Стратегия модернизации общего и дошкольного образования в рамках реализации «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия модернизации общего и дошкольного образования в рамках реализации «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности.
Advertisements

Оценка эффективности «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки» А.И. Адамский, научный.
Актуальные тенденции модернизации образования Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» 1.
Финансово-экономические механизмы реализации ФГОС ступеней общего образования Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной.
Тенденции в основных направлениях модернизации общего образования по материалам общественных обсуждений в субъектах Российской Федерации.
Ключевые направления модернизации общего образования Секция 2. Установочное сообщение А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной.
Институциональная модернизация образования в условиях реализации системных федеральных проектов Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт.
Институциональная модернизация системы образования А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Финансово-экономические механизмы реализации приоритетных структурных преобразований в общем и дополнительном образовании детей Шадрина Н.М., заместитель.
Современные финансово- экономические механизмы реализации ФГОС Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
Принципы, механизмы и направления модернизации системы образования А.И. Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика» IV Байкальский образовательный форум.
Отражение параметров дорожной карты в электронном мониторинге на сайтах и «Информика» Дошкольное образование.
Проектирование «дорожных карт», обеспечивающих изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки АНО «Институт.
Планы мероприятий «Дорожные карты» Окружной администрации города Якутска.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
О поэтапной реализации в муниципальном образовании Ейский район «дорожной карты» по ликвидации очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Организация работ по реализации поручения о модернизации системы общего образования и повышении заработной платы учителей г. Южно-Сахалинск, 29 апреля.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС Р.В. Селюков – первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
Об итогах реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования.
Транксрипт:

Стратегия модернизации общего и дошкольного образования в рамках реализации «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки. Часть 1. А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

«Дорожные карты» субъектов Уральского федерального округа 1 1

1 блок. Ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения 2 2

Охват детей программами дошкольного образования, % 3 3

По данным Дорожных карт в целом по УФО заявленная субъектами потребность в местах в ДОО в период гг. сократится с 63,60 до 41,03 тысяч мест В ходе анализа был произведен расчет реальной потребности в местах для каждого субъекта, основанный на: - существующей на начальный период потребности (2012 год) - росте численности детей дошкольного возраста за период годы - поэтапной реализации инструментов сокращения очередности. Сокращение очередности в дошкольных образовательных организациях Расчетная (реальная) потребность в местах в дошкольных образовательных организациях в период гг. в УФО не сократится, а вырастет с 51,91 до 74,77 тысяч мест, что свидетельствует о недостаточном планировании инструментов сокращения очередности в дошкольные образовательные учреждения. 4 4

Заявленная потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях, тыс. мест Тыс. мест УФО (в сумме)63,6054,5449,2844,8242,1741,03 Курганская область15,2710,9011,039,858,598,26 Свердловская область23,2015,507,500,00 Тюменская область4,023,501,981,500,00 Ханты-Мансийский авт.округ – Югра 10,075,974,280,00 Челябинская область3,2612,3420,8831,6633,0832,77 Ямало-Ненецкий авт. округ7,786,333,611,810,500,00 5 5

Расчетная (реальная) потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях, тыс. мест Тыс. мест УФО (в сумме)51,9163,3065,7773,6174,9174,77 Курганская область13,5713,3913,30 Свердловская область16,7015,9023,20 Тюменская область-0,980,010,070,831,513,54 Ханты-Мансийский авт. округ - Югра9,919,585,998,7811,6713,85 Челябинская область6,1717,8716,6620,9718,7014,34 Ямало-Ненецкий авт. округ6,54 6 6

Заявленная потребность и инструменты сокращения очереди в ДОО Тыс. мест Потребность в местах (из ДК) 15,9415,2710,9011,039,858,598,26 Инструменты сокращения 2,022,034,702,670,00 7 7

Тыс. мест Потребность в местах 27,5023,2015,507,500,00 Инструменты сокращения 7,9010,8011,604,300,20 Заявленная потребность и инструменты сокращения очереди в ДОО 8 8

Тыс. мест Потребность в местах 4,654,023,501,981,500,00 Инструменты сокращения 4,023,501,200,650,00 Заявленная потребность и инструменты сокращения очереди в ДОО 9 9

Тыс. мест Потребность в местах 14,5710,075,974,280,00 Инструменты сокращения 4,276,187,5111,644,060,00 Заявленная потребность и инструменты сокращения очереди в ДОО 10

Тыс. мест Потребность в местах 10,103,2612,3420,8831,6633,0832,77 Инструменты сокращения 6,273,939,698,934,072,873,29 Заявленная потребность и инструменты сокращения очереди в ДОО 11

