Академик А.Л.Асеев Новосибирск-Москва 31 мая 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Центр образования, исследований и разработок «ИНО Томск2020» КОЗЛОВСКАЯ Оксана Витальевна, первый заместитель Губернатора Томской области Инвестиционные.
О РОЛИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ В ПРОЦЕССАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГОНОВ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО РЦ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. формирование профессионального сообщества; формирование молодежной политики как системы мер, направленных на создание.
Проекты Законов « Об инновационном кластере « Парк инновационных технологий » и « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского края К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
О реализации первого этапа Программы развития Южного федерального университета и стратегических задачах на годы Ректор В.Г.Захаревич К заседанию.
Транксрипт:

академик А.Л.Асеев Новосибирск-Москва 31 мая 2013 г.

I. Развитие фундаментальных исследований Для выполнения главной уставной задачи, состоящей в проведении фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим направлениям наук, координации фундаментальных научных исследований научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования Сибирское отделение РАН осуществляет фундаментальные научные исследования по приоритетным направлениям развития мировой науки, по направлениям, в которых институты СО РАН занимают лидирующие позиции в России и в мире, и по направлениям, которые отвечают долговременным стратегическим интересам Российской Федерации и регионов Сибири Суммарный вклад институтов Сибирского отделения РАН в экономику страны при освоении нефтегазовых месторождений Сибири, организацию добычи алмазов и других минеральных ресурсов, развитие энергетики, атомной промышленности и промышленности высоких технологий, оборонного сектора еще предстоит оценить. Ясно, что этот вклад весьма существенен и для России, и для мировой экономики.

Основу мощного научного потенциала Сибирского Отделения РАН составляют научные школы, основанные выдающимися учеными – основателями Сибирского отделения и крупнейших институтов СО РАН. В их числе академики М.А.Лаврентьев, С.Л.Соболев, С.А.Христианович, А.А.Трофимук, В.С.Соболев, Л.В.Канторович, Г.И.Марчук, Г.И.Будкер, С.С.Кутателадзе, Н.Н.Яненко, А.П.Ершов, Д.К.Беляев, Г.К.Боресков, В.В.Воеводский, А.В.Николаев, В.А.Коптюг, В.Е.Зуев, Л.В.Киренский, К.С.Александров, А.В.Ржанов, Ю.Е.Нестерихин, В.П.Чеботаев, А.Л.Яншин, Н.Н.Пузырев, П.И.Мельников, Л.В.Таусон, Н.В.Черский, Н.А.Логачев, А.П.Окладников, А.Г.Гранберг, член-корреспонденты РАН Н.А.Чинакал, Ф.Н.Шахов и многие другие. I. Развитие фундаментальных исследований

II. Участие Отделения в процессе бюджетного планирования а) Для успешной реализации задач фундаментальных исследований, необходимо более активное участие Отделения в процессе бюджетного планирования за счет нового уровня взаимодействия с руководством РАН, Министерством экономического развития, Министерством финансов РФ, Государственной Думой и Советом Федерации. Необходимо добиться большей свободы в распределении базового бюджетного финансирования по статьям расходов, а также использовать часть дополнительного ежегодного бюджетного финансирования для ввода в действие премиальной система бюджетного финансирования. Необходимо обеспечить повышение эффективности расходования бюджетных средств. Ключевым звеном в системе премиального бюджетного финансирования и в системе оценки эффективности работы институтов Отделения должны стать Объединенные ученые советы СО РАН. С этой целью планируется значительное расширения прав и обязанностей ОУСов. б) Необходимо обеспечить дополнительное бюджетное финансирование за счет участия институтов Отделения в Федеральных целевых программах Министерства образования и науки РФ «Приоритетные направления развития науки и техники» и «Кадры», а также работы по грантам РФФИ и РГНФ. в) Проблемой первоочередного характера является развитие материально- технической базы Отделения, включая завершение «недостроя» как за счет средств бюджета, так и за счет средств инвесторов. Возможность для решения этих проблем открывается поручением Вице-премьера Правительства РФ Д.О.Рогозина от РД-П8-554.

