Реализация приоритетов Программы «Информация для всех» в Беларуси: состояние и перспективы Петр Михайлович Лапо, директор Фундаментальной библиотеки БГУ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и ориентиры информатизации школы Колгатин Александр Геннадиевич доцент Харьковского национального педагогического.
Advertisements

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Монография под редакцией проф. А.В. Трачука.
Web 2.0: новые технологические возможности на службе библиотек И.В. Юрик Зав. отделом новых технологий, Президентская библиотека Республики Беларусь.
ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ Новицкая Екатерина Компания Трэгросс Конференция «Деловой Интернет»
Ю.Е. Хохлов Академик Российской инженерной академии Саммит по глобальной повестке: Фундаментальная перезагрузка глобальной системы управления миром 28.
«Влияние информационных технологий на этические и правовые аспекты развития общества» ГАОУ СПО Ишимбайский нефтяной колледж Влияние информационных технологий.
Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"
Инновационная базовая площадка Дидактические основы образовательного процесса в период перехода на ФГОС.
Электронная выставка подготовила Кандаурова Л.В. (к семинарскому занятию: Информационные библиотеки на современном этапе)
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно.
1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют новые инструменты для сбора, хранения, обработки, представления.
Чтение как путь формирования человеческого капитала Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось.
Институт им. Д.С.Лихачева как базовая организация государств-участников СНГ в сфере сохранения всемирного наследия Российский научно-исследовательский.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
1 Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы Тестирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Кафедра истории и теории социологии КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Всего направлено 158 студентов КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ.
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
Транксрипт:

Реализация приоритетов Программы «Информация для всех» в Беларуси: состояние и перспективы Петр Михайлович Лапо, директор Фундаментальной библиотеки БГУ, э-почта:

Приоритеты Информация для развития Информационная грамотность Сохранение информации Информационная этика Доступ к информации Многоязычность в кибер-пространстве

Доступ к информации

Региональные консультации по проблемам открытого доступа к научной информации и исследованиям (ЮНЕСКО совместно с Национальной библиотекой Беларуси, г.Минск, 5 по 7 сентября 2012 г.)

Рекомендации

7

8

9

Информационная грамотность

11

Семинар «Основы информационной культуры» на базе IRC посольства США в РБ 12

Семинар «Основы информационной культуры» 13 Тема Время проведения Тема 1: Определение и формулирование информационной потребности пользователя. Идентификация источника информации. январь 2012г Тема 2: Поиск в сети Интернет. Извлечение информации. февраль 2012г Тема 3: Организация и интегрирование информации. Устройства для чтения информации в электронном формате. март 2012г Тема 4: Оценка процесса поиска информации и информационного продукта. Работа над индивидуальными проектами. апрель 2012г. Презентация проектов Вручение сертификатов. май 2012г.

14

ТРАНСГРАМОТНОСТЬ «Трансграмотность – это способность читать, писать и взаимодействовать посредством целого спектра платформ, инструментов и СМИ, письменно и устно, в форме записей от руки, печатного текста, ТВ и радио передач, кинофильмов – вплоть до социальных сетей». (Sue Thomas, professor of new media of the Institute of Creative Technologies at the De Montfort University in Leicester, UK) «Трансграмотность – о контейнерах. Информационная грамотность – об их содержимом» (Lane Wilkinson, библиотекарь СБО и обучения пользователей, Chattanooga, TN, USA). 15

Таксономия грамотности 16 Lane Wilkinson, Библиотекарь. Философ. Книжный червь. Отец.

Reframing Information Literacy as a Trudi E. Jacobson, M.L.S Distinguished Librarian University Libraries University at Albany SUNY 17 Thomas P. Mackey, Ph.D. Dean Center for Distance Learning Empire State College SUNY

18 Культура участия смещает фокус в вопросах грамотности с самовыражения индивидуума на вовлечение сообщества (p. xiii). Confronting the Challenges of Participatory Culture Media Education for the 21 st Century Henry Jenkins 2009

19 Новые грамотности почти все предполагают социальные навыки, развитые посредством сотрудничества и общения в сети. (p. xiii). Confronting the Challenges of Participatory Culture Media Education for the 21 st Century Henry Jenkins 2009

Многоязычность в кибер- пространстве

Информационная этика

41 статья 62 статьи Закон Республики Беларусь Об авторском праве и смежных правах 16 мая 1996 г. Закон Республики Беларусь Об авторском праве и смежных правах 17 мая 2011 г.

Основные нововведения, нашедшие свое отражение в Законе, касаются следующих вопросов: расширение и детализация случаев свободного использования объектов авторского права и смежных прав, в том числе с учетом развития современных информационных технологий; расширение сферы действия исключительного права на произведения и объекты смежных прав на все возможные способы их использования; возможность возврата исключительного права на произведение от нанимателя к автору в случае, если наниматель в течение пяти лет не начнет использование произведения; возможность заключения безвозмездных договоров о передаче прав на использование, а также уступке исключительных прав на произведения и объекты смежных прав.

Оценка от А до D показывает, как хорошо рассматриваемая страна соблюдает интересы потребителей и их применение в своих национальных законодательствах по авторскому праву. Оценка F ставится, если страна полностью не соответствует этим интересам. Также дается общая оценка каждой стране. Общие оценки высчитываются. Исследуемые материалы можно взять у Всемирной организации потребителей. ( belarus) belarus

Перспективы?