Тыс. мест Потребность в местах 8,107,786,333,611,810,500,00 Инструменты сокращения 1,562,411,622,271,060,601,00 Заявленная потребность и инструменты сокращения очереди в ДОО 12

Расчетная средняя стоимость создания 1 места в новых ДОУ по данным Дорожных карт субъектов УФО в среднем по годам Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1161,81589,4839,51727,4 1329,5 Ямало-Ненецкий автономный округ 561,11279,0370,61006,51258,1754,8871,7 УФО (в среднем)675,6690,2630,61103,5605,5455,5693,5 Тюменская область667,2874,0526,5 689,2 Курганская область541,5655,5781,4 659,5 Челябинская область800,8315,6372,9420,0418,6333,4443,6 Свердловская область424,3345,40,0 256,6 Средняя стоимость создания 1 места в новом построенном ДОУ по всем субъектам УФО по данным Дорожных карт составляет 693,5 тыс. рублей (в порядке убывания стоимости) 13

3) 1) По данным Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округу и Ямало-Ненецкого автономного округа, им удается закрыть потребность в детсадах к 2018 году до нуля. Тогда как расчетная потребность (с учетом роста численности детей и применяемых инструментов) показывает РОСТ дефицита. Субъекты некорректно оценивают остаточную потребность. 2) В большинстве ДК субъектов не предусмотрено отдельные статьи финансирования на увеличение числа мест в группах кратковременного пребывания и развитие альтернативных форм ДО (создание семейных дошкольных групп) 3) Во всех ДК субъектов финансовое обеспечение вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных организациях не разбито на статьи (создание новых ДОО/ реконструкция / возврат ранее переданных / реконструкция с увеличением мощности) 4) Во всех субъектах затраты на создание 1 дополнительного места в ДОУ за счет одного и того же инструмента меняются из года в год, что требует дополнительного обоснования со стороны субъекта либо свидетельствует о необоснованном приведении цифр финансового обеспечения. 5) В Челябинской и Свердловской областях затраты на создание 1 дополнительного места в новых построенных ДОУ значительно ниже ориентировочных 700 тыс. руб. на 1 место, что свидетельствует о риске невыполнения обязательств. Риски невыполнения обязательств и случаи некорректного проектирования Дорожных карт 14

2 блок. Доведение до целевого соотношения заработных плат работников дошкольного, общего образования и средних заработных плат по экономике субъектов 15

Доведение заработных плат педагогических работников дошкольного образования до уровня заработной платы работников общего образования 16

По итогам 1 полугодия 2013 года только 2 субъекта Уральского федерального округа выполняют данное обязательство по 100% соотношению: Тюменская область, Курганская область Субъекты в «группе риска»: Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольного образования, рублей Среднемесячная заработная плата в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации, рублей Текущее соотношение Тюменская область % Курганская область % Челябинская область % Ямало-Ненецкий автономный округ % Свердловская область % Ханты-Мансийский автономный округ - Югра % 17

Заявленное в ДК финансовое обеспечение достижения целевого соотношения зар.плат работников ДОО и ОО. В целом по УФО на гг. = ,8 млн. руб. Млн.руб Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский авт.округ - Югра Челябинская область Ямало-Ненецкий авт. округ

Расчетное необходимое финансовое обеспечение достижения целевого соотношения зарплат работников ДОО и ОО. В целом по УФО на гг. = ,9 млн. руб. 19

Доведение заработных плат педагогических работников общего образования до уровня среднемесячной заработной платы по субъекту 20

По итогам 1 полугодия 2013 года только 1 субъект Уральского федерального округа выполняют данное обязательство по 100% соотношению: Курганская область Субъекты в «группе риска»: Челябинская область, Тюменская область, Ямало- Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования, рублей Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации, рублей Текущее соотношение Курганская область % Челябинская область % Тюменская область % Ямало-Ненецкий автономный округ % Свердловская область % Ханты-Мансийский автономный округ-Югра % 21

Заявленное в ДК финансовое обеспечение достижения целевого соотношения зарплат работников ОО и средней по экономике. В целом по УФО на гг. = ,6 млн. руб. Млн.руб Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский авт.округ - Югра Челябинская область Ямало-Ненецкий авт. округ

Расчетное необходимое финансовое обеспечение достижения целевого соотношения зарплат работников ДОО и ОО. В целом по УФО на гг. = ,1 млн. руб. 23