Министерство образования и науки Российской Федерации О федеральный целевых программах на годы Исследование и разработки: 202,2 млрд.руб. Кадры:153,5 млрд.руб. Итого: 355,7 млрд.руб. Мероприятия Проведение исследований по приоритетным направлениям Мер. 1.2Мер. 1.3Мер. 1.4 Содержание работ Исследования, инициированные научным сообществом Исследования, инициированные бизнес- сообществом Исследования, проводимые в интересах реализации крупных проектов Объем проекта до 20 млн. руб. в год; в среднем 10 млн. руб. в год млн. руб. в год; в среднем 25 млн. руб. в год до 100 млн. руб. в год Софинансирование0-15%от 40%10-15% Длительность1-3 года2-3 года в зависимости от задач проекта

Важнейшей является работа по переоснащению и развитию материально- технической базы научных исследований. Необходимо продолжение и совершенствование работы приборной комиссии СО РАН с развитием системы конкурсного приобретения дорогостоящего современного оборудования, программы импортозамещения, программы поддержки участков получения пилотных образцов новой высокотехнологической продукции. Будет обеспечена поддержка и развитие сети ЦКП СО РАН на основе активного участия в Федеральных программах и взаимодействия с ведущими университетами Сибири. Будет осуществлена система мероприятий и разработана система мер по повышению эффективности использования уникального дорогостоящего научного и технологического оборудования. Частью этих работ являются проекты Mega-science Институтов ядерной физики и солнечно-земной физики, представленные к рассмотрению в Правительство РФ. Важно отметить, что в ИЯФ ведутся работы по строительству ускорительного комплекса ВЭПП-5 и начаты масштабные работы по созданию принципиально нового мощного ускорителя для РФЯЦ-НИИТФ (г.Снежинск) для решения задач развития ядерного оружейного комплекса. По состоянию на настоящее время Министерством экономического развития РФ подтверждено решение о начале финансирования укрупненного инвестиционного проекта «Национальный гелиогеофизический комплекс РАН» на базе ИСЗФ СО РАН с объемом 3,9 млрд.руб. в течение годов. Солнечный радиотелескоп ИСЗФ

РАЗВИТИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ, ОСВОЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ; ТЕХНОЛОГИИ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДОВ; ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, КОКСА, ВОДОРОДА И НОВЫХ УГЛЕРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ; МАШИНОСТРОЕНИЕ И СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА; НАНОТЕХНОЛОГИИ И НАНОМАТЕРИАЛЫ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИБОРОСТРОЕНИЕ; НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ И БИОТЕХНОЛОГИИ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ. Основу инновационной деятель- ности СО РАН представляет принятая в июле 2011 года Программа развития инновацион- ной деятельности СО РАН по следующим восьми основным направлениям:

Примером продуктивной инновационной деятельности Отделения является участие Института химии твердого тела и механохимии в создании в Новосибирске предприятий по масштабному производству литий-ионных батарей, катодного материала для этих батарей, а также развертывание производства нанокерамики на базе ХК «НЭВЗ-Союз» с участием ИХТТиМХ и ИТПМ СО РАН. Общий объем инвестиций, в том числе со стороны ГК «Роснано», в создание этих производств составил около 20 млрд.руб. При поддержке ГК «Роснано» и Правительства НСО реализуется проект «Создание промышленного производства изделий из наноструктурированной керамики на базе ХК НЭВЗ-СОЮЗ» с участием ИТПМ СО РАН и ИХТТМ СО РАН Вклад институтов СО РАН обеспечил успех проектов создания Томской ТВЗ, технопарков Новосибирского Академгородка, технопарка «Кузбасс», технопарков в Красноярске и Иркутске. На базе научно-технического задела институтов Отделения работают 102 организации, 29 институтов Отделения входят в число учредителей 53 коммерческих и некоммерческих организаций, зарегистрировано 19 хозяйственных обществ, учредителями которых согласно ФЗ-217 являются институты Отделения.