Уровни Глобальный (единые ценности, согласованные действия) Региональный (Беларусь, СНГ) Локальный (библиотека, библиотекарь)

Сетевое поколение

«На пути к обществам знаний ради мира и устойчивого развития» (First WSIS+10 Review Meeting) Абдул Вахид Хан, помощник Генерального директора ЮНЕСКО по по коммуникации и информации: «Информационное общество есть строительный материал для обществ знаний. Если концепцию «информационное общество» я рассматриваю в связи с идеей «технологической инновации», то концепция «общество знаний» включает такие аспекты, как социальная, культурная, экономическая, политическая и институциональная трансформации, а также перспективу в плане плюрализма и дальнейшего общественного развития. На мой взгляд, концепция «общество знаний» более предпочтительна, чем концепция «информационное общество», потому что лучше отражает комплексность и динамизм происходящих изменений… Знание, в том представлении, как оно здесь обсуждается, важно не только для экономического роста, но также для усиления и развития всех секторов общества».

Из Всемирного отчета ЮНЕСКО по обществам знаний для всех (2005): «Идея информационного общества основана на технологических прорывах. Концепция обществ знаний включает намного более широкий спектр социальных, этических и политических измерений. Это множество таких измерений, которые исключают идею какой-либо единственной, готовой к использованию модели, модели, не принимающей во внимание в достаточной степени культурного и лингвистического разнообразия, жизненного важного для того, чтобы люди чувствовали себя как дома в меняющемся мире. Различные формы знаний и культуры всегда входят в строение любого общества, включая и такие, которые находятся под сильным влиянием научного прогресса и современных технологий. Было бы недопустимым не предвидеть опасности информационной и коммуникационной революции, ведущей – посредством узкого, фаталистического технологического детерминизма – к единственно возможной форме общественного устройства» (Binde et.al., UNESCO, 2005, p.17). «На пути к обществам знаний ради мира и устойчивого развития» (First WSIS+10 Review Meeting)

Исследование «Грамотность и компетенции, требуемые для участия в обществе знаний» (Авторы: Элис Ли, Hong Kong Baptist University), Н.И.Гендина и др. Цели исследования: (1) Исследовать новую социо-технологическую среду и проанализировать необходимость новых подходов в сфере обучения информационной грамотности; (2) Исследовать концепции грамотности, получившие развитие в последние годы, определить необходимые в будущем навыки и предложить набор для жизни в XXI веке компетенций.

Представление компетенций XXI века 21 st Century Competencies Концептуальные компетенции - Коммуникативные навыки -Навык инновационного мышления и решения проблем -Навык критического мышления -Навык рефлексии -Навык позитивного мышления Практические компетенции -Медийная и информационная грамотность -Навыки к обучению (совместная учеба, самоуправляемое обучение & обучение в течение жизни) Гуманистические компетенции -Социальное общение и виртуальное сотрудничество -Личный менеджмент -Гуманистическое сознание -Цифровое гражданство -Навык межкультурного взаимодействия

Рекомендации Формирование представления о культуре как об «универсальном поле проникновенного всеобщего понимания, которое и призвано изначально обозначаться греческим словом пайдейя и латинским словом культура»* Библиотека как культурная платформа (гуманистическая (человекоформирующая) функция) межсекторного взаимодействия Библиотека как фильтр в глобальной сети * Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда // Вестник БАЕ, с.40.

Рекомендации Библиотека как фильтр в глобальной сети «В настоящее время читают слишком много: удобная возможность получить без особого, точнее, почти без всякого труда со своей стороны бесчисленные мысли, содержащиеся в книгах или газетах, приучает человека, даже уже почти приучила среднего человека не мыслить самостоятельно, не продумывать вновь то, что он читает, а это как раз и есть единственный способ действительно усвоить прочитанное. Таково самое вредное, самое отрицательное качество книги… Я представляю себе будущего библиотекаря в виде фильтра, который должен встать между бурным потоком книг и человеком» (Ортега-и-Гассет, Париж, 1935)** ** Равинский, Дмитрий. Перспективы библиотек. – Режим доступа: Время доступа:

36 Александр ШЕЛЕХОВ Люди, как правило, сами себе создают препятствия, природу тут винить нечего. Основные причины этому две несовершенство человека и несовершенство человеческого общества, в частности государственного устройства. Но не будем вдаваться в подробности, отметим главное: существенная часть усилий человечества направлена не на созидание, а на ликвидацию последствий собственной глупости и недальновидности. Всегда, когда дело запущено, на него приходится тратить значительно больше усилий. Все реформы, перестройки и революции являются расплатой за то, что что-то не было предусмотрено, было сделано не вовремя или не так и т. п. (Александр ШЕЛЕХОВ, член Комитета Государственной Думы по образованию и науке, доктор физико-математических наук, профессор)

37 Стэнли Хауервас (Stanley Hauerwas) Professor Emeritus of Law, Gilbert T. Rowe Professor of Theological Ethics at the Divinity School of Duke University Истории… они не для того, чтобы объяснять мир, как это делает научная теория, но они вовлекают человека на определенный жизненный путь. Научная теория существует для того, чтобы помочь вам узнать об окружающем мире таком, какой он есть, история призвана помочь вам увидеть, как меняется окружающий вас мир благодаря изменениям, происходящим в вас самих

38 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!