека(в пространстве и отношениях) Коллектив Достижения и успех САМО… Безопасность (в пространстве и отношениях) Коллектив Достижения и успех

Коллектив: только движение! Этапы развития коллектива Принципы развития коллектива движения; традиций; перспективных линий; параллельного действия и др. «Зоны» неупорядоченности и скрытое содержание Личное время Характер вещей, которые привозят лети Мобильник? Традиции и ритуалы: Утренний подъем флага Первое представление - отряда вожатых, штаба Передача дежурства Орлятский круг Вечернее прощание «День отшумел…» Легенды лагеря Клятва

«Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом, а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией». Лутошкин Анатолий Николаевич Песчаная россыпь Мягкая глина Мерцающий маяк Алый парус Горящий факел Этапы развития коллектива Оргпериод Основной период смены Итоговый

Цель : Обеспечить адаптацию ребёнка к лагерю через формирование детского коллектива отряда и лагеря в оргпериод. знакомство ребят в отряде, обсуждение и утверждение правил жизни в отряде; знакомство с лагерем, режимом его работы, представление штаба, педотряда, служб, представление программы лагеря; предъявление единых педагогических требований; создание психологически безопасной атмосферы; поддержание позитивного эмоционального настроя через общие песни, речевки, традиции и т.п. Лагерь Искатели сокровищ Динамика погружения! (9 мин) – Обратите внимание как организован приезд в лагерь и встреча детей Задачи:

Безопасность ребенка в лагере начинается с организации Формы оргпериода: Практикум знакомства (ШТД-экспресс, игровой, игра по станциям, газета «Портрет отряда») Общий сбор отряда: Цель и план Законы лагеря и режим Ответственность (распределение, выборы) Операция «Уют» Огонек «Знакомство» Угрозы: Травмы Конфликты Насилие Терроризм

Организация Законы: «Правой руки» «Территории» «Ноль-ноль» «Воды и зелени» «Уважения к песне» «Раз, два, три –за собой убери» Формы самоуправления ЧТП (чередование традиционных поручений) Совет отряда МИГи Совет дела Творческие группы - Команды (спортивная, КВН и другие) Приемы: «Перекличка» «Твой МИГ в полном составе?» «Зам по тылу» «Итог дня – только вместе» «Дежурная сова» «Фотосессия» «Цветопись настроения» «Бортовой журнал» «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем…» Имидж педагога

Место, время, цель Отрядное место Отрядный уголок Костровое место Место в столовой Утренняя линейка или построение Отрядная планерка Совет отряда Отрядное дело Подведение итогов дня (планерка, «свечка», «огонек»)

Подведение итогов дня Самочувствие каждого! «Эффект завершенности» Психотерапевтический эффект Как завтра сделать лучше? Романтика востребована! Приемы. Общий круг Общая песня Притча Микрофон Предмет – символ дня ( цветок, камень…) А что за вопрос? Право первого слова

Форма: от внешней организации к внутренней (самоорганизации) Форма – как составляющая настроя, традиций, норм поведения …нравится даже малышам Для подростков – элемент принадлежности к коллективу, сообществу + феномен групповой идентификации «Мы из «Витославлиц» Помогает украсить повседневность «Главное не форма, а содержание. И форма тоже»

Установка Настрой (приемы мотивации коллектива) Общая/отрядная песня Песня – сигнал («Зеленый свет») СоОр (девиз дня, кричалки, бодрилки) «Красные скамейки», «Тибр» и другие Был такой мальчик… Колыбельная Приемы мотивации (инд.) - Юля-чистюля - Желтая майка - Разбор «полетов» - Кредит доверия - Координатор - Помоги малышам (командировка)

Игра: составляющие успеха Игровая позиция педагога Условность «Как если бы…» (РАТ-практикум по в.Леви) Вариативность игр: массовые и парные, «тихие» и «кричалки» и т.п. Ролевые Саморазвивающиеся

Цель : Обеспечить опыт самореализации ребёнка в разнохарактерной деятельности и гуманных взаимоотношениях через вариативность предлагаемых технологий форм в основной период. Задачи: Предоставить возможность выбора мероприятий, дел, игр на уровне лагеря, отряда, индивидуальных образовательных потребностей. Организовать опыт осознания ребенком происходящего Реализовать мониторинг личностного развития каждого ребенка в соответствии с показателями программы детского оздоровительного лагеря Обеспечить поддержку детских инициатив

Формы основного периода Тренинги (уверенного поведения, управления эмоциями, актерского мастерства и др) Прикладные мастер-классы (кожа, бисер, ленты – плетение и изготовление картин и фенечек, лепка из различных материалов, выжигание, поделки из природного материала); Необычные мастер классы: мыловарение, свечкоотливание, шоколадоделание Мастер классы по танцам, самопрезентации, пластике Интеллектуальные шоу и викторины Ролевые игры Конкурсы актёрского мастерства Театральные шоу Боди-арт шоу Театр теней Балы с принцами и принцессами Карнавальные и маскарадные шоу

Приемы конструирования форм Закономерности творчества: запрет на критику, свобода выражения идей, коллективный «разум» Учить думать и придумывать Метод фокальных объектов «Мозговой штурм» Метод случайного выбора/сочетания «Рано или поздно, под старость или в расцвете сил Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел этот зов…»