Инновационный ИТ-кластер Новосибирска решением Правительства РФ по результатам конкурса в августе 2012г. включен в число приоритетных пилотных территориальных инновационных кластеров России Приоритеты программы развития кластера: наукоёмкое программирование, биоинформатика, интеллектуализация информационных систем Состав ядра ИТ-кластера НовосибирскаТемпы развития (без СО РАН и вузов) Основные проблемы развития: - Устойчивый дефицит в ИТ- специалистах - Современная инфраструктура высокопроизводительных вычислений Планируемые проекты решения: Высшая школа ИТ (на базе НГУ) - центр магистрской подготовки Кластерный городок (50 тыс. жителей) Межведомственный центр высокопроизводительных вычислений петафлопсного уровня Источники финансирования: частно-государственное партнёрство, 5 лет ~ 45 млрд.руб. - Проблемы качества жизни в регионе: комфортная среда проживания и работы

V. Взаимодействие СО РАН с регионами Сибири Основой взаимодействия Сибирского отделения РАН с регионами «большой» Сибири (все регионы Сибирского федерального округа, Тюменская область, ХМАО и ЯНАО в составе Уральского федерального округа, Республика Саха (Якутия) в составе Дальневосточного федерального округа) является «Стратегия социально- экономического развития Сибири до 2020 года», утвержденная Правительством РФ 5 июля 2010 года. Стратегией предусмотрено увеличение доли высокотехнологического сектора экономики в ВРП с 3% в 2008 г. до % в 2020 году. Число созданных передовых технологий должно вырасти соответственно с 93 до 340, число международных исследовательских центров планируется увеличить с 12 до В Институте нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН выполнен прогноз развития Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского нефтегазодобывающих комплексов на период до 2030 г. и на более отдаленную перспективу. Показано, что в ближайшее время в РФ произойдут коренные изменения в структуре сырьевой базы газовой промышленности. В составе добываемого газа резко возрастет содержание этана, пропана, бутана и конденсата, в Восточной Сибири также гелия. К 2030 г. Россия будет добывать свыше 200 млрд. куб. м жирного газа. Это требует создания мощных предприятий по переработке газа и создает условия для формирования в Западной Сибири, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке крупных мирового класса нефтегазохимических кластеров. На сырьевой базе открытых месторождений необходимо создать крупнейший в мире центр по добыче и выделению гелия. Предложена концепция формирования нефтегазодобывающих, нефтегазоперерабатывающих и нефтегазохимических кластеров.

1. В ТНЦ СО РАН 9 октября 2008 г. - по состоянию и перспективам развития Томской ОЭЗ, с учетом открытия ЦКП «НАНОТЕХ» и функционирования региональной инновационной системы: взаимодействие университетов, исследовательских организаций, научных парков и промышленности; 2. В администрации Кемеровской области 3 февраля 2009 г. - принята Программа научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области и подписано соглашение между СО РАН и Администрацией Кемеровской области; 3. В Правительстве Республики Саха (Якутия) 19 сентября 2009 г. - о роли науки в реализации Схемы комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Якутии; о научных исследованиях СО РАН в области технологии глубокого передела углеводородного и рудного сырья, энергосберегающих технологий и материаловедения; 4. В Правительстве Забайкальского края 24 ноября 2009 г. - по программе «Научное и технологическое обеспечение социально-экономического развития Забайкальского края», развитию минерально-сырьевой базы, решению проблем экологии; 5. В Правительстве Омской области 8-10 февраля 2010 г. - о перспективах сотрудничества Омской области и СО РАН с подписанием Соглашения о сотрудничестве в сфере научно- технической и инновационной деятельности, направленном на решение актуальных социально-экономических проблем области; 6. В Правительстве Республики Бурятия в июле 2010 г. - о научном сотрудничестве между Сибирским отделением РАН и Академией наук Монголии с подписанием соглашений между БНЦ СО РАН и АН Монголии и между ИНЦ СО РАН и АН Монголии; Выездные заседания президиума Отделения в годах