1) Большинством субъектов заложено избыточное финансовое обеспечение для поддержания средней ЗП педагогических работников ДОО на уровне средней ЗП работников общего образования, а также поддержания средней ЗП педагогических работников ОО на уровне средней ЗП по экономике субъекта. При расчете финансирования субъектам следовало отталкиваться: - от текущего показателя заработных плат и их соотношения - прогнозируемого уровня инфляции - прогнозируемой численности педагогически работников ОО и ДО 2) Финансовое обеспечение не нацелено на постепенное увеличение реальных заработных плат работников в 1,5 раза к 2018 году (не во всех субъектах предусмотрен постепенный Риски невыполнения обязательств и случаи некорректного проектирования Дорожных карт Дошкольное, по УФООбщее, по УФО рост фин. обеспечения, в некоторых даже наоборот снижение к 2018 году) 24

Стратегия и тактика модернизации образования (развилки и интеграция) Стандартизация Унификация Индивидуализация Массовость Рамочное управление «Ручное» управление Качество Эффективность 25

Как должна выглядеть система образования в 2018 г. исходя из задач ДК? Внешние механизмы оценки качества образования Внутри образовательных организаций - формирующее оценивание Нормативы на услуги, конкурентный рынок образовательных услуг Зарплата педагога: преодоление двойного негативного отбора в педагогическую профессию. Программы дошкольного образования вариативны, большое разнообразие программ в негосударственном секторе. 26

Модернизация общего образования Позитивные тренды Оформилась острая потребность в РСОКО и ОСОКО (инструментарий, процедуры и регламенты, эксперты) для увязки объемов финансирования с качеством услуги. Идея доведения средних зарплат пед.работников до уровня средней зарплаты в регионе содержательно продвигает механизмы финансирования. НПФ и СОТ проектируются комплексно. Негативные тренды Усиление «ручного» управления образованием. Сворачивание самостоятельности школ. «Забалтывание» сути ФГОС ступеней общего образования. ЗУН по- прежнему остается единственным содержанием образования Стандартизация в управленческом смысле начинает трактоваться как унификация. 27

Выпей море, Ксанф! Выпей море... (Эзоп) Учитель как транслятор культуры в эпоху высоких скоростей изменений в технологиях и обществе мало дееспособен. Культура самого учителя как профессионала должна отвечать требованиям времени: учитель- транслятор культуры, учитель-навигатор в культуре; учитель-автор; учитель-проектировщик образовательных сред; учитель – как помощник в проектировании собственных способов вхождения в культуру и действия в культуре; автор (мастер) – как учитель; среда – как учитель … 28

29

30

Актуальные технологии (поддерживаемые ИТ-сообществом, государством, СМИ) 1. Облачные технологии (технологии постоянного доступа к данным) 2. Магазины приложений (программное обеспечение как услуга) 3. BYOD (применение личного устройства в целях учебы, работы) 4. 3D-печать, 3D-сканеры (прототипирование, производство - индивидуализация, новые виды продукции 5. Дополненная/виртуальная реальность (исследования, обучение, повседневное использование) 6. Социальная аналитика (технологии анализа больших (открытых) данных) 7. «Социальные»: геймификация, краудсорсинг (игровые технологии в экономике, в образовании) Тенденция на удешевление устройств (технологий) 31

Инфраструктура (статистика по РФ, 2012) Интернет-каналы связи (2012 год) 58% россиян выходят в интернет хотя бы раз в полгода 55% (около 40 млн. абонентов) проникновение мобильного интернета Доступность сети интернет Медленное снижение стоимости планшетов (смартфонов), специфика для РФ Интернет: Дальневосточный округ: 1Мб / 500 руб/мес. Интернет: Средняя по регионам: 6,4Мб Интернет: ЦФО: 16,5 Мбит/с. Школы: 1-2Мб среднее по регионам. ЦФО, Южный, Сибирский ФО: до 10Мб. Устройства 2012 год: 27,5 млн. владельцев смартфонов (рост 80% в 2012) Прогноз 2015 год: Смартфонов - 63 млн. Планшетов - 12 млн. 32

Цифровые привычки и компетентность учащихся (исследования по РФ, 12-17лет) Устройства Собственный компьютер (ноутбук) – 63% Семейный компьютер – 39% Телефон, смартфон, планшет – 30% / 13% / 11% Компетентность Средний уровень цифровой компетентности (% от максимально возможного уровня) – 31% (но по собственной оценке – 80%). Источник компетентности: самостоятельно (75%), школа (13%), друзья (24%), родители (16%) Время Каждый 7-й подросток в будни проводит в сети 5-8 часов 89% детей пользуются интернетом ежедневно Деятельность Поиск информации (фото, видео, новости) – 76% Поиск информации для учебы – 49% Общение, поиск друзей – 40% Онлайн и мобильные игры – 33% 33