Например, Смена «Шоколадные истории» (лагерь «Контакт») Шоколадные истории - твои весёлые каникулы с познанием окружающего мира, традиций разных стран, спорта, национальных блюд и костюмов... и всё это с помощью любимого ШОКОЛАДА. С традиционной русской шоколадкой "Алёнкой" мы узнаем все русские традиции, сыграем в чехарду, устроим бои петухов. Отметим васильковый день, Иван купала, создадим амулеты из природных материалов. История шоколада зародилась в Швейцарии: "Нестле", "Тоблерон", "Кит-кат"... С помощью этих шоколадок мы узнаем ценность времени, на песке построим свои швейцарские часы, поучаствуем в настоящей швейцарской ярмарке, устроим АРТ выставку, которая ежегодно проходит в Базеле и многое другое. Со знаменитым испанским шоколадом валор мы окунёмся в сиесту, праздники и маскарады, карнавалы, дискотеки. Примем участие в футбольном турнире, гольфе и водном поло. Америку мы познаем с самым дорогим шоколадом в мире - La Madeline au Truffle. Перевоплотимся в индейцев и устроим настоящие бои, создадим лук и стрелы. Приготовим настоящее американское печенье, примем участие в национальном черлидинге (американская команда поддержки) и многое другое. И, наконец, с Fruit & Nut, Wispa и Picnic, которые были произведены в Англии, мы устроим настоящий бал в Английских традициях, разгадаем расследование века с Шерлоком Холмсом, создадим необычные сказки с Лордом Беспорядком: Хобби Хорсом, Мартовским заяцем, Шалтай-Болтайем, Панчем и другими. А также мы: сварим свой собственный КИД-кКлубовский шоколад создадим необычные вещи с помощью шоколадных обёрток изготовим кукол для шоколадок из разных стран поучаствуем в шоколадном театре

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн 1. Почему обезьяны не эволюционируют в человека сейчас? 2. Где конец Вселенной? 3. Что собой представляет ветер? 4. Почему люди говорят на разных языках, почему они не смогли сговориться? 5. Как уткам удается выживать при самых сложных условиях? 6. Откуда взялись рефлексы? 7. Почему некоторые люди гениальны, а некоторые не очень? 8. Почему у всех людей разные вкусы в плане еды? 9. Почему дети похожи на своих родителей? 10. Почему смешение газов на Солнце вызывает тепло? 11. Почему люди не могут дышать под водой, ведь они самые развитые существа на планете? (Юра Ш.)

Достижение и успех От внешней мотивации (конфеты, грамоты, подарки…) к внутренней Огонек «Ответь своей звезде» Огонек «Расскажи мне обо мне» Сувенир лагеря (Уголек от костра…) Стена достижений «Я попробовал… Я научился… Уменя теперь есть…» Фото на память Напутствие вожатого

От нового опыта к САМО… Знать возрастные особенности Разнообразие (по содержанию, формам, способам взаимодействия) деятельности Любые изменения должны быть осознаны ребенком Педагогические технологии (технология группового взаимодействия «Веревочный курс», «Детектив», «Башня»; метод проектов и др.) «Сундучок» педагога Новые формы – сначала апробировать на себе!

Итоговый период смены Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив. Задачи: коллективная оценка приобретённого опыта, самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка организация для конструктивного расставания определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее

Отрядные дела итогового периода Итоговые огоньки «Расскажи мне обо мне», «А все кончается…» Итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены «Что получилось, что нет, почему?» Анкета/опрос «Что во мне изменилось» Прощальный костер «До встречи!» Дружинное братание Награждение детей (по номинациям) в отрядах. Музыкальные вечера «Теплые звезды» Гала-концерт «Из лучшего» Акция «Мой подарок лагерю»

Динамика развития смены Из презенентации Чепкасовой О. А., координатор сообщества « Место встречи друзей – детский оздоровительный лагерь » портала « Сеть творческих учителей » Эмоциональное состояние Учеба, труд Собственная мотивация Игра как мотивация ©Центр Социальных Технологий ©Коняхина Н.Н

Аквазорбинг, флеш-моб, фанфик и другие Фанфик – продолжение книги, только уже не его автором, а поклонниками

Качество содержания и организации деятельности определяется Духовно – нравственной зрелостью педагога Его подготовленностью – психолого – педагогической, валеологической, методической Его жизненной позицией А с чем Вы едете в лагерь?

Рекомендуем прочитать! Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность : сб. науч. ст. / редкол. : Н. П. Аникеева, З. И. Лаврентьева, Т. А. Ромм. – Новосибирск, Газман О.С. Неклассическое воспитание = от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М., МИРОС, 2002г. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М., 1989 г. Куприянов Б. В.Формы воспитательной работы с детским объединением. – Кострома, Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., (3-e изд. 2009) Лепнева О.А., Тимошко Е.А. Эффективные технологии воспитания. В.Новгород, Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988 Макаренко А.С. Марш 30 года.- М, Поляков С.Д. Технологии воспитания. - М., ВЛАДОС, 2002г. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989 Сухомлинский В.А. О воспитании.-М., Наука для всех

Опыт других лагерей 1. Всероссийский детский центр "Орлёнок" (ВДЦ Орленок) 2. Лагерь «Контакт» 3. Лагерь КИД – клуб travel.ru/region/4/base/1326.htmlhttp://deti- travel.ru/region/4/base/1326.html 4. Мастерские программы «Валдайская Робинзонада» Все о детских лагерях