7. В Правительстве Республики Алтай 30 ноября 2010 г. - о перспективах сотрудничества Республики Алтай и Сибирского отделения РАН по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Алтай: развития агропромышленного комплекса в Республике, сотрудничества Горно-Алтайского государственного университета и СО РАН, сейсмобезопасности региона и др.; 8. В ОАО «Газпром добыча Надым» 5 марта 2010 г. - о перспективах внедрения научных разработок академических институтов при комплексном освоении Бованенковского и Харасавэйского месторождений; об основных проблемах развития региона, обеспечении инновационных решений мегапроекта «Ямал», использования новых технологий в нефтегазовой геологии и геофизике, газо- и нефтехимии, медико-биологических проблем работы в условиях Арктики и социально-экономического развития ЯНАО; 9. В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» марта 2011 г. – об участии СО РАН в реализации стратегического плана создания конкурентоспособных автоматических космических аппаратов связи, телевещания, навигации и координатометрии в интересах силовых ведомств и социально- ориентированных программ России. Подписано Соглашение о сотрудничестве между СО РАН и ОАО «ИСС»; 10. В правительстве Республики Саха (Якутия) 8 августа 2011 г. - об исследованиях, связанных с развитием арктических территорий Республики Саха (Якутия), о возможностях наиболее эффективного использования новой научно-исследовательской станции «Остров Самойловский», о разработке арктической программы СО РАН «Комплексные исследования состояния и эволюции природной среды и литосферы Сибирской Арктики»; 11. В апреле этого года подписано Соглашение: Администрация ЯНАО-ОАО «Газпром»-СО РАН о взаимодействии при решении проблем развития ЯНАО. Выездные заседания президиума Отделения в годах

Планируется значительно увеличить вклад институтов СО РАН в выполнение работ в интересах предприятий оборонно-промышленного комплекса, в выполнении задач специальных программ Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной службы безопасности, в проведение работ в интересах обороны и безопасности совместно с предприятиями ОПК России. В развитие этих работ по решению Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ в 2012 году на базе институтов СО РАН образован Центр фундаментальных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности. В настоящее время в рамках указанного Центра запланирована и ведется конкретная и системная работа с ведущими предприятиями ОПК России. Наряду с работой в рамках «Центра фундаментальных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности» институтам Отделения предстоит работа по Программе РАН «Фундаментальные и поисковые научные исследования в области обеспечения обороны и безопасности», программе «Специальные материалы», программах Фонда перспективных исследований, в которых предусмотрены средства на организацию совместных лабораторий и государственные капитальные вложения в развитие экспериментальной и технологической базы институтов Отделения. Предусматривается финансирование этих работ в объеме 2,5 млрд. руб. в гг. VI. Работа институтов СО РАН по развитию оборонно-промышленного комплекса

В институтах СО РАН образовано в интеграции с вузами 179 базовых кафедр, 80 научно- образовательных центров, 52 объекта совместной научной инфраструктуры и большое количество других совместных научно-образовательных структур. Сотрудничество институтов СО РАН с вузами Сибири обеспечило успех их участия в конкурсах на получение статуса федеральных и исследовательских университетов. Программы развития Сибирского и Северо-Восточного федеральных университетов в Красноярске и Якутске, соответственно, и Национальных исследовательских университетов в Новосибирске, Томске и Иркутске выполняются совместно с научными центрами СО РАН. На повестке дня – повышение конкурентоспособности вузов (программа топ-100). Это требует дальнейшего объединения интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов университетов и институтов СО РАН. Необходимы новые формы интеграции науки и образования, в том числе при выполнении совместных научно-исследовательских и инновационных проектов с использованием ресурсов ФЦП Минобрнауки РФ. Необходима работа по повышению уровня школьного образования, поддержке олимпиадного движения и развития специализированных форм школьного обучения, в первую очередь Специализированного учебно-научного центра им. академика М.А.Лаврентьева.

Новый дом в микрорайоне «Серебряное озеро», Новосибирский Академгородок. 65 квартир приобретено в рамках Президентской программы предоставления служебного жилья в 2013 году. В процессе реализации Президентской программы в гг. улучшили жилищные условия 845 семей научных сотрудников. В 2012 г. более чем в пять раз выросло число жилищных сертификатов для сотрудников СО РАН. К концу 2013 г. планируется улучшить жилищные условия еще 116 семьям, итого за гг. улучшит свои жилищные условия 961 семья сотрудников СО РАН. В период гг. намечено двукратное увеличение финансирования в рамках Президентской программы строительства и приобретения служебного жилья для молодых сотрудников. Планируется строительство двух домов экономического класса в м/р «Щ» Новосибирского академгородка в дополнение к уже введенному дому по ул.Шатурской и вводимому в строй дому в м/р «Серебряное озеро», а также реконструкция дома на пр.Строителей под семейное общежитие. В 2013 году запланирован ввод в эксплуатацию дома на 21 квартиру в Якутске, а в 2014 году планируется ввод дома в Иркутском академгородке. Принято решение о строительстве малоэтажного жилья экономического класса в поселке «Каинская заимка», образован жилищно-строительный кооператив «Сигма» из семей сотрудников СО РАН.

По поручению Губернатора Кемеровской области А.Г.Тулеева разработан проект строительства Академгородка в Кемерово с существенным развитием Кемеровского научного центра СО РАН. Глава Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисов одобрил представленный проект строительства жилого квартала «Академический» в г.Якутске, который со временем станет площадкой для строительства Академгородка Якутского научного центра СО РАН. Необходимы меры по развитию территорий Академгородков СО РАН в Новосибирске, Томске, Красноярске и Иркутске, для которых требуются срочные меры по увеличению целевых субсидий на капитальный ремонт инженерных сетей, благоустройство социальной структуры (ЖКХ, здравоохранение, спортивные и культурные сооружения) в размере до 1 млрд. руб. ежегодно на плановый период гг. Руководством Сибирского отделения РАН в тесной кооперации с основными субъектами научно-образовательной и инновационной деятельности на территории Новосибирского Академгородка и совместно с Правительством Новосибирской области подготовлена Долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и Новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на годы». В 2013 г. предусмотрено финансирование ДЦП из средств бюджета Новосибирской области в размере 626 млн.руб. (14 объектов социальной и культурной инфраструктуры).

ОБОСНОВАНИЕ целесообразности принятия Федерального Закона «О статусе Академгородка Российской Федерации" Новые формы организации науки должны обеспечить: - мультидисциплинарность (т.е. в рамках всего комплекса наук) подходов к решению выявившихся глобальных проблем человечества; - большую целевую ориентацию на нужды общества, т.е. усиление прямого и обратного взаимодействия в рамках триады "наука - технология - производство"; - коллективный, в том числе международный, характер работы; - усиление взаимодействия образования и науки с целью обеспечения широкого кругозора молодых специалистов и привития навыков "всю жизнь учиться". По признанию зарубежных специалистов академгородки России как-будто специально создавались с ориентацией на 21 век. Они в связи с этим являются национальным достоянием России и должны быть сохранены и развиты в интересах будущего страны. Вице-президент РАН председатель СО РАН академик. В.А.Коптюг На основе проекта, подготовленного в 90-е годы академиком В.А.Коптюгом и губернатором В.М.Крессом, депутатами С.А.Жигаревым и А.А.Журавлевым разработан и внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального закона об Академгородках.