Цифровые привычки (западные исследования, студенты колледжей) Устройства 98% обладают каким либо эл.устройством 87% ноутбук 50% стационарный компьютер 53% смартфон / 8% планшет 32% используют облачные технологии Цифровые привычки 70% делают записи электронно 78% заявляют что не могут учится без эл.гаджетов, технологий 91% общаются с преподавателями по 31% считает что преподаватели должны использовать для коммуникации соц.сети Время Каждые 10 мин. проверяют смс, сообщения, фото, видеозаписи 25% времени посвящено занятием с устройстовом/ресурсами не относящимися к уроку 33

Технологические изменения в образовании 1. Индивидуализация образование через инструменты разработки инд.учебных планов, оперативный диагностика/мониторинг образовательных результатов 2. Массовое образование через сеть открытых онлайн-курсов, открытые библиотеки, свободное ПО, горизонтальные коммуникации 3. Электронно-образовательная среда ОУ реализация и проведения максимального кол-ва учебных процессов в электронную среду (протоколы занятий, диагностика развития обр. результатов, мониторинг, управление учебным процессом. 4. Распределение преподавательского ресурса через открытые онлайн лекции, занятия ведущих педагогов, и привлеченных молодых специалистов, распространение успешных практик адаптации ИТ- технологий в образовании 5. Дистанционная проектная деятельность в рамках сети школ, классов, учеников 6. Новые форматы занятий («адаптация» постоянного присутствия детей в социальных сетях/средах, использование BYOD). Включенность учителя в социальное сетевое пространство 34

Что нужно делать сейчас, чтобы быть готовыми к «завтра»? 1. Развитие инфраструктуры Гос.программа: развитие каналов связи (скоростной мобильной связи) для ОУ. Развитие учебных, исследовательских лабораторий (робототехника, виртуальные среды, 3D-печать) Привлечение ИТ-сообществ, инновационные структур в школы, Вузы (оборудование аудиторий, реализация учебно-практических проектов) 2. Развития пространств Образовательное мотивационное (inspired) пространство: архитектурная, электронная, коммуникационная среда ОУ Интеграция в локальные городские сообщества, прозрачность границ ОУ 3. Интеграция, адаптация технологий для образования Проекты: моделирование пространств, социальных сообществ, миров (новые продукты, услуги в рамках ограниченности ресурсов, неопределённости условий) Командная, распределенная учебная и внеучебная деятельность Выход за рамки класса, ОУ, расширения социального круга учащегося: привлечение в образование молодых специалистов из сфер экономики, науки, культуры Развития русскоязычных онлайн-массовых курсов (Coursera.org - 2% российских слушателей) Принцип: Технологии как Средство! 35

Качество образования и введение ФГОС Смена содержания образования (содержание образования равно содержанию учебных предметов или содержание образования - развитие учебной деятельности в начальной школе); Операциональность оценки качества образования в начальной школе (психологический инструментарий оценки результатов образования детей или учитель - инструмент оценки детских результатов?) Модель введения ФГОС - "Сегодняшняя школа плюс..." или школа, строящаяся на принципиально иных основаниях? Институты, обеспечивающие готовность педагога к введению ФГОС: формальное повышение квалификации и аттестация и окладная система оплаты труда или стажировка в школах РО, квалификационное испытание в рамках аттестации и стимулирующие принципы оплаты труда? Стоимость введения стандарта: увеличивать подушевой норматив, увеличивая количество часов на неурочные виды деятельности педагога или рассчитывать стоимость муниципальных услуг? 36

Модернизация финансовых механизмов Как рассчитывать величину подушевого норматива под задачу введения ФГОС: увеличивать количество внеурочных часов и тем самым увеличивать норматив или в основу его расчета положить новые представления о результатах образования? Содержание проблемы полного доведения средств по нормативу до уровня школы - финансировать школу по нормативу или по сложившимся текущим расходам? (обеспечивать конкурентную среду и развивать качество или консервировать текущее состояние качества образования?) Как быть муниципалитетам в отношении "малых" школ: увеличивать им норматив, перераспределять деньги между большими и малыми школами, не доводя средства в полном объеме до большой школы, или развивать систему финансирования множества услуг, оказываемых малой школой? Школа оказывает одну услугу или школа может быть социо- культурным центром, оказывая множество (в том числе не образовательных) услуг населению? Возможно ли настроить бюджетный процесс под эти задачи? 37