Необходимы новые, более эффективные формы международного сотрудничества, которые были бы взаимовыгодны и взаимополезны всем участникам международной кооперации. Необходимо полнокровное и равноправное участие в международном разделении научного труда, доступ к международным научным фондам и источникам дополнительного финансирования научной деятельности. Успешные примеры международного сотрудничества: работа Института ядерной физики в рамках проекта строительства и эксплуатации Большого адронного коллайдера в Швейцарии и работа Института археологии и этнографии по палеогенетике древнего человека – «человека алтайского» или «человека денисова». Сибирское отделение, безусловно, должно наращивать сотрудничество с научными организациями и университетами ведущих стран Европейского сообщества - Германия, Франция, Великобритания и др., научными организациями и университетами США, нашими соседями в Азии – Китай, Япония, Республика Корея, Индия и др. Особое значение играет взаимодействие со странами СНГ, в первую очередь, с Беларусью, Украиной и Казахстаном, а также с Монголией, проблемы развития которой идентичны проблемам развития территорий юга Сибири – Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Забайкальский край. Представляется необходимым кардинальное улучшение ситуации с публикационной активностью сотрудников СО РАН в высокорейтинговых мировых научных изданиях. В частности, планируется, наряду с укреплением наших отношений с мировыми издательствами Elsevier, Springer, Pleades и др., организация при Сибирском отделении РАН представительства журнала Nature. Юные лидеры 8 стран мира – участники молодежного инновационного форума ИНТЕРРА во время визита в Президиум СО РАН

Сибирское отделение РАН исходит из представления о наивысшей ценности высококвалифицированных сотрудников Отделения и в своей кадровой работе сочетает опыт и знания старшего поколения ученых с энергией и творческой активностью молодых сотрудников. Для поддержания необходимого баланса в кадровой политике предлагается следующий комплекс взаимоувязанных мер: Обеспечить представительство в органах управления Отделения сотрудников с большим опытом научной и организационной работы и выдающимися заслугами перед Сибирским отделением; Ввести квоту для молодых успешных научных сотрудников (возраст лет) в среднем звене органов управления научными учреждениями: заведующие лабораториями, заместители директора и ученые секретари институтов – для начала не менее одного; Обеспечить постепенное введение квот научных сотрудников среднего возраста (45-50 лет) для занятия должностей в высшем звене управления. Предполагается обновление и омоложение нового состава Президиума СО РАН и омоложение нового состава руководства СО РАН; Постепенный переход к ограничению времени занятия административных должностей двумя сроками по пять лет; Повышение эффективности деятельности служб и аппарата Президиума Отделения. Предлагается до конца 2013 г. пересмотреть и обновить должностные инструкции сотрудников всех служб и аппарата Президиума, определить должностное соответствие сотрудников и предпринять необходимые кадровые решения.

1. Организация секций Президиума Сибирского отделения по актуальным проблемам междисциплинарного характера. 2. Организация из числа молодых членов секций Президиума молодежной части Президиума СО РАН и введение в составе заместителей Председателя Отделения должности ответственного по делам молодежного состава Президиума (по аналогии с Министром по делам Открытого правительства при Правительстве РФ). 3. В новый состав Президиума Отделения предлагается включить членов руководства СО РАН, председателей Объединенных ученых советов, председателей научных центров, директоров крупных институтов, ректоров университетов, председателя СНМ и, в дальнейшем, руководителей секций Президиума. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПРЕЗИДИУМА СО РАН

Лауреаты премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2012 год Игнатов Фёдор Владимирович Тодышев Корнелий Юрьевич Институт ядерной физики им.Г.И.Будкера СО РАН Премия присуждена за цикл работ по прецизионному исследованию свойств элементарных частиц на встречных электронно-позитронных пучках

Высокий профессионализм руководства и сотрудников ГУПов позволяет справляться с ответственными задачами поддержания коммунальной инфраструктуры Академгородков в должном состоянии. Так, по итогам работы в 2012 году ГУП ЖКХ занял второе место в смотре- конкурсе предприятий ЖКХ г.Новосибирска. Однако требуется значительный объем финансовой поддержки для замены изношенных сетей и основного оборудования систем тепло-, энерго-, водоснабжения и водоотведения в научных центрах и Академгородках. Работа с земельно-имущественным комплексом Отделения основана на прочной базе Федерального закона РФ 291-ФЗ от г. Сибирское отделение РАН будет работать и впредь над сохранением целостности и эффективностью использования земельно- имущественного комплекса для достижения уставных целей Отделения, выполнением задач развития науки, образования и инноваций в регионах Сибири. Решение задач развития Сибирского отделения РАН в условиях рыночной экономики повышает роль земельно-имущественного комплекса Отделения как одного из основных резервов развития учреждений Отделения, развития социальной, инженерной и коммунальной инфраструктуры научных центров и Академгородков. В настоящее время Отделение располагает в общей сложности гектарами земель в 15 регионах России, имеет около семи тысяч объектов недвижимого имущества и около 4,5 тысяч объектов движимого имущества. В составе Отделения функционируют девять ГУПов.

Федеральный закон Российской Федерации от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций" Статья 2 1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений, наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких академий наук. Государственные академии наук вправе осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений (далее также - подведомственные организации) и собственников закрепленного за ними федерального имущества, в том числе полномочия по изменению типа подведомственных им государственных учреждений, закреплению за подведомственными организациями имущества, назначению их руководителей, заключению с ними и расторжению трудовых договоров, утверждению и изменению уставов подведомственных организаций.

В условиях открытости современного общества и развития информационных технологий особое значение приобретает деятельность по популяризации достижений науки, пропаганде научных знаний и информации о работе институтов, лабораторий и наиболее успешных сотрудников Отделения. С этой целью Сибирское отделение намерено продолжить издание специализированных журналов, а также журнала «Наука из первых рук». Планируется развивать сотрудничество с центральными журналами этого профиля, такими, как журнал «В мире науки». Подлежат поддержке такие формы работы, как проведение «Академического часа» для школьников, «Губернских академических чтений», проведение дней науки в научных центрах и регионах, создание образовательных экспозиций для школьников и студентов. Необходимо постоянное обновление экспозиции Выставочного центра СО РАН с организацией показавших свою эффективность выездных выставок в регионах Сибири. Необходимы также специальные меры по обеспечению сложной и многоплановой работы Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, для чего необходимо привлечение к этой работе Объединенных ученых советов Отделения по направлениям наук. Будет усилена работа со СМИ, включая работу пресс-службы Отделения, Центра общественных связей СО РАН и газеты «Наука в Сибири». Следует организовать выпуск дополнительного издания СО РАН для широкого круга жителей регионов Сибири. Весьма положительным является опыт участия представителей Сибирского отделения РАН в составе органов исполнительной и представительской власти в регионах Сибири. Необходима тщательная и планомерная работа по обеспечению представительства СО РАН в региональных и федеральных органах власти.

Работа Председателя Отделения с научными центрами и руководством регионов Сибири Всего состоялось командировок в научные центры – более 60, число встреч с высшим руководством регионов – более 40 (указано в скобках) 4(3) 2(3 ) 8(4) 6(2 ) 5(2) 1(1) 15(11) 5(7 ) 1(1)10(6 ) 0(0) 8(6)

Встречи с руководством регионов В.И. Назаров – Губернатор Омской области, 2013 г. В.В. Наговицын – Президент Республики Бурятия, 2010 г. А.Г. Тулеев – Губернатор Кемеровской области – 2013 г. Е. А. Борисов - Президент Республики Саха(Якутия), 2013 г. В.А. Юрченко – Губернатор Новосибирской области, 2012 г. С.В. Ерощенко - Губернатор Иркутской области, 2013 г. А.Б. Карлин – Губернатор Алтайского края, 2011 г. Л.В. Кузнецов- Губернатор Красноярского края, 2012 г.

Финансирование Сибирского отделения РАН Общий объем государственных капитальных вложений за период гг. составит млн. руб. Среднемесячная заработная плата научных сотрудников с учетом районного коэффициента и всех типов надбавок

Успешность деятельности Отделения в отчетный период годы была бы невозможна без слаженной работы и выдающегося вклада многих сотрудников Отделения